Цикличность в развитии экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить «экономические циклы», их виды и фазы, рассмотреть исследования ученых, проанализировать их.
Для получения результата исследования были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие экономических циклов
-рассмотреть виды циклов и их фазы
-изучить причины цикличности
-проанализировать исследования ученых
-рассчитать возможность антициклического регулирования

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………4
1. Цикличность развития экономики и ее причины………………….6
1.1 Понятие цикличности экономического развития ……………..6
1.2 Виды циклов……………………………………………………….10
1.3. Общие причины цикличности экономического развития в работах ученых-экономистов…………………………………………………………….12
2. Цикличность в развитии экономики Беларуси……………………15
3. Антициклическая политика государства. Основные модели и инструменты антициклического регулирования…………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………….33

Файлы: 1 файл

ввввв.docx

— 102.40 Кб (Скачать файл)

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории – макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний. Начиная со второй половины 70-х годов активно стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики. [18]

Механизм государственного регулирования не является раз и  навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями  технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил изменениями проводимой ими  экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования. В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами – здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т.д. В разные исторические периоды индивидуальное и общественное (государственное) начала находили выражение в разнообразных формах организации экономической деятельности, по-разному взаимодействовали и сочетались друг с другом.

В силу ряда причин (укрепление слоя частных собственников –  предпринимателей, легитимизация идей индивидуальных свобод и ответственности и т.д.) в западноевропейских странах в конце 17– начале 19 в. индивидуальное начало заняло доминирующее место в экономике. Обеспечивая возможность саморегулирования экономики, рынок одновременно привносит в хозяйственную деятельность потребность в постоянном развитии. Мотивы и принципы экономического поведения в рамках рыночной системы (стремление к максимализации прибыли и конкуренция) не позволяют экономическим субъектам консервировать технологию и организацию производства. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. [19]

В начале ХХ в. в рыночной экономике роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма».

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики  базируется на следующих принципах:

1.При прочих равных  условиях предпочтение следует  отдавать рыночным формам организации  экономики. На практике это  означает, что государство должно  финансировать только те социально-значимые  отрасли, которые не привлекают  честный бизнес. (Из-за малой прибыльности).

2.Государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а  помогать развитию частного бизнеса.  Игнорирование этого принципа  способно привести к искусственному  доминированию государственных  предприятий над частным.

3.Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика  должна способствовать экономическому  росту и социальной стабильности.

4.Государсвтенное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективнее,  чем в более «рыночную» форму  оно облечено.

5.Особую значимость государственное  регулирование приобретает в  период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в  сфере межгосударственных экономических  отношений (импортно-экспортные  операции, международная специализация  производства, валютные отношения). [21 с. 38]

Вмешательство государства  в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место  так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование  неуместны, не достигают цели или  не дают удовлетворительного решения  экономических и социальных проблем. Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание. К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой. Рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством.

К ним относятся:

а) законодательное определение прав собственности;

б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

в) гарантия приоритетов  личных интересов и экономической мотивации;

г) использование конкурентного  механизма цен, прибылей и убытков;

д) ограничение монопольных тенденций в экономике. [21, с.39]

Государство должно вмешиваться  в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия  и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.

Негативные условия –  это появление всякого рода отрицательных  явлений и тенденций в различных  сферах экономики, которые могут  отрицательно повлиять на предпринимательскую  деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается  в выявлении этих тенденций и  явлений, причин возникновения и  принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть:

а) требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность в обществе;

в) негативные явления в  экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной  продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния  окружающей среды.[21, с.40]

 

 

 

 

 

                                          Заключение

Каждый цикл и кризис воссоздает ту экономическую ситуацию, в которой он может развиваться. Но дать характеристику циклу или кризису можно только с временного расстояния.

Изменяются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это проявляется в синхронизировании циклического движения в разных странах, что сдерживает возможности ослабления кризисных процессов за счет расширения экспорта; в ускорении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в сравнительном уменьшении глубины кризисов; в непостоянстве фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.

Структурные кризисы вызываются глубокими несоответствиями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Именно поэтому они характеризуются длительным характером и не укладываются в  один экономический цикл. Роль структурных кризисов — временное разрешение разногласий международного разделения труда. Они возникли из-за конфликтов между развитыми государствами и развивающимися странами после распада колониальной системы. Это проявилось в глубокой непропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье привели к относительной нехватке этих товаров. Установление независимости, управление своими природными ресурсами разрешили развивающимся странам добиться более объективных цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны смогли в 80-е годы за счет использования дешевых заменителей и переключения на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.

Кризис государственного регулирования принудил развитые страны искать выход из образовавшейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.

Вместе с тем в современных  кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены, заработная плата, занятость, при помощи которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении рациональности в современных условиях принимают участие оставшиеся валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров вкладывает поворотливость механизму самонастройки рыночной экономики.

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Макроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, А.П. Морова, С.В. Шевченко и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 340 с.

2. Селищев,  А. С. Макроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.- 448 с.

3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.

4.Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КРОНУС, 2005. – 688 с.

5. Головачев А.С. Курс макроэкономики. Мн.,2002. 224 с.

6. Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 214 с.

7. Селищев, А.С. Макроэкономика 3-е издание. Открытая экономика,  причины экономического роста,  динамика рынков. - М.: 2005. – 380 с.

8. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. Финансовая Академия, 2008 - 466 с.

9. Е.И. Лавров, Е.А. Капогузов. Экономический рост: теории и проблемы, 2006

10. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П.-Мн. БГЭУ, 2002. – 752с.

11. Национальная экономика Беларуси : учебник / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова.3-е изд. — Минск :БГЭУ, 2009. — 751 с.

12. Экономическая теория: учебное пособие: в 3 ч./ Б.В. Сорвиров [и др.] Гомель: ЦИИР,2011.- Ч.2 -198 с.

13. Баликоев, В.З. Экономические циклы и кризисы /В.З.Баликоев// Общая экономическая теория / В.З Баликоев- М., 1999.- С. 350-392

14.Базылев, Н.И. Макроэкономика  –Минск: Соврем. Школа, 2007. – 288с.

15. Лазарь, С.М. Анализ цикличности экономического развития Республики Беларусь / С.М. Лазарь // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XIV междунар. науч. конф., Минск, 19 мая 2011 г. – Минск : Изд-во МИУ, 2011. – С. 61-62.

16. Министерство экономики РБ – официальный сайт, [электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.economy.gov.by

17. Миксюк С.Ф. Экономика Республики Беларусь: динамика основных показателей и факторы// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2000. - N9.-С.21-31.

18. Экономикс - Макконнелл К.Р., Брю С.Л.,Флинн Ш. М. – пер. 18-го англ. изд.- М.:ИНФРА-М, 2011.- 1010 с.

19.Лемешевский, И.М. , Макроэкономика: мировой опыт и белорусская  практика. Учебное пособие для  студентов эконом. специальностей вузов.- 3-е изд., доп. и перераб.- Минск,2009- 702 с.

20. Зубко Н.М., Макроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы  / Н.М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Каллаур- Пинск: ПолесГУ, 2009.- 174 с.

21. Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. Монография.- Мн.: «ФУАинформ», 2004.- 208с.

 


Информация о работе Цикличность в развитии экономики Беларуси