Циклы в динамике экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Перед предпринимателями всех развитых стран постоянно стоит проблема о беспроигрышном вложении капитала, поэтому изучение экономических циклов с точки зрения прогнозирования возрастании или спада экономической активности является одной из важнейших задач современной экономики. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности экономических циклов в динамике экономического развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Определить понятие экономического цикла, его динамику и виды циклов;
2)Раскрыть особенности кейнсианской модели экономического цикла;
3)Охарактеризовать монетаристскую теорию цикла;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3

1 Экономические циклы и их роль в развитии рыночной
экономики………………………………………………………………..5

1.1 Понятие экономического цикла, его динамика и виды циклов……………..5
1.2 Кейнсианская модель экономического цикла……………………………….11
1.3 Монетаристская теория цикла………………………………………………..12

2 Антициклическая политика государства…...………………………15

2.1 Содержание и основные направления антициклической политики……….15
2.2 Государственное регулирование экономического роста как приоритет атициклической политики………………………………………………………..19
2.3 Антикризисная политика РФ…………………...............................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………......................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….33

Файлы: 1 файл

Циклы в динамике экономического развития.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Кейнсианская модель экономического цикла

 

Значительное место в экономической  науке в области объяснения и смягчения экономических циклических колебаний принадлежит Дж. Кейнсу. После великой депрессии — тяжелейшего экономического кризиса 1929-1933 гг. — обнаружилась неспособность господствующего неоклассического направления предложить глобальные антикризисные решения, и тогда с теорией регулируемого капитализма выступил Дж. Кейнс. Кейнсианская теория цикла не только соединила в себе ряд предшествующих концепций, но и оказалась в центре новой макроэкономической теории, призванной объяснить механизм капиталистического хозяйствования в целом, причины его отклонений от состояния равновесия, а также дать рецепты для государственного вмешательства в процесс воспроизводства. Эта теория рассматривает цикл как результат взаимодействия между движением национального дохода (НД), потребления и накопления капитала, формирующегося динамикой эффективного спроса, определяемой, в свою очередь, функциями потребления и инвестиций. Указанное взаимодействие рассматривается с точки зрения устойчивых связей, характеризующихся коэффициентами мультипликатора (зависимость прироста НД от прироста инвестиций) и акселератора (зависимость инвестиций от прироста НД). Таким образом, важнейшая причина циклического развития, по Дж. Кейнсу, — инвестиционный импульс [ 12, c.154].

Кейнсианская теория цикла послужила  основой государственной антициклической политики, рассчитанной на расширение совокупного спроса в периоды кризисов и его ограничение в периоды подъемов. Главными инструментами антициклического регулирования в соответствии с этой теорией являются бюджетная и кредитно-денежная политика, хотя их эффективность объективно ограничена (ростом инфляции, денежного предложения) и не может устранить внутренние причины циклического развития экономики. И действительно, кризис 70-х гг., резко усилив темпы инфляции и поставив под сомнение кейнсианские методы антикризисного регулирования, положил начало серьезному кризису этой теории.

1.3 Монетаристская теория цикла

 

На смену теории цикла Дж. Кейнса пришла монетарная теория цикла М. Фридмена. Монетаристская теория характеризуется возрождением       классических идей на базе усиления позиций монетаризма, придающего решающее значение денежной сфере в экономической системе. Монетаристы исходят из способности рыночной экономики к саморегулированию. По их мнению, манипулирование эффективным спросом ведет к нарушениям в функционировании рыночного механизма и развитию инфляции. Ввиду этого они считают необходимым ограничение всех форм прямого и косвенного вмешательства государства в экономику за исключением контроля над денежной массой. Современная монетаристская теория цикла основана на идеях М.Фридмана. В рамках экономической системы возможны циклические колебания, вызываемые нарушениями денежного обращения. Их причины кроются в расхождении между спросом на деньги и их предложением. Однако полностью исключается возможность длительных нарушений равновесия, связанных с внутренними свойствами экономической системы

Монетаризм представляет собой  одно из наиболее влиятельных течений  в современной экономической  науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения Термин "монетаризм" был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы.

За более чем три десятилетия  существования монетаризм расширил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

Монетаристкую теорию цикла наиболее полно изложили Р. Хоутри и Хайек. Для монетаристов цикл – это чисто  денежное явление. То есть они считают, что циклы имеют денежную природу. Во время экспансии наблюдается увеличение спроса, т. е. увеличение денежной массы в обращении и скорости обращения денег. Результатом же уменьшения денежной массы и скорости обращения денег является недостаточный совокупный спрос и соответственно падение производства и занятости. Таким образом, монетаристы полагают, что цикл – это уменьшенная копия инфляции и дефляции. Они утверждают, что экономические колебания не могут быть вызваны неденежными факторами – если бы удалось стабилизировать денежное обращение, то цикла не было бы, но этого не происходит, т. к. денежной система присуща нестабильность.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители  строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант количественной теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него — и хозяйственными процессами. Основываясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.

Основными элементами монетаристской теории экономического цикла являются следующие: модернизированный вариант  количественной теории денег, концепция номинального дохода, передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрации воздействия денег на хозяйственные процессы [20].

