Демографические проблемы Экономически развитых стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 01:48, курсовая работа

Описание работы

В рамках данной работы рассмотрим основные демографические проблемы экономически развитых стран на примере стран Евросоюза.
Основной целью нашего исследования будет оценка основных демографических проблем Евросоюза и перспектив их развития.
Для решения поставленной задачи в ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:
- анализ показателей естественного и миграционного прироста
- оценка проблем международной миграции
- анализ проблемы «старения населения»
- анализ уровня занятости населения.

Файлы: 1 файл

Демографические проблемы Экономически развитых стран мира Поляков.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 15. Число экономически занятых в Европейском Союзе, США и Японии, 2001-2008 годы, миллионов человек

 

Рост числа занятых в экономики был неравномерным. В Европейском Союзе устойчивый и усиливающийся рост наблюдался в 2003-2007 годах, тогда как в 2001-2002 и 2008 годах отмечалось замедление прироста числа экономически занятых (рис. 16). За 2008 год прирост составил 0,9%, что превышает значения 2002-2004 годов, но вдвое ниже, чем было в 2007 (1,8%).

В США замедление темпов роста числа занятых в экономике наметилось уже в 2007 году, а в 2008 году оно сократилось на на 0,7 миллиона человек, или на 0,5%. Для Японии в начале текущего десятилетия было характерно сокращение числа экономически занятых, а в 2004-2007 годах наблюдался его умеренный рост. В 2008 году оно сократилось по сравнению с 2007 годом на 0,3 миллиона человек, или на 0,4%.

Рисунок 16. Изменение числа экономически занятых в Европейском Союзе, США и Японии, 1997-2008 годы, в % к предыдущему году

 

В странах-членах ЕС-27 и кандидатах на вступление в ЕС прирост числа занятых в экономике за 2001-2008 годы существенно различался (рис. 17). Во всех странах ЕС-27, кроме Венгрии и Румынии, число экономически занятых увеличилось. Прирост составил от 0,5% в Португалии до 25,5% в Люксембурге. В 15 странах он превышал среднее значение по ЕС-27 (7%). В Венгрии число занятых в экономике практически не изменилось, а в Румынии - сократилось за 2002-2008 годы на 1,9%, что превышает сокращение в Японии за рассматриваемый период - 2001-2008 годы (-0,8%).

Рисунок 17. Изменение числа экономически занятых в странах Европейского Союза, странах-кандидатах на вступление в ЕС и некоторых других странах за 2001-2008 годы*, в % к 2001 году

 

В 2008 году число занятых в экономике Румынии увеличилось по сранению с предшествующим 2007 годом, но в 4-х других странах ЕС-27 - сократилось (рис. 18). Среди рассматриваемых европейских стран наибольшее сокращение числа экономически занятых (на -1,7%) отмечалось в Исландии, в наибольшей степени пострадавшей от финансово-экономического кризиса уже в первые месяцы. В ЕС-27 наиболее значительно снизилось число экономически занятых в Венгрии (-1,2%). В Ирландии сокращение составило -0,9%, в Литве и Испании - по -0,5%.

Вместе с тем, в некоторых странах сохранялся высокий прирост числа занятых в экономике. Особенно значительным он был в Люксембурге (+4,8%), Польше (по оценке, +4,0%), Болгарии (+3,3%) и Словении (+2,8%). За пределами ЕС-27 высоким приростом отличались Македония (+3,2%) и Норвегия (+3,1%).

Рисунок 18. Изменение числа экономически занятых в странах Европейского Союза, странах-кандидатах на вступление в ЕС и некоторых других стран за 2008 год, в % к 2007 году

 

В последние пять лет в ЕС-27 наблюдалась тенденция снижения безработицы, которая сохранялась и в 2008 году, несмотря на существенное замедление. Общий уровень безработицы снизился до 7,0% экономически активного населения против 9,1% в 2004 году (рис. 19). Более существенно снизилась безработица среди женщин - с 9,8% в 2004 году до 7,5% в 2008 году, или на 2,3 процентного пункта. Среди мужчин уровень безработицы ниже, и сокращение его было несколько меньшим - на 1,9 процентного пункта (с 8,5% в 2004 году до 6,6% в 2007-2008 годах).

В предшествующие годы уровень безработицы в ЕС-27 был существенно выше, чем в США и Японии, где безработица среди женщин, напротив, несколько ниже, чем среди мужчин, хотя сами различия не очень велики. Однако в этих странах рост безработицы, особенно существенный в США (5,8% в 2008 году против 4,6% в предшествующем 2007 году) обозначился уже в 2008 году. В Японии прирост составил 0,1 процентного пункта (4,0% против 3,9%).

В сентябре 2009 года уровень безработицы в ЕС-27 поднялся до 9,2%, а число безработных превысило 22 миллиона человек. При этом безработица среди мужчин стала превышать безработицу среди женщин (9,3% против 9,0%).

В США уровень безработицы в сентябре 2009 года составлял 9,8%, а в Японии в августе 2009 года - 5,5%.

Рисунок 19. Уровень безработицы в Европейском Союзе, США и Японии, 1997-2008 годы, % от экономически активных

 

Уровень безработицы среди стран ЕС-27 варьировался в 2008 году от 2,8% в Нидерландах до 11,3% в Испании (рис. 20). В большинстве стран (в 16 из 27) уровень безработицы, по сравнению с 2001 годом, снизился, особенно значительно в странах Восточной Европы. В Болгарии, Польше и Литве сокращение составило от 11 до 14 процентных пунктов, в Словакии - почти 10, в Эстонии -7. На Кипре уровень безработицы не изменился, составляя 3,8%, а в 10 других странах он увеличился, причем более всего - на 3,6 процентного пункта - в Португалии.

В 2009 году уровень безработицы рос по всем странам ЕС-27, хотя и в разной степени. В сентябре 2009 года уровень безработицы составлял от 3,6% в Нидерландах и 4,8% в Австрии до 19,3% в Испании и 19,7% в Латвии.

Рисунок 20. Уровень безработицы в странах Европейского Союза и некоторых других странах, 2001 и 2008 годы*, % экономически активных

 

В большинсте стран ЕС-27 безработица среди женщин выше, чем среди мужчин. Однако в некоторых странах выше среди мужчин. Так, в 2008 году более высокая безработица среди мужчин отмечалась в Ирландии (7,5% против 4,8% среди женщин), Румынии (6,7% против 4,7%), Латвии (8,0 и 6,9%), Великобритании (6,1 и 5,1%), а также в меньшей степени в Литве, Эстонии и Германии (рис. 21).

Рисунок 21. Уровень безработицы среди мужчин и женщин в странах Европейского Союза и некоторых других странах, 2008 год*, % экономически активных

 

В 2006-2007 годах отмечались положительные тенденции изменения безработицы по другим параметрам. Понемногу сокращалась доля длительной безработицы (12 месяцев и более), снизившейся с 4,2% в 2004 году до 2,6% в 2008 году. Заметно уменьшилась безработица среди наиболее уязвимой в этом отношении группы рабочей силы - в возрасте от 15 до 24 лет. В 2007 году безработица среди молодежи до 25 лет составила 15,3% от экономически активного населения против 18,6% в 2004 году. В 2008 году она составила чуть больше - 15,4% (рис. 22), а в сентябре 2009 года возросла уже до 20,2%.

Рисунок 22. Уровень безработицы по отдельным группам населения в Европейском Союзе, 2000-2008 годы, %

 

5. Основные направления демографической политики стран ЕС

 

Проведенный анализ статистических показателей стран ЕС, показал, что основные демографические проблемы экономически развитых стран связаны со снижением роста рождаемости, «старением населения» и интенсивными миграционными процессами. Эти неблагоприятные тенденции оказывают негативное влияние на показатели экономического роста по средством ухудшения положения на рынке занятости.

В целях улучшения демографической ситуации необходимо выработать комплекс мер по преодолению сложившихся негативных тенденций.

Проблему падения рождаемости, теоретически, может снизить увеличение мигрантов, однако, учитывая сегодняшний общественный климат, многие считают это политически опасным.

С другой стороны, в долговременной перспективе иммигранты не решат проблему; они сами постареют, а их показатель рождаемости войдет в рамки, типичные для страны проживания.

Есть еще один путь: увеличить репродуктивный показатель работоспособного населения, вовлекая в него больше людей и отдаляя пенсионный возраст. Правда, последнее вряд ли понравится избирателям.

Остается создавать стимул для увеличения рождаемости.

Некоторые аналитики считают, что страхи демографов преувеличены. Особенно ироничным им видится обеспокоенность снижением численности населения и одновременно истощением полезных ископаемых и борьбой за жизненное пространство.

Помимо всего прочего, способность женщин контролировать рождаемость является позитивным проявлением, освобождая прекрасную половину человечества от частых беременностей.

Оспаривают этот факт далеко не все желающие увеличить уровень рождаемости. Между тем, эти люди задаются вопросом, является ли свободным выбором намерение женщин ограничить количество членов своих семей или оно связано с финансовыми соображениями и обеспокоенностью женщин своим положением на работе.

Многие европейские страны уже претворяют в жизнь демографическую политику. У некоторых из них более ярко выражено стремление увеличить рождаемость.

Швеция делает больший упор на равноправии мужчин и женщин нежели на желании увеличить уровень рождаемости и предоставляет в случае рождения ребенка комплексную поддержку в виде более высоких выплат матерям, свободного рабочего графика для обоих родителей и помощи по уходу за ребенком.

В свою очередь, Франция гордится своей общепризнанной демографической политикой, нацеленной на увеличение уровня рождаемости. В частности, государство стимулирует семьи с детьми налоговыми льготами и социальными выплатами.

Другие страны также вынашивают идеи прямых выплат, стимулирующих рождаемость.

В Польше, население которой за последние шесть лет сократилось на полмиллиона человек, недавно одобрен закон, согласно которому женщинам будут платить за каждого рожденного ребенка.

В одном из городов Италии, население которой к 2050 году может сократиться на треть, местные власти предложили семьям выплаты в сумме 10000 евро за каждого новорожденного.

Пока неясно, насколько эффективным является материальное стимулирование рождаемости. Согласно одному из исследований, увеличение социальных выплат на четверть приводит к незначительному росту числа новорожденных - возможно, на 0,6%.

Кроме того, еще предстоит в полной мере оценить насколько действенными являются щедрые выплаты женщинам в период отпуска по уходу за ребенком и государственные программы поддержки материнства и детства.

Уровень рождаемости в Швеции и Франции может быть выше, чем в большинстве других европейских стран. В то же время, несмотря на заботу о матерях и детях, шведы и французы пока не достигли показателя 2,1 ребенка на женщину, который необходим для поддержания стабильного уровня численности населения.

В этой связи Европа по-прежнему действует осторожно. И некоторые считают, что европейцам, возможно, придется смириться с фактом, что есть женщины, которые предпочитают оставаться бездетными или иметь маленькую семью.

Недавние исследования, проведенные в Германии, указывают на то, что женщины в действительности хотят иметь по одному ребенку, в то время как нормой часто считается двое детей в семье. Кроме того, выяснилось, что некоторые счастливы, оставаясь бездетными.

Ни внезапные изменения рождаемости, ни резкое увеличение миграционного прироста не могут предотвратить драматического сдвига в соотношении младших и старших групп населения, особенно если принять во внимание тот факт, что иммигранты со временем, как правило, перенимают модели репродуктивного поведения, характерные для принимающего сообщества. Эти радикальные изменения в возрастном составе населения будут иметь важнейшие последствия в ближайшие десятилетия, которые потребуют долговременных совместных действий в таких сферах, как занятость и социальная политика, включая социальную защиту, здравоохранение, иммиграцию, обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин в образовании, профессиональном обучении и повышении квалификации на протяжении всей жизни.

Ожидается, что доля населения 80 лет и старше в общей численности населения Европы-25 удвоится за 2000-2030 годы. Многие люди этого возраста нуждаются в ежедневном уходе и помощи. Но у них будет все меньше детей, которые могли бы присматривать за ними, как из-за более низкой итоговой рождаемости этих поколений, так и из-за высокой занятости и географической отдаленности представителей младших поколений.

В настоящее время социальный уход за людьми старших возрастов осуществляется, в основном, неформальным образом (родственниками, членами домохозяйств). Среди людей старше 65 лет около 20% получают какой-либо вид неформального ухода, тогда как среди людей старше 75 лет эта доля составляет от 30% до 60% в зависимости от того, как определяется неформальный уход. Люди, обеспечивающие такой неформальный уход за пожилыми, часто страдают финансово, физически или психологически, не получая достаточной поддержки, как люди, профессионально ухаживающие за больными и престарелыми. Можно предвидеть, что в будущем все большее число пожилых людей будет проживать одиноко и поэтому рассчитывать на неформальную помощь со стороны других членов домохозяйств им не придется. Дальнейший рост экономической занятости женщин также будет сокращать возможное предложение неформального ухода за престарелыми членами домохозяйств. Поэтому развитие системы профессионального социального ухода и помощи одиноко проживающим пожилым людям быстро становится насущной необходимостью и важнейшим приоритетом социальной политики.

Поскольку основными потребителями услуг здравоохранения и помощи в повседневной жизни являются люди преклонного возраста, вступившие в завершающий период жизни, особенно значительное увеличение спроса на услуги здравоохранение и социального ухода ожидается с достижением поколениями рожденных в период бэби-бума возраста 80 лет и старше, то есть в течение ближайших 20-30 лет.

Рост продолжительности жизни и ускорение старения населения неизбежно потребуют увеличения периода экономической активности и более позднего выхода на пенсию, а также пересмотра схем поддержки инвалидов и пенсионеров. С увеличением доли работников старших возрастов и имеющих какие-то ограничения по здоровью в общей численности рабочей силы важным направлением политики станет адаптация рабочих мест и других условий занятости к нуждам и возможностям этих групп работников, что может стать важнейшим вкладом в увеличение потенциала рабочей силы, повышение удовлетворенностью жизнью и общественного здоровья. При этом будущий статус здоровья населения в значительной степени будет определяться современным образом жизни и отношением к здоровью как общества в целом, так и его отдельных граждан. Поэтому стратегии формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний и травм приобретают неоспоримый приоритет в контексте старения населения.

Информация о работе Демографические проблемы Экономически развитых стран мира