Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 01:48, курсовая работа
В рамках данной работы рассмотрим основные демографические проблемы экономически развитых стран на примере стран Евросоюза.
Основной целью нашего исследования будет оценка основных демографических проблем Евросоюза и перспектив их развития.
Для решения поставленной задачи в ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:
- анализ показателей естественного и миграционного прироста
- оценка проблем международной миграции
- анализ проблемы «старения населения»
- анализ уровня занятости населения.
Таблица 2. Десять стран ЕС, граждане которых представляют наиболее многочисленные группы иностранцев в других странах ЕС, на начало 2008 года
Страна гражданства |
Тыс. человек постоянно проживающих в других странах ЕС |
% от общей численности |
Основные страны проживания и % от численности этой группы иностранцев в ЕС |
Румыния |
1677 |
5,4 |
Испания (44%), Италия (37%) |
Италия |
1262 |
4,1 |
Германия (45%) |
Польша |
1197 |
3,9 |
Германия (35%), Великобритания (33%) |
Португалия |
965 |
3,1 |
Франция (52%) |
Великобритания |
919 |
3,0 |
Испания (39%) |
Германия |
773 |
2,5 |
Испания (24%), Австрия (16%) |
Франция |
602 |
2,0 |
Бельгия (22%), Великобритания, Германия, Испания (27%) |
Нидерланды |
459 |
1,5 |
Германия (31%), Бельгия (27%) |
Испания |
439 |
1,4 |
Франция (31%), Германия (26%), Великобритания (15%) |
Греция |
431 |
1,4 |
Германия (74%) |
Значительная часть иностранцев-граждан стран, не входящих в ЕС, также проживает в Германии, Испании, Италии, Франции и Великобритании (табл. 3). Определенное исключение составляются граждане Албании, более половины которых из числа проживающих в ЕС, сосредоточены в Греции. Если поданные Турции, Алжира, Эквадора, Греции предпочитают селиться в какой-то одной определенной стране ЕС (более 70% от всех граждан соответствующих стран, проживающих в ЕС), то поданные других стран – в двух, трех и более странах, то есть более рассредоточено.
Состав иностранного населения (граждан других государств), проживающего в каждой стране, существенно различается в зависимости от факторов миграции. Трудовая миграция, политические потрясения, исторические взаимосвязи, географическая близость, общий или сходный язык, сложившиеся социальные сети – все это оказывает влияние на выбор следующей страны проживания.
Между странами предыдущего и нового проживания, как правило, существуют устойчивые взаимосвязи, обусловленные историческим развитием, как в случае с Францией, Испанией, Португалией, Великобританией и их бывшими колониями.
Привлечение значительного числа рабочих из Турции в 1960-1970-е годы, а позднее - из Румынии обусловило значительное число турок в населении Дании, Германии, Нидерландов и Австрии, а румын – в населении Испании. Италии и Венгрии.
Значительное число эмигрантов из Ирака в Дании и Швеции, а также из бывшей Югославии в Австрии, Германии и Словении связано с бегством от войны и политической нестабильности в поисках убежища в новом месте жительства.
В марте 2005 года Европейская Комиссия открыла широкую общественную дискуссию своим докладом "Как противостоять демографическому вызову и новая солидарность поколений" (The Green Paper "Confronting demographic change and a new solidarity between the generations"). Демографический вызов состоит в ускорении старения населения Европы с неизбежным усилением нагрузки на сложившуюся систему социального обеспечения и защиты. При этом сам факт увеличения ожидаемой продолжительности жизни европейцев, которые стали жить дольше, чем когда-либо раньше и чем жители практически всех остальных регионов мира, является, безусловно, неоспоримым достижением.7
Как известно, старение населения является следствием не столько роста продолжительности жизни, сколько чрезмерного снижения рождаемости. Ставить задачи в области рождаемости - не дело политиков, однако к сфере их ответственности относится обеспечение проведения такой политики, которая бы, как минимум, не приводила к созданию социальной среды, неблагоприятной для семей с детьми.
В настоящее время Европейский Союз (ЕС) столкнулся с рядом экономических и демографических перемен, которые бросают серьезный вызов его способности сохранить сложившуюся социальную цельность.
Опасения относительно перспектив экономического развития европейской экономики осложняются озабоченностью в связи с быстрым старением населения Европы. По мере того, как многочисленные поколения родившихся в период бэби-бума неуклонно становятся все старше, изменение соотношения численности различных поколений и роли в общественной жизни будут представлять все более серьезный вызов балансу между поколениями и социальной общности, складывавшимся на протяжении многих лет. Некоторые наблюдатели опасаются, что Европа войдет в жесткий цикл, в течение которого растущая нагрузка по уходу за старшими поколениями будет подавлять экономическую активность и снижать уровень благосостояния общества в целом.
Феномен «седеющего населения» сформировался во второй половине ХХ века. Историками и демографами установлено, что в древности и в средние века «старость» была чрезвычайно редка, и вплоть до XVII века только 1 процент людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель вырос до 4 процентов. По оценкам демографов, около 70 процентов сегодняшнего населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30-40 процентов - более 80 лет.
В связи с этим в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения.
По оценкам западных специалистов, при сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах число детей до 15 лет сократится к 2050 году на 40 процентов - до 87 миллионов, а численность стариков возрастет вдвое - до 169 миллионов человек. Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 году 169 миллионов иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока. Прогнозы демографов свидетельствуют о том, что в ближайшие 50 лет резко изменится возрастная структура населения в европейских странах в пользу средних и старших возрастов.
Исходя из этих возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (то есть одинаковое число тех, кому 0-9 лет, 10-19 лет, 20-29 лет и т.д.). Для сравнения: возрастная структура общества 1900 года для той же группы стран выглядит как пирамида, поскольку большее количество людей приходилось на самую младшую возрастную группу, гораздо меньше людей фиксировалось в трудоспособном возрасте и наименьшая доля людей - в пожилом.
Более того, на смену возрастной структуре населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме «перевернутой пирамиды»: одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет. Основание возрастной пирамиды демонстрирует численность детей, середина - трудоспособное население, вершина - пожилых и старых людей. При этом пирамида представляет «молодое общество», в котором большую долю населения представляют дети, прямоугольник - «зрелое общество», а перевернутая пирамида - «постаревшее и старое общество»8.
Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и, соответственно, растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения.
Растущая доля пожилых людей сказывается на устойчивости пенсионных систем и рынка труда, экономическом состоянии и перспективах медицинской помощи. Ситуация стареющего населения в странах Европейского союза потребует к 2035 году привлечения в западноевропейскую экономику не менее 35 миллионов работников-мигрантов, так как без этого невозможно будет поддержать современную пенсионную систему ЕС и его передовые экономические позиции.
Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей во всех промышленно развитых странах. В среднем прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10 процентных пунктов - с 14,3 процента в 2000 году до 25,7 процента в 2040 году. Ожидается, что темпы старения для таких стран, как Австрия, Германия, Канада, Италия, Испания, Республика Корея, Нидерланды, Швейцария и Япония, будут особо быстрыми. 9
В течение последних сорока лет Европа выигрывала в результате того, что многолюдные поколения родившихся в период послевоенного бэби-бума пополняли все увеличивавшееся население трудоспособного возраста. Этот демографический дивиденд уже практически исчерпан, поскольку, начиная с 2010 года, эти поколения начнут достигать пенсионного возраста. Из-за низкой рождаемости, наблюдавшейся в последние десятилетия, число молодых людей, вступающих на рынок труда, будет заметно меньше числа покидающих его в связи с выходом на пенсию. В результате, общая численность населения рабочих возрастов будет сокращаться. Демографические прогнозы с достаточно высокой точностью предсказывают численность населения трудоспособного и более старшего возраста на перспективу до 20 лет, поскольку это поколения уже родившихся людей. Какие-то отклонения от прогнозируемых величин могут быть связаны только с непредвиденными изменениями в миграции и смертности.
При отсутствии иммиграции, превышающей потоки эмиграции, население некоторых стран-членов ЕС уже сейчас сокращалось бы. На деле, чистая миграция в страны Европы-25 остается довольно высокой с конца 1980-х годов, причем в 2003 году она даже превысила миграционный прирост населения США. Базовый вариант прогноза населения, выполненного Евростатом в 2004 году, исходит из того, что объем чистой миграции в ЕС будет составлять ежегодно около 800 тысяч человек. Относительно коэффициента суммарной рождаемости предполагается, что в долгосрочной перспективе его значение составит от 1,4 до 1,85, то есть оно несколько увеличиться по сравнению с ее современным крайне низким уровнем (чуть более 1 в некоторых странах ЕС). Более высокие значения миграционного прироста и рождаемости окажут незначительное влияние на быстрое изменение соотношения между численностью населения трудоспособного и старше трудоспособного возраста, которое неизбежно произойдет в ближайшие десятилетия. Более того, хотя увеличение иммиграции и рождаемости и может предотвратить сокращение общей численности населения, его старение будет продолжаться в той степени, в какой сохранится рост продолжительности жизни.
Высокая динамика процесса старения населения требует пересмотра государственной политики в сфере занятости. У значительной части пожилых людей сохранятся в приемлемой мере здоровье и трудоспособность, а поэтому они смогут продолжить трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для лиц с пониженной трудоспособностью, а также привлекательные условия (экономические, организационные и финансовые) для продолжения их трудовой деятельности.
Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих трудящихся вынуждали досрочно, до достижения 60 лет, уходить на пенсию. Надо признать, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением уходили на «заслуженный отдых». Если процесс старения населения приведет к пересмотру указанного метода регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут оказаться важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда.
После введения в Амстердамское соглашения 1997 года специального раздела по занятости, статистика рынка труда стала основой для многих политических стратегий Европейского Союза (ЕС). Чрезвычайный Совет Европы, собравшийся в Люксембурге в ноябре 1997 года, поддержал достаточно амбициозную Европейскую стратегию занятости, направленную на сокращение безработицы и гендерных различий в занятости путем поддержки устойчивого роста занятости. 10
В настоящее время Европейский Союз (ЕС) столкнулся с рядом экономических и демографических перемен, которые бросают серьезный вызов его способности сохранить сложившуюся социальную цельность.
После периода значительного роста экономической занятости в 1997-2001 годах ситуация на рынке труда заметно ухудшилась из-за замедления экономического роста в большинстве стран-членов ЕС. За последние годы отставание ЕС от США по производству ВВП на душу населения и производительности труда усилилось. Кроме того, бурно развивающиеся экономики таких стран, как Китай и Индия, оказывают все возрастающее конкурентное давление на бизнес в ЕС и все чаще воспринимаются, скорее, как угроза, а не как возможность экспансии на экспортных рынках.
В среднем за 2008 год в экономике Европейского Союза (ЕС-27) было занято 226,2 миллиона человек, что на 14,7 миллиона, или на 7% превышает показатель 2000 года. За этот период увеличилось и число занятых в США, хотя в меньшей степени (на 6,0%), а в другой крупнейшей экономике мира - Японии - число занятых немного (-0,8%) сократилось (рис. 15)
Информация о работе Демографические проблемы Экономически развитых стран мира