В данной главе были рассмотрены: понятие  экономического цикла, его динамика и виды; основные модели экономического цикла: кейсианская  модель и монетаристская теория циклов. Мы познакомились со строением  экономического цикла, проиллюстрировали его на рисунке 1, подробно разобрали фазы цикла, выделили их особенности. Рассмотрели основные виды циклов, описали их длительность, причины появления. Изучили кейнсианскую и монетаристкую теории экономического цикла, описали их основные положения, сделали краткий вывод по каждой из теорий.

В следующей главе мы  рассмотрим антициклическую политику и её основные аспекты.

 

 

2. Антициклическая политика государства

 

2.1 Содержание и основные направления антициклической политики

 

До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние  хозяйственной конъюнктуры осуществлялось спорадически, от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельства, т.е. свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется « конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых дает свой рецепт к достижению данной цели. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  1. кейнсианский
  2. классический
  3. теория рациональных ожиданий
  4. неоклассический синтез
  5. новая кейнсианская теория
  6. теория реального экономического цикла [4, c.495].

В зависимости от исходных установок  и ориентиров сторонники того или  иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в  распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Кейнсианская модель предполагает активное вмешательство государства  в экономику, поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы как внутренне неустойчивая и неравновесная. Как показано Д.М. Кейнсом, рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с хронической безработицей. Именно необходимость преодоления экономического кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества является основной целью кейнсианских вариантов макроэкономической политики (надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль - достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.). Кейнсианская модель в своих различных интерпретациях господствовала в экономике стран достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в.

В русле неоконсервативных моделей (в основу которых положены концепции неоклассиков и современных монетаристов), реализованных на практике правительствами Р. Рейгана в США, М. Тетчер в Великобритании, К. Танакой в Японии и др. в 80-х гг. осуществлялся целый комплекс мер по выводу государства из активной "игры" на экономическом поле и усилению конкурентных начал. Проводилась масштабная приватизация государственной собственности, радикальная реформа управления государственными предприятиями, происходило дерегулирование экономики - пересмотр и отмена многих законодательных ограничений и регламентаций (особенно в сфере труда и социальных отношений, антимонопольных мер). Сокращались масштабы перераспределения национального дохода через государственный бюджет, уменьшались как доходная, так и расходная части бюджета. Фискальная политика стимулирования спроса была признана несостоятельной в новых условиях, значение фискальной политики в целом резко снизилось. Последовательное снижение налогов, пересмотр налоговой системы и политики в целом, в частности, уменьшение прогрессивности налогообложения позволило активизировать частные инвестиции, свести на нет эффект вытеснения (государственными инвестициями частных), свойственный кейнсианской модели, упростить решение проблем структурной перестройки экономики, роста производства. Сокращение дефицита государственного бюджета и внутреннего долга основывалось на резком уменьшении госрасходов (прежде всего на социальные нужды, на содержание убыточных госпредприятий, на субсидии и дотации отраслям экономики, на содержание аппарата управления) и действительно сыграло свою роль в экономической стабилизации. Монетарная политика стала основной в системе мер неоконсерваторов. Разумная внешнеэкономическая политика также способствовала усилению конкурентных начал за счет моделей либерализации торговых и иных отношений [21].

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими  концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний [13, c.24].

Основными направлениями макроэкономической политики экономисты считают фискальную и денежно-кредитную политику.

Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается  недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

  • снижение ставки налога;
  • увеличение расходов государства;
  • применение обоих методов одновременно.

Если же в экономике  существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:

  • увеличение ставки налога
  • сокращение расходов
  • применение обоих методов одновременно

В целом антициклическое регулирование  –  комплекс государственных мер  воздействия на экономический цикл с целью сглаживания хозяйственной коньюктуры.  Основные цели этих мероприятий –  обеспечение полной занятости и снижение темпов инфляции [13, c.25].

2.2 Государственное регулирование  экономического роста как приоритет  антициклической политики

 

До недавнего времени  экономический   рост  считался бесспорным благом. Чем больше товаров и услуг производится, тем большим количеством благ располагают люди, тем, соответственно, выше их уровень жизни. Только быстро развивающиеся экономики в состоянии расходовать средства на крупные социальные программы, например помощь малоимущим слоям населения или даже другим странам. Как показывает опыт,  экономический   рост  обеспечивает и большую политическую стабильность внутри страны и в мире в целом.

Под экономическим ростом принято  понимать увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.

Правда, экономисты всегда спорили  о том, каков должен быть  это увеличение в идеале. Одни утверждали, что оно должен быть уравновешенным: развиваться пропорционально росту спроса должны все отрасли экономики. Тогда необходимые перестройки в экономике будут менее болезненными для населения. Другие считали такой рост недостаточно быстрым. Для слаборазвитых стран, например, рекомендовали ускоренный рост лишь отдельных отраслей, называемых лидирующими звеньями. Рост последних должен заставить подтягиваться и другие отрасли народного хозяйства. Сегодня большинство ученых-экономистов вынуждены признать, что не обладают философским камнем и не в состоянии предложить универсальную идеальную модель роста. Даже рекомендации, специально разрабатываемые для отдельных стран, подчас не только не приводят к желаемым результатам, но и вызывают непредвиденные последствия, например разрушение окружающей среды [22].

Информация о работе Циклы в динамике экономического развития