Циклы в динамике экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Перед предпринимателями всех развитых стран постоянно стоит проблема о беспроигрышном вложении капитала, поэтому изучение экономических циклов с точки зрения прогнозирования возрастании или спада экономической активности является одной из важнейших задач современной экономики. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности экономических циклов в динамике экономического развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Определить понятие экономического цикла, его динамику и виды циклов;
2)Раскрыть особенности кейнсианской модели экономического цикла;
3)Охарактеризовать монетаристскую теорию цикла;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3

1 Экономические циклы и их роль в развитии рыночной
экономики………………………………………………………………..5

1.1 Понятие экономического цикла, его динамика и виды циклов……………..5
1.2 Кейнсианская модель экономического цикла……………………………….11
1.3 Монетаристская теория цикла………………………………………………..12

2 Антициклическая политика государства…...………………………15

2.1 Содержание и основные направления антициклической политики……….15
2.2 Государственное регулирование экономического роста как приоритет атициклической политики………………………………………………………..19
2.3 Антикризисная политика РФ…………………...............................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………......................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….33

Файлы: 1 файл

Циклы в динамике экономического развития.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Графически динамика объема производства в масштабе общества рыночной экономики  за длительный период может быть представлена в виде возрастающей прямой (рисунок 3).

 

 


 

Рисунок 3. Графическое изображение экономического роста рыночной экономики в целом за длительный период

 

На графике по горизонтальной оси откладывается время (t), по вертикали — объем производства (Q). Возрастающая прямая ОА свидетельствует о постоянном экономическом росте и развитии рыночной экономики в целом.

Сущность государственного регулирования экономического роста заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными  формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса  проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы.

Экономический рост — центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов. Экономический рост можно исчислить двумя способами:

1) либо подсчитав общий рост  ВНП;

2) либо определив рост ВНП  на душу населения. Но такой  подсчет не дает полного представления  об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства [6, c.350].

 Экономический рост определяется  множеством факторов, важнейшими из которых являются факторы спроса, предложения и распределения.

К факторам спроса относятся такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.

К факторам предложения относятся количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и др.), трудоспособного населения, наличие капитала, уровень технологии и т. д. Зависимость экономического роста от этих факторов прямая.

К факторам распределения относят именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).

Постоянный экономический рост в рыночной экономике имеет ряд  существенных недостатков (инфляция, безработица  и др.), в том числе цикличность. Дело в том, что развитие рыночной экономики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпами, а в ряде случаев (например, сейчас в России) развитие экономики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (рис. 4), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. График колебательной экономической динамики

 

 

 

 

Таким образом, цикличность — это форма движения национальной экономикой мирового хозяйства в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Нельзя не отметить особенности  современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования  экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его  форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она  взаимодействует с циклическим  движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.

2.3 Антикризисная политика РФ

 

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам.

Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация.

Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных  предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного антициклического регулирования еще  не сложился, так как и само циклическое развитие ещё не сформировалось. Здесь существуют лишь некоторые крайности, которых надо опасаться. Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны, преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы. Пока государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций.

Государственная трансформационная политика нынешнего российского руководства до 2004 года прошла три основных этапа:

1) остановка развала экономики,  прохождение поворотной точки  от обвального спада производства  к оживлению;

2) экономический рост. Приоритеты  государственной антициклической  политики на этом этапе –  структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения, проводимая преимущественно на основе использования наличных, недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы ;

3) на третьем этапе экономика  России переходит к широкомасштабному  освоению высокотехнологических производств [12, c.523].

Однако механизм государственного антициклического регулирования экономики  уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной антициклической политике:

- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

- поддержка оживления экономики,  обеспечение устойчивости наметившихся  положительных тенденций; 

- активизация модернизационной  повестки дня: реализация первоочередных  мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал [23].     

Для обеспечения общей  стабильности российскими властями 1 января 2004 был основан стабилизационный фонд. Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

·                     является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

·                     обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

·                     может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов [17].

25 апреля 2007 года президент  РФ Владимир Путин выступил  с обращением к обеим палатам  российского парламента, и ключевой  темой его послания стала концепция  Стабилизационного фонда. С одной  стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:

·                     на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;

·                     трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;

·                     фонд национального благосостояния, или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы, его средства должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений [18].

Предназначение резервного фонда в покрытии бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Размеры Резервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7–13,5% ВВП – то есть примерно такими же, как и у Стабилизационного фонда на 2008год, – около 2,7 трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет.

Предназначение фонда  национального благосостояния в  аккумулировании доходов от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета. Фонд национального благосостояния  - это тот фонд, который можно будет использовать на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь консервативны как Резервный фонд, можно их размещать в более доходные инструменты, имеющие более высокую надежность.

Одним из наиболее ярких кризисов в современной российской экономики является кризис 2008 года. По масштабам и скорости развития фондовый кризис 2008 года уступает в недавней российской истории лишь кризису 1998 года.

Основными причинами кризиса в 1998 году были огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Мировой финансовый кризис 2008-го года — это финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, который появился вследствие надувшегося пузыря на ипотечном рынке, вызванного низкой процентной ставкой ФРС, избытком ликвидности и легкомысленным отношением ипотечных компаний к заемщикам. А цепную реакцию по всему миру вызвал тот факт, что ипотечные компании, пытаясь выйти из тяжелой ситуации с некачественными ипотечными кредитами, стали продавать закладные по ипотеке институциональным инвесторам в США и других странах[26].

Информация о работе Циклы в динамике экономического развития