Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа
Бюджет, денежное обращение – зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствуют об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают культура, духовность и нравственность в любом обществе. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Введение…………………………………………………………………..3
Государственный бюджет: понятие и структура………………...5
Сущность дефицита бюджета и причины его возникновения…………………………………………………….10
Источники финансирования бюджетного дефицита…………...16
Заключение…………………………………………………...…...18
Ответы на КТЗ……………………………………………………20
. Список использованных источников…………………………..21
В соответствии с указанными требованиями Бюджетного кодекса в законе о федеральном бюджете на 2003 год были предусмотрены направления использования профицита. В сумме 51,4 млрд. Российских рублей (71%) эти средства были направлены на погашение государственного обязательства и в сумме 20,7 млрд. Российских рублей (29%) - на пополнение финансового резерва. Средства финансового резерва, в свою очередь, могут использоваться для замещения внутренних и внешних источников финансирования Бюджетного дефицита и погашения государственного задолженности. Порядок управления финансовым резервом устанавливается Правительством РФ в соответствии с законом о бюджете.
Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Столь серьезные преобразования бюджетной системы, которым мы являемся свидетелями, не должны остаться “за бортом” учебной программы
при изучении дисциплины экономическая теория. Следует уделить заслуженное внимание изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив в план семинарских занятий отдельные пункты: “Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ” и “Основные направления реформирования бюджетного законодательства”. Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики.
ОТВЕТЫ НА КТЗ
КТЗ-1
Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
А. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
Б. Сумма расходов государства превышает сумму доходов;
В. Расходы государства уменьшаются;
Г. Сумма
налоговых поступлений
Д. Обязательства государства превышают его активы.
Ответ: Б. Государственный бюджет - это смета, баланс денежных доходов и расходов государства. Если в процессе рассмотрения бюджета обнаруживается превышение расходов над доходами, то в данной ситуации говорится о дефиците государственного бюджета, т.к. дефицит соответственно рассматривается как превышение, нехватка денежных средств.
КТЗ-II
Балансирование
А: Ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета
Б: Равенство доходов и расходов госбюджета;
В: Балансирование
структуры и повышение
Ответ: В. Наращивание экономического потенциала,
повышение доходов увеличит налоговую
базу, что приведет к увеличению налоговых
поступлений, расширению доходной части
бюджета, более полному выполнению государством
его функций в рыночной экономике. Поэтому,
метод функциональных финансов рассматривается
как повышение эффективности национального
хозяйства и сбалансирование структуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления