Денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе мы рассмотрим теоретические основы денежной политики, выясним, в чем состоит ее сущность, в чем ее функциональное значение и углубимся в историю вопроса. Во второй главе мы уделим внимание деньгам, как неотъемлемой части механизма денежной политики, рассмотрим их сущность, функции, виды и значение. В третьей главе мы подойдем к вопросу эмиссии денег, как средству денежной политики, к инструментам, а также к прогнозам денежно-кредитной политики России на 2007 год. В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги.

Содержание работы

Введение
I Теоретические основы денежной политики
1. Понятие и цели денежно - кредитной политики
2. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами
2.1. Подъём Кейнсианской экономики
2.2. Монетаризм
II Деньги
1. Сущность денег
2. Функции денег, состав и особенности
3. Виды денег
4. Экономическое значение денег
III Денежная политика государства
1. Эмиссия денег
2. Денежная политика в России
2.1.Основные цели и принципы кредитно – денежной политики России
2.2. Инструменты денежно – кредитной политики в РФ
2.3. Денежно - кредитная политика в РФ на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Денежная политика государства.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

Деньги безналичного оборота.

Большое значение имеют деньги безналичного оборота. Такие деньги имеют ряд преимуществ, в числе которых снижение издержек за счёт уменьшения таких расходов, как печатание дензнаков, их транспортировка, пересчёт, охрана. Особенности безналичных денежных расчётов:

В операциях с наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель. В безналичных расчётах к числу участников прибавляется банк, в котором осуществляются расчёты в форме записей по счетам заёмщика и получателя;

Участники безналичных расчётов состоят в кредитных отношениях с банком;

Перемещение денег производится путём записей по счетам участников операции. Так оборот наличных денег замещается кредитной операцией. Это показывает значение целесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег.

Денежная масса и денежная база.

Обычно деньги определяют как обобщённое средство покупательной способности, принимаемое в качестве оплаты за товары и услуги. Бумажные деньги, монеты и депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, квалифицируют как «деньги», потому что они служат прямым средством оплаты. Исходя из этого определения, депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков и подобные им ликвидные финансовые средства, не являются деньгами, поскольку их надо сначала конвертировать в депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, а потом использовать для платежа. Такие высоколиквидные активы из-за лёгкости, с которой их можно конвертировать в деньги, воспринимают как «почти деньги» (квазиденьги). То есть, совокупный объём наличных денег и денег безналичного оборота является денежной массой. Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата, в состав которого включаются наличные деньги в обращении - деньги вне банков, а также деньги безналичного оборота: остатки на расчётных и текущих счетах, вклады до востребования, депозиты предприятий и организаций, вклады населения в банках. Совокупный объём денежной массы, в том числе и её прирост во многом определяется увеличением абсолютных размеров кредита банков. С этой стороны величина денежной массы в обращении представляет собой результат денежно-кредитной политики.

Денежная база представляет собой:

Суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков;

Средства в фонде обязательных резервов банков;

Остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков.

Регулирование объёмов денежной массы и денежной базы осуществляются с помощью мер денежно-кредитной политики. В их составе можно отметить изменение учётной ставки при предоставлении ресурсов ЦБ в порядке рефинансирования коммерческих банков, установление норм образования Фонда обязательных резервов коммерческих банков, ограничение операций коммерческих банков в ЦБ и т.д. Эти меры служат предотвращению чрезмерного роста денежной массы и денежной базы.

Компоненты денежных агрегатов. Перед тем, как приступить к выявлению основного смысла денежных агрегатов, необходимо дать краткое описание их компонентов.

Наличность.

«Наличность» означает как монеты, так и бумажные деньги. Они «изготавливаются» на Госзнаке и Монетном дворе (имеется в виду РФ). Когда требуется заменить ветхие (изношенные) банкноты и удовлетворить рост спроса на денежную наличность, Госзнак передаёт отпечатанные деньги и отчеканенные монеты в ЦБ РФ. Депозитарные учреждения получают необходимую им наличность от ЦБ. В денежный показатель включается только «наличность, находящаяся в обращении» – наличность, находящаяся вне Госзнака, ЦБ и не в сейфах коммерческих банков. Наличность примерно представляет одну треть денежного показателя, но объём наличности, находящейся в обращении, колеблется в зависимости от сезона.

Депозиты до востребования.

Денежные агрегаты включают все депозиты до востребования всех коммерческих банков. Сейчас депозиты до востребования составляют более половины депозитов, которые можно извлекать с помощью чеков, и их значение особенно велико для предпринимательских фирм.

Депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков.

К этой категории относятся как сберегательные вклады, так и срочные депозиты, т.е. вклады, начиная от сберегательных счетов по которым выдаются сберегательные книжки, и депозитных счетов денежного рынка, до депозитных сертификатов. Для измерения денежных агрегатов депозиты разделяют на «мелкие срочные депозиты» (счета на суммы менее $100 000) и на «крупные срочные депозиты» (больше $100 000).

Паи взаимных фондов денежного рынка.

Паи взаимных фондов денежного рынка (паи MMMF)- это не депозиты, а скорее имущественные права на средства, принадлежащие фондам. Тем не менее, паи MMMF носят денежный характер. Разумеется, такие паи, как и депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков, составляют высоколиквидные средства, которые легко можно конвертировать в форму для осуществления платежей, чтобы пользоваться их платёжной способностью. Более того, паи MMMF предлагают привилегии на выписывание чеков, но только на большие суммы, не менее определённого минимума (типичные минимумы $250 и $500).

Соглашения о продаже ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене(RP).

Это такие соглашения, по которым отдельные лица или учреждения предоставляют средства путём продажи какого-либо финансового инструмента, при этом, в момент продажи дают согласие выкупить этот инструмент обратно по указанной цене и в указанный срок. ( По существу, соглашения RP представляют собой ссуды под залог). Соглашения RP оформляются коммерческими банками с любыми участниками, кроме депозитарных учреждений.

Евродоллары.

Евродоллары - это депозиты в долларах США за пределами страны.

 

4. Экономическое  значение денег

 

Связь денег с ценами свойственна их роли средства обмена и единицы счёта. Отсюда следует, что количество денег тесно связано с уровнем цен, что понимали веками. Менее очевидно, но не менее реально, влияние количества денег на использование ресурсов для производства товаров и услуг. «Оборот» денег в рыночной экономике происходит по двум направлениям. Производители товаров и услуг платят поставщикам ресурсов, необходимых для производства. Такие платежи включают заработную плату, жалование, проценты, арендную плату и дивиденды. Таким образом, платежи за производственные факторы - одно направление денежных потоков в экономике. Другое направление- это поток платежей производителям при приобретении товаров и услуг. Эти выручки производителей являются источником средств платежей за производственные факторы для производства дополнительных товаров и услуг, и т.д. Такой «круговой поток» денежных поступлений и платежей формирует совокупный поток денежных доходов в экономике.

III Денежная политика  государства

 

1. Эмиссия денег

 

Увеличение денежного предложения или эмиссия денег - средство денежной политики. Эмиссия может осуществляться непосредственно путем печатанья денег или посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия становится опасной, если увеличение предложения денег происходит для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается соответственным уровнем прироста ВВП.

Если в 17 и в 19 веках в каждой развитой стране существовало несколько институтов, получивших от государства право выпуска денег, то с середины 19 в. монопольным правом эмиссии пользовался один банк, что было вызвано необходимостью сосредоточить в одном институте резервы золота, которые в то время обеспечивали покрытие эмиссии банкнот и использовались в международных платежах; тем самым ЦБ получает функцию и ответственность ссудодателя последней инстанции.

Эмиссия денег имеет 3 функции:

Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования - это главная функция.

Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия (типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха, глубокий и длительный кризис). Последствие избыточного выпуска денег - инфляция, легко переходящая в само воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация хозяйственной жизни, социальная напряженность. Выпуск избыточного количества денег в обращение не единственная, но

Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозить перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти вливания, - это регулирующая функция.

 

2. Денежная политика  в России

 

2.1 Основные цели  и принципы кредитно – денежной  политики России

Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства.

Главным институтом, отвечающим за проведение денежно-кредитной политики во всех странах с рыночной экономикой, является центральный банк страны. В Англии роль такого банка выполняет Английский Банк, во Франции – Французский Банк, в России – Центральный Банк РФ, в США – 12 федеральных резервных банков, входящих в единую федеральную резервную систему США.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. В настоящее время Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса. В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее, характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

 

2.2 Инструменты  денежно – кредитной политики  в РФ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2. Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Информация о работе Денежная политика государства