Денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе мы рассмотрим теоретические основы денежной политики, выясним, в чем состоит ее сущность, в чем ее функциональное значение и углубимся в историю вопроса. Во второй главе мы уделим внимание деньгам, как неотъемлемой части механизма денежной политики, рассмотрим их сущность, функции, виды и значение. В третьей главе мы подойдем к вопросу эмиссии денег, как средству денежной политики, к инструментам, а также к прогнозам денежно-кредитной политики России на 2007 год. В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги.

Содержание работы

Введение
I Теоретические основы денежной политики
1. Понятие и цели денежно - кредитной политики
2. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами
2.1. Подъём Кейнсианской экономики
2.2. Монетаризм
II Деньги
1. Сущность денег
2. Функции денег, состав и особенности
3. Виды денег
4. Экономическое значение денег
III Денежная политика государства
1. Эмиссия денег
2. Денежная политика в России
2.1.Основные цели и принципы кредитно – денежной политики России
2.2. Инструменты денежно – кредитной политики в РФ
2.3. Денежно - кредитная политика в РФ на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Денежная политика государства.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом  рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной  массы.

Банку

Денежная политика государства

России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

 

2.3 Денежно-кредитная  политика в РФ на 2007 год

22 ноября Госдума одобрила  основные направления денежно-кредитной  политики на 2007 год, подготовленные  Центробанком.

Главное новшество здесь в том, что ЦБ решил не препятствовать укреплению рубля по отношению к доллару и евро. По прогнозу Банка России, за весь будущий год рубль может "прибавить в весе" до 10%. И если так, то курс "зеленого" может скатиться до 24 рублей.

А министр финансов Алексей Кудрин на днях заявил, что укрепление рубля в будущем году составит не больше 5%.

В настоящее время рост реального эффективного обменного курса рубля является значительным препятствием на пути качественного роста российской промышленности. Снижение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции ведет к сужению рынков ее сбыта, что чревато снижением темпов роста производства, в особенности в несырьевых обрабатывающих отраслях.

Так, только за 9 месяцев 2006 года рост импорта составил 29%, а рост производства - около 5%. Аналогичная ситуация повторялась в предыдущие периоды, причем разрыв между этими показателями увеличивается. Дальнейшее замедление темпов роста промышленности из-за укрепления рубля может привести к снижению доходов населения и росту безработицы.

Ряд депутатов ранее также высказали свои замечания к представленным Центробанком России "Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год". Реализация основных направлений денежно-кредитной политики на 2007г., представленных Центробанком России на рассмотрение в Госдуму, судя по всему, не только приведет к стагнации промышленности в стране, но и нанесет существенный удар по карману простых граждан

"Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2007г." были одобрены  советом директоров ЦБ России 30 октября 2006г. В нём говорится, что  положительное сальдо счета текущих  операций в 2007г. в зависимости  от варианта развития событий  составит от 39,2 до 134,4 млрд долл.

Ожидается, что в 2007г. платежный баланс будет устойчивым, говорится в документе. Документ содержит четыре варианта проведения денежно-кредитной политики в 2007г.

Согласно проекту, в рамках первого варианта развития российской экономики в 2007г. предполагается существенное по сравнению с 2006г. ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках на товары российского экспорта и снижение цены на нефть сорта Urals до 45 долл./барр. В этих условиях активное сальдо счета текущих операций платежного баланса сократится, рост внутреннего спроса замедлится, и темп прироста ВВП может составить 5%. Ожидается, что темпы роста инвестиций в основной капитал будут меньше, чем в 2006г., и составят 8,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 8,5%.

В рамках второго варианта предполагается снижение цены на нефть на мировом рынке в 2007г. до 61 долл./барр. При этом темпы роста импорта товаров и услуг будут выше темпов роста их экспорта, положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса по сравнению с предыдущим годом уменьшится примерно на 25%. По мнению разработчиков документа, в этом случае стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бремени внешнего государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата.

Значительные объемы притока валютной выручки в страну сохранят условия для укрепления рубля, продолжится накопление международных резервных активов, прирост которых будет несколько меньше, чем в 2006г. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 10,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут вырасти на 10,2%. Темпы экономического роста могут замедлиться до 6%.

В рамках третьего варианта предполагается увеличение цен на энергетические товары. Цена на российскую нефть на мировом рынке в 2007г. возрастет до 75 долл./барр. В этих условиях рост экспорта товаров и услуг приведет к увеличению активного сальдо торгового баланса и счета текущих операций. Ожидается, что в этом случае прирост валютных резервов будет более существенным - в 1,2 раза больше, чем в 2006г. Под влиянием внешних и внутренних условий сохранится высокий рост внутреннего спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут превысить уровень предыдущего года на 10,8%, инвестиции в основной капитал - на 11,1%. В этих условиях ВВП может возрасти на 6,4%.

В рамках четвертого варианта предполагается более значительный, чем в предыдущем варианте, рост цен на энергетические товары на мировом рынке в 2007г. Цена на российскую нефть увеличится до 85 долл./барр. Экспорт товаров и услуг будет расти быстрее импорта. Темпы роста активного сальдо счета текущих операций будут выше, чем в 2006г. Прирост валютных резервов ожидается в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Рост внутреннего спроса продолжится высокими темпами. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 11,4%, инвестиций в основной капитал - 11,6%. В этих условиях прирост ВВП в 2007г. оценивается на уровне предыдущего года (6,6%).

В документе говорится, что Банк России намерен сузить коридор процентных ставок по операциям на денежном рынке в основном за счет повышения его нижней границы. Планируется, что основными используемыми инструментами станут операции с облигациями Банка России и депозитные операции, будет продолжено применение депозитов по фиксированным ставкам на стандартных условиях на короткие сроки. Операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа будут использоваться в качестве инструментов "тонкой настройки".

Правительством РФ и Банком России определена задача снизить инфляцию в 2007г. до 6,5-8% из расчета декабрь к декабрю. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 5,5-7%.

По оценкам Центробанка, прирост спроса на деньги по агрегату М2 в 2007г. составит 19-29%, темп прироста денежной базы в узком определении в 2007г. составит 16-24% в зависимости от сценарных вариантов развития экономики.

Динамика курса рубля будет определяться исходя из изменений во внутренней и внешней экономической конъюнктуре и эффективности сдерживания инфляционных процессов. При условиях, близких к условиям второго варианта экономического развития, прирост реального эффективного курса рубля в 2007г. составит примерно 4-5%.

В случае быстрого роста мировых цен на нефть, цен на другие экспортируемые Россией товары, дальнейшего увеличения чистого притока частного капитала, принятия решений о дополнительном повышении регулируемых цен, о дополнительных расходах федерального бюджета прирост реального эффективного курса рубля в 2007г. может оказаться более высоким и приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2007г. может остаться на уровне, сложившемся к концу 2006г.

Заключение

 

Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

1. Через денежно-кредитную  политику государство воздействует  на денежную массу и процентные  ставки, а они, в свою очередь  – на потребительский и инвестиционный  спрос. Основополагающей целью кредитно-денежной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня  производства, характеризующейся полной  занятостью и отсутствием инфляции.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

2. Существовало несколько  представлений о денежно-кредитном  регулировании экономики различными  экономическими школами.

В целом все современные западные теории, так или иначе разрабатывающие проблему экономической роли государства в условиях рыночной экономики, располагаются между двумя концепциями, которые можно рассматривать как выражение крайних позиций. Это, с одной стороны, неокейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, неоклассические модели, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций. Возникновение этих теорий в значительной мере является результатом критики двух вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.

3. Деньги - это то, что принимают  в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги - это средство  обмена. Все функции денег отражены  в их стандартном определении: деньги – это средство оплаты  товаров и услуг, средство измерения  стоимости, а так же средство  сохранения стоимости.

Итак, основные функции денег:

Мера стоимости;

Средство обращения;

Средство платежа;

Средство накопления.

4. Развитие обмена обусловило  выделение денег в качестве  всеобщего эквивалента, материальной  основы которого явилось золото. Затем стали широко применяться  бумажные деньги и кредитные  деньги (банкноты)- дензнаки, главной  особенностью которых является  не то, что они изготовлены  на бумаге, а то, что они выпускаются  государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Кредитные деньги (банкноты). Они  также изготавливаются из бумаги, но их выпуск в обращение  производят обычно банки при  выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными  хозяйственными процессами. Деньги  безналичного оборота. Такие деньги  имеют ряд преимуществ, в числе  которых снижение издержек за  счёт уменьшения таких расходов, как печатание дензнаков, их транспортировка, пересчёт, охрана. Наличность. «Наличность» означает как монеты, так и бумажные деньги. Депозиты до востребования. Денежные агрегаты включают все депозиты до востребования всех коммерческих банков. Сейчас депозиты до востребования составляют более половины депозитов, которые можно извлекать с помощью чеков, и их значение особенно велико для предпринимательских фирм. Депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков. К этой категории относятся как сберегательные вклады, так и срочные депозиты, т.е. вклады, начиная от сберегательных счетов по которым выдаются сберегательные книжки, и депозитных счетов денежного рынка, до депозитных сертификатов. Для измерения денежных агрегатов депозиты разделяют на «мелкие срочные депозиты» (счета на суммы менее $100 000) и на «крупные срочные депозиты» (больше $100 000). Паи взаимных фондов денежного рынка. Паи взаимных фондов денежного рынка - это не депозиты, а скорее имущественные права на средства, принадлежащие фондам. Тем не менее, паи носят денежный характер. Разумеется, такие паи, как и депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков, составляют высоколиквидные средства, которые легко можно конвертировать в форму для осуществления платежей, чтобы пользоваться их платёжной способностью. Более того, паи предлагают привилегии на выписывание чеков, но только на большие суммы, не менее определённого минимума (типичные минимумы $250 и $500). Соглашения о продаже ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене(RP). Это такие соглашения, по которым отдельные лица или учреждения предоставляют средства путём продажи какого-либо финансового инструмента, при этом, в момент продажи дают согласие выкупить этот инструмент обратно по указанной цене и в указанный срок. ( По существу, соглашения RP представляют собой ссуды под залог). Соглашения RP оформляются коммерческими банками с любыми участниками, кроме депозитарных учреждений. Евродоллары. Евродоллары - это депозиты в долларах США за пределами страны.

Информация о работе Денежная политика государства