Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель – дать сравнительную характеристику экономических районов Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Определить современное геополитическое положение Российской Федерации;
2. Изучить сравнительную характеристику экономических районов Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского.
Введение 3
1. Современное геополитическое положение Российской Федерации 4
2. Сравнительная характеристика экономических районов Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского 9
2.2. Характеристика Центрально-черноземного экономического района 9
2.2. Характеристика Западно-Сибирского экономического района 22
2.3. Сравнение Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского экономических районов 29
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37
Оглавление
Обоснование рациональной территориальной организации народного хозяйства, построенное с применением новейших методов исследований, возможно только при использовании методологии и результатов исследований многих наук. Среди них значительная роль принадлежит экономической географии.
Она изучает объективные
Научная проблематика, связанная с экономико-географическим обоснованием территориальной организации народнохозяйственного комплекса России, представлена тремя направлениями: теоретическим, методическим и экспериментальным.
Актуальность темы заключается в том, что экономическая география как наука занимает важное место в общенаучной и профессиональной подготовке экономических кадров в нашей стране.
Цель – дать сравнительную характеристику экономических районов Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Определить современное геополитическое положение Российской Федерации;
2. Изучить сравнительную характеристику экономических районов Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского.
Геополитика – это научное направление, изучающее зависимость внешней политики и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими экономико-географическими факторами.
В системе политико-
- макроположение (на политической карте мира);
- мезоположение (в пределах
- микроположение – это выгодное или невыгодное расположение отдельных участков границы с соседними государствами.
На мировой арене
1) территориально расширилось
2) расширился блок НАТО;
3) появились новые мощные геополитические центры;
4) активизировались агрессивные
устремления исламского
5) снизился военный потенциал России.
В настоящее время
зоной преимущественного
- транспортно-географическое положение;
- промышленно-географическое положение;
- рыночное положение;
- демографическое состояние;
- рекреационно-географическое положение.
По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.
Нет сомнения, в том, что, с одной стороны, Восток или Зауралье России живет какой-то своей жизнью - политической, экономической, социальной. С другой стороны, это регион, который находится в совершенно иных геополитических условиях, нежели Европейская Россия. Было бы достаточно банальным упоминать здесь о Китае, о перспективной роли в целом в политике и экономике всего мира - и также, естественно, о слишком слабых демографических, экономических и политических позициях России на этих рубежах.
Есть ли какие-либо шансы и надежды у России: укрепиться в Сибири и на Дальнем Востоке в геополитической перспективе, не потерять эти территории - как экономически, так и политически; стать полноценным политическим актором в Тихоокеанском регионе? Такие шансы пока есть. Но их необходимо эффективно использовать, причем в самые ближайшие годы.
Предпосылки к этому: наличие пока все же целостной социокультурной и цивилизационной российской общности, общий менталитет, навыки социокультурной адаптации.2
Гораздо хуже обстоит дело с транспортно-экономической связностью. Дело не только в том, что социально-экономические связи Запада и Востока России обслуживаются недостаточным количеством железнодорожных, автомобильных магистралей, авиарейсов. Проблема состоит в слабом понимании российской политической и экономической элитой политического и социального значения увеличения роли данных западно-восточных коммуникаций. Понятно, что их надо всячески стимулировать: за счет льготных транспортных тарифов - как грузовых, так и пассажирских; а также за счет специальных проектов по социокультурному обмену и общению.
Кроме того, необходимо избирательно, точечно, предварительно продумав географические аспекты, давать льготы отдельным людям, сообществам, организациям в целях более прочного и надежного обустройства в привлекательных районах и населенных пунктах.
Главное - не повторять советских ошибок: огромные, часто слабо продуманные капиталовложения с низкой эффективностью и полное огосударствление экономики. Даже в суровых природно-климатических условиях Зауралья роль государства не может и не должна быть всеобъемлющей и давящей все и вся. Иначе будет очередной откат на Запад, даже после возможных первоначальных политических и экономических успехов.
Ситуация с Китаем серьезная. Пока Китай отвлечен на соревнование с США: кому быть к концу XXI века сверхдержавой. И здесь он «пользуется» Россией, не предъявляя пока к ней повышенных геополитических претензий, держа курс на стратегическое партнерство. Однако всем ясен сейчас слишком разный экономический «вес» партнеров, а в будущем - и разный политический «вес».
Учитывая, что вполне разумно, наконец, была проведена демаркация российско-китайской границы, следует, с одной стороны, «не зарываться» в военно-политической и экономической поддержке Китая в рамках именно его стратегических целей (в том числе и «против» США), а, с другой стороны, безусловно, по-прежнему способствовать культурному и торговому обмену, не допуская взаимной дискриминации.
При этом, однако, надо более четко продумать политику по отношению к китайской иммиграции и китайским инвестициям на Дальнем Востоке и в Сибири - с учетом всех плюсов и минусов. Иначе эти вопросы попросту будут «решены временем» - уже без участия российских политиков и российского государства.
Мы забыли о Японии. Как быть тут: вопросы о Курильских островах и мирном договоре, препятствующие развитию более интенсивных политических и экономических связей между Россией и Японией? Необходимо разделить, развести всеми возможными идеологическими, политическими и «техническим» средствами вопросы о мирном договоре и о Курилах.
Что касается самих Курил, то России, конечно, необходимо задуматься по-настоящему: зачем ей эти территории - просто ли для удовлетворения национального самолюбия и выдвинутых навстречу потенциальных врагам военных баз, или же для какой-то другой (может быть, цивилизационно-культурной) цели? Пока это непонятно, даже при всех усилиях российского государства как-то изменить печальную демографическую и социально-экономическую ситуацию на островах. У нас по-прежнему нет стратегии.
Вернемся к глобальным аспектам. Есть ли системный взгляд на роль и перспективы России в Тихоокеанском регионе, исходя из её современных сибирско-дальневосточных геополитических позиций?
Скажем так: России Тихого океана пока еще не было - несмотря на всю политическую, культурную и экономическую эпопею второй половины XIX - начала XX века. И тем менее это возможно.
Россия сейчас - слабый геополитический фактор в Тихоокеанском регионе, чьи экономические и культурные позиции, пожалуй, еще более слабые. Пока, как ни странно, только её «вечное» и постоянно возрождающееся во всевозможных кризисах государство - конечно, не в точном европейско-американском смысле. Это, фактически, достаточно устойчивые социокультурные конструкции, включающие и принимающие в своем функционировании на новых или слабо освоенных территориях государство как «внутреннее» условие существования общности в целом.
В том-то и дело: перенос столицы может быть оправдан лишь в двух ясных случаях: либо это политический и даже цивилизационный «ва-банк» (как было, кстати, с Петербургом), либо это всем очевидный геополитический ход, следующий за перемещением культурных и экономических центров.
В нашей современной ситуации подобных обстоятельств пока нет, нужно пока просто «выжить», политически и экономически «успокоиться», обрести культурную и цивилизационную «оседлость». И лишь после этого - приступать и внимательно думать.3
Нет сомнения, что европейские корни современной России еще сильны, это и хорошо. Но уже нет той «старой Европы», которой Россия во многом обязана и своей цивилизационной идентичностью, и политическими и экономическими институтами, и научно-техническими нововведениями. Россия, как мне кажется, немного «задержалась» в той «старой Европе», что, кстати, как ни странно, сказывается не в лучшую сторону в её несколько старомодной и не очень эффективной внешнеполитической дипломатии.
В состав Центрально-Черноземного экономического района входят: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области с площадью 167,7 тыс.км2 (1% от всей территории России) и проживающим в них населением по данным на 09.10.2002 г. 7,517,456 чел. (5,3% от всего населения России). По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж (903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск (102).
Центрально-Черноземный
Используя преимущества своего географического положения между важнейшими экономическими районами страны, а также большие природные и людские ресурсы, Черноземный Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным районом.
В межрайонном территориальном
разделении общественного труда
Центрально-Черноземный район
Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного экономического района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1 оцениваются в 31,7 млрд.т, в т.ч. в Курской области 9,3 млрд.т, в Белгородской 22,4 млрд.т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области - Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.