Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Бюджет, денежное обращение – зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствуют об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают культура, духовность и нравственность в любом обществе. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Государственный бюджет: понятие и структура………………...5
Сущность дефицита бюджета и причины его возникновения…………………………………………………….10
Источники финансирования бюджетного дефицита…………...16
Заключение…………………………………………………...…...18
Ответы на КТЗ……………………………………………………20
. Список использованных источников…………………………..21

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА К СДАЧЕ!!!!!!! - копия.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Здесь мы сталкиваемся с Дефицитом  бюджета - превышением издержек над прибылями государственного бюджетного фонда, характереным сегодня для большинства стран. Страны развитого рынка признали объективность Дефицита бюджета и приняли принципиально новую политику - политику Дефицита бюджета. Признание объективности Дефицита бюджета в условиях рыночной экономики требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития.

Являясь финансовой категорией, дефицит бюджета выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех затрат в силу роста предельных общественных расходов производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Дeфицит бюджeтa представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных прибылей, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование издержек, не обеспеченных собственными выгодами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в  результате дополнительного выпуска денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних кредитов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению Дефицита бюджета, поиска эффективных источников покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

 

 

В исключительных случаях  превышение затрат над прибылями  становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (боевых действий, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных издержек.

 

 

 

Виды Бюджетного дефицита

Различают следующие  виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

 

 

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных  займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных  кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные кредиты путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные займа от других уровней бюджетной системы и займы, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных кредитов и займов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, Дeфицит бюджeтa может финансироваться только на долговой основе. Долги резервного банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых долгов при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования Бюджетного дефицита. 

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия Дефицита бюджета, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и издержек на обслуживание государственного обязательства РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его прибылей без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных затрат, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение задолженности субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов  от объема выгод без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

 

 

 

 

 

 

3. ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

-средства, поступившие  от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;

-бюджетные займы;

-Долги, предоставленные  кредитными организациями, международными  финансовыми организациями; 

иные источники внутреннего  финансирования Бюджетного дефицита:

-поступления от торгово-промышленной деятельности акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

-поступления от реализации  государственных/региональных/муниципальных  запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

-курсовая маржа по средствам бюджета;

прочие источники внутреннего  финансирования Бюджетного дефицита.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования Бюджетного дефицита включаются:

-средства, поступившие  от размещения государственных  кредитов, которые осуществляются  путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная цена которых указана в иностранной валюте;

-Долги иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юр. лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные долги (заимствования);

-Займы кредитных организаций  в иностранной валюте.

-прочие источники  внешнего финансирования Бюджетного дефицита.

Дeфицит бюджeтa: плюсы и минусы

Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.

Наличие Дефицита бюджета  обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты  очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных издержек и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Под Дефицитом бюджета  понимается превышение затрат государственного бюджета над его прибылями.

Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение прибылей бюджета над издержками. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение выгод над затратами без учета издержек на обслуживание государственного займа.

Наличие Дефицита бюджета  обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать Дeфицит бюджeтa достаточно сложно в силу ряда причин. Объем долгов по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти долга накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Наличие крупного Дефицита бюджета было основной проблемой  российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), более 28% от затрат бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. Российский рубль., что составляло 36% от объема издержек.

 

Законы

Законами о федеральном бюджете Российской Федерации дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. Российский рубль. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. Российский рубль. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. Российский рубль., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. Российский рубль. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение прибылей над издержками было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. Российских рублей, что составляет 3,1% от объема бюджетных затрат и 0,55% от внутреннего валового продукта.

Если при составлении  проекта бюджета обнаруживается превышение выгод над затратами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных издержек либо для снижения налоговой  нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем прибылей оказывается выше затрат, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности;

 

-уменьшить доходы от торговой деятельности государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - от реализации государственных запасов и резервов);

-направить средства на дополнительное погашение долговых задолженностей;

-увеличить расходы  бюджета, в том числе за счет  передачи части выгод бюджетам  других уровней.

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить  налоговые поступления в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления