Чилийская экономическая
модель продолжает рекламироваться
как исключительно успешное явление.
Она представляется способной
поддерживать экономический рост
при сохранении макроэкономического
равновесия. И хотя ее защитники
признают ее социальные издержки, они
настаивают, что модель позволит урегулировать
эти проблемы позже. Впервые примененная
диктатурой модель оказалась настолько
успешной, что гражданское правительство
сохранило ее как основу своей экономической
политики. Она стала копироваться в других
латиноамериканских странах и предлагаться
другим правительствам, избравшим подобный
курс.
Военный переворот 1973 года
стал началом глубоких трансформаций
стратегии экономического развития
Чили. Вступившая на путь реформ
раньше, чем другие страны Латинской Америки,
страна стала своего рода полигоном реализации
идей свободной рыночной экономики в регионе.
Режим генерала А. Пиночета сделал ставку на "шоковую терапию",
рекомендованную монетаристами чикагской
школы. Стал проводится курс на денационализацию
государственной собственности, начался
быстрый "передел" государственного
бюджета, резко сокращались расходы на
социальную сферу.(2)
Вопреки ожиданиям вместо подъема
произошел спад производства, особенно
в промышленности. Инвестиции снизились
до уровня 50-60-х гг. Лишь в конце 70-х гг.
власти (главным образом за счет внешней
помощи) смогли снизить инфляцию до 25-30%
в год. Однако общее состояние экономики
было неустойчивым, происходил быстрый
рост спекулятивных операций в ущерб реальному
производству. Бюджетный дефицит оставался
значительным, чему содействовало снижение
внутреннего платежеспособного спроса.
"Размывался" накопленный в стране
научно-технологический и интеллектуальный
потенциал. Быстро росла безработица (свыше
30%) на фоне увеличивавшийся концентрации
собственности, уровень жизни населения
приближался к границе нищеты, рос государственный
долг.
Одной из главных причин этих неудач
- избранный механизм приватизации:
ускоренные темпы, заниженные цены или
бесплатная передача частным лицам госсобственности.
В результате подобной политики произошло
глубокое имущественное расслоение, государство
не получало реальных денег, а создаваемые
влиятельными силами промышленно-банковские
конгломераты уходили от налогов.
Под влиянием мирового экономического
спада начала 80-х гг. Чилийская
экономика пережила тяжелый кризис,
заставивший изменить экономический курс в сторону
усиления государственного регулирования.
Стала проводиться антимонопольная политика
- не разрешалось в одних руках сосредотачивать
крупную собственность, часть приватизированных
активов вновь вернулась государству,
была установлена более строгая налоговая
дисциплина, государственный контроль
за ценами на товары первой необходимости.
В результате прихода гражданского
правительства в 1990 г. произошло дальнейшее
преобразование экономической политики,
в частности, усилен прогрессивный характер
налогообложения, позволивший изменить
структуру госбюджета в сторону социальных
статей, что было чрезвычайно важно в условиях
огромного расслоения общества и обнищания
населения.
Ныне государственное регулирование
становится все более целенаправленным.
Координирующая роль государства усилилась
в кредитно-финансовой сфере, в отношении
страховых компаний и пенсионных
фондов, в области здравоохранения.
В результате, если в середине 80-х гг. 50%
чилийцев жило в бедности, то сейчас - менее
25%. (3)
При этом поддерживался сбалансированный
бюджет, обеспечиваются более высокие
темпы развития, чем в среднем
по Латинской Америке. В значительной
степени этому способствовала удачная
пенсионная реформа, позволившая аккумулировать
значительные накопления населения (сейчас
около 32 млрд. долларов) в частных пенсионных
фондах, обеспечивающих инвестиции в большинство
секторов экономики.
Однако в экономике Чили сохраняются
предпосылки нестабильности. Сохраняется
сырьевой характер экспорта, растет внешний
долг и возможность внешнего давления.
Хотя положение в социальной сфере
улучшилось, социальная напряженность
сохраняется, что выражается в забастовочном
движении.
- Проблемы национальных экономик и уровень различия стран с переходной экономикой.
Несмотря на декларирование о построении
социализма и выравнивание уровня экономического
развития, в этих государствах реально
экономический уровень развития отличался
по этим странам. (6) В связи с этим по уровню экономического
развития можно выделить 3 группы государств:
- Восточно-Европейские и Прибалтийские государства (Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Словакия, Болгария)
- Евразийская (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия,
Грузия, Армения)
- Азиатские страны (Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Монголия)
Общими проблемами
для этих являются:
- Наличие больших монополий в экономике, вследствие функционирования
планово-административной системы в этих
государствах отсутствовали однопрофильные
предприятия, это привело к отсутствию
конкуренции
- Наличие больших государственных секторов с неэффективной системой управления
- Отсталая технологическая база, которая привела к
неконкурентоспособности товаров на мировом
рынке
- Отставание в развитии системы производственных отношений, в этих странах сформировались
отношения, характерные для дикого капитализма
– личная свобода, ограниченная угрозой
наказания
- Общинный тип отношений
Отдельные группы стран
имеют свои особенности:
Восточно-Европейские и Прибалтийские
государства:
- Наличие достаточно широкого слоя индивидуальной собственности и мелкого предпринимательства, которое не было полностью уничтожено за годы Советской власти. Этот слой стал основой для формирования новых товарно-денежных
отношений
- Наличие сравнительно высокого уровня развития производительных сил, поскольку практически все высокотехнологичные производства (гражданского сектора) были расположены в этих государствах
- Высокий уровень образования, высокая квалификация рабочей
силы
- Наличие европейских культурных традиций и европейской системы производственных отношений, которые лишь на небольшое время и не полностью были прерваны советской властью.
Эти особенности позволяют данным
государствам быстрее остальных преодолеть
переходный период и уже в наступающем
времени находиться на пороге включая
в группу развитых стран.
Евразийская группа :
- Полным разрушением слоя мелких предпринимателей и индивидуальных собственников в связи с тем, что в этих странах раньше установилась советская
власть, искажение в экономическом механизме
были наиболее значимые. В частности: уничтожение
личной собственности привело к отсутствию
слоя мелких предпринимателей, которые
могли бы стать основой для формирования
товара денежных отношений.
- Наличие супер концентрированного производства. В странах этой группы оказался наибольший государственный сектор и наибольшая монополизация экономики.
- Большая роль оборонной промышленности функционирование которой в переходный период оказалась непосильным бременем
для ослабевшего государства.
- Наличие достаточно развитой производственной базы, которая способна обеспечить данную страну практически всем спектром продукции.
- Наличие высококвалифицированной рабочей силы. По уровню образования эти страны занимали хорошие
позиции.
- Наличие евразийских культурных традиций, существование которых мешает созданию классического капиталистического общества, отсутствие представлений о гражданской ответственности
Перечисленные особенности не позволяют
сделать однозначного вывода о перспективах
государств этой группы. Если для европейских
и азиатских государств существуют примеры
успешного преодоления переходного периода,
то для данных стран таких примеров пока
не наблюдалось.
Азиатские страны:
- Высокая плотность населения, высокая рождаемость, это ведет к наличию высоко дешевой
рабочей силы.
- Слаборазвитая производственная база
- Низкий образовательный уровень населения и как следствие низко квалифицированная рабочая сила.
- Наличие большого влияния феодальных пережитков.
Плановая структура делает общество менее
гибким . Социальная иерархия определяется
не личными дарованиями а происхождением
человека. В этих государствах в силу феодальных
пережитков очень высока роль отдельного
человека в управлении.
- Близость к очагам политической нестабильности (Афганистан).
Все это позволяет предположить
что страны данной группы не смогут
войти в группу развитых стран. В
лучшем случае присоединятся к богатым
развивающимся странам, обеспечив
свое богатство за счет продажи
минерально-сырьевых ресурсов.
Заключение.
Мировая экономика последних десятилетий
развивалась под влиянием многих
проблем общепланетарного значения.
Наибольшее влияние на развитие глобальной
экономической системы оказывают
процессы интернационализации хозяйственной
деятельности, что усиливает в экономическом
развитии роль внешнеэкономических связей.
Современное мировое экономическое развитие
неразрывно связано с проблемой отсталости
развивающихся стран. В интернационализованном
мировом хозяйстве продвижение каждой
подсистемы и национальных экономик во
многом зависит от состояния всех составных
частей в целом. Развивающиеся страны
прилагают усилия, чтобы вырваться из
положения бедных и беднейших государств.
За последние десятилетия в экономическом
и социальном развитии мирового хозяйства,
в позициях развивающихся стран произошли
изменения. Их национальные хозяйства
стали более диверсифицированными. В ряде
стран основное место в производстве заняла
обрабатывающая промышленность, меняется
лицо сельского хозяйства.
Позитивную роль в решении основных
вопросов современного хозяйства могла
бы сыграть демократическая перестройка
институциональной основы мирового
экономического механизма, придание главным
международным и межгосударственным
институтам универсального характера,
учитывающего интересы всех субъектов
мирового хозяйства.
Список использованной
литературы.
- Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник для вузов / З.Л. Раджабова. – 2-е изд., испр. – М: Инфра-М, 2004. – 336 с.
- Вускович П. Чили: растет цена экономического
чуда. Международный общественно-политический
и аналитический журнал "Альтернативы",
русск. изд., вып.3, 1993.
- Денисова Е. Опыт макроэкономической стабилизации
в государствах Латинской Америки. МЭ
и МО, 8.93.
- Гордеев, В. В. Мировая экономика и проблемы глобализации / В. В. Гордеев. – Москва: Высшая школа, 2008. – 406 с.
- Международная экономика: В. П. Колесов, М. В. Кулаков — Санкт-Петербург, Инфра-М, 2011 г.- 432 с.
- Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. –
М.: 2001.