Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:08, реферат
Денежная системаРоссии существенно отличается от денежной системы развитых стран. Отсюда потребность в комплексном исследовании теоретических и практических проблем развития отечественной денежной системы на современном этапе ощущается все заметнее. При этом особое значение приобретают понимание объективного характера экономических законов и учет их действия в выработке денежно-кредитной политики на микро- и макроуровнях. Приведенные обстоятельства и обусловили выбор темы данной курсовой работы.
Выпущенные центральным банком эмиссионные ресурсы поступают в соответствующие каналы хозяйственного оборота и образуют денежное обращение. Денежная масса, находящаяся в обращении, многократно превышает размер выпущенных эмиссионных ресурсов, Поскольку последние постоянно совершают свои обороты или находятся в обращении. Увеличение масштабов денежного обращения осуществляется в результате кредитных операций банков и платежных операций за счет средств клиентов. Операции банков по организации денежного обращения, вызывающие увеличение денежной массы, получили название банковской мультипликации.
Мультипликационные операции банков связаны с совершением платежей по счетам предприятий в связи с их коммерческими обязательствами и выдачей кредитов предприятиям. В ходе этих операций деньги переходят с одного банковского счета на другой, увеличивая общую массу денег, находящихся в обращении. Главная задача мультипликаций деятельности банков заключается в ускорении совершения платежей и оборачиваемости денежной массы, что снижает темы эмиссии денег центрального банка.
Итак, в докризисный период сформировалось представление, согласно которому секьюритизация активов и использование финансовых деривативов обеспечивают диверсификацию рисков и тем самым представляют собой элемент саморегулирования рыночной системы. В качестве еще одного его элемента рассматривалось мультиплицирование денег в результате кредитных операций. Но дальнейшие события показали, что в условиях полномасштабного кризиса оба механизма саморегулирования экономики не срабатывают. Более того, хеджирование рисков с использованием широкого набора деривативов привело к возникновению системного риска, затрагивающего всю финансовую систему.
Глобальный финансовый кризис,
начавшийся в августе 2007 г., был спровоцирован
излишней ликвидностью в экономике США.
Эта ликвидность попала на фондовый рынок
и рынок недвижимости в результате политики
стимулирования совокупного спроса. Началом
финансовых потрясений стала неожиданная
и полная остановка операций на нескольких
сегментах финансового сектора, в частности
рынка коммерчески: бумаг, обеспеченных
банковскими активами (asset-backedcommercialpapers- ABtP ), бумаг с аукционной
ставкой (auction-ratesecurities - ARS), облигаций под
обеспечение жилищной ипотеки (residentalmortgage-
В таких условиях ФРС, ЕЦБ, Банк Англии, центральные банки Швейцарии и Японии фактически выступили в поддержку не только банковского сектора, но и фондового рынка, превратившись из кредиторов последней инстанции в «создателей» рынков последней инстанции (marketmakersoflastresort). Тем самым ведущие центральные банки приняли на себя ответственность за перекредитование экономики, за действия спекулянтов на фондовом рынке и надувание спекулятивных пузырей. 13 октября 2008 г. ФРС США, ЕЦБ, центро-банки Англии, Швейцарии и Японии заявили о предоставлении до начала 2009 г. неограниченной (конечно, в разумных пределах) долларовой ликвидности мировой финансовой системе со стороны ФРС (по предварительным оценкам, речь идет о не менее чем 600 - 700 млрд евро). Предпринятые меры носят чрезвычайный характер. При их реализации выяснилось, что отсутствуют необходимые инструменты предоставления ликвидности банковскому сектору. Их пришлось создавать в спешном порядке.
Принятие эффективных мер по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов требует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания.
1.2 Элементы денежной системы
Денежная система включает следующие основные элементы: денежную единицу, виды денег, имеющие законную платежную силу, эмиссионную систему, кредитный аппарат. (рис.3)
Рис. 3. Элементы денежной системы
Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.
Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. Наибольшее распространение получила десятичная система деления: 1 : 100 (например, рубль равен 100 копейкам; 1 долл. США равен 100 центам; 1 ф.ст. — 100 пенсам и т.д.).
Виды наличных денег, являющиеся законным средством платежа, включают банкноты, казначейские билеты, разменные монеты. В Великобритании, например, в обращении находятся банкноты в 50,20,10, 5 ф.ст., монеты в 1 и 2 ф.ст., 50, 20,10,5, 2 и 1 пенс.
Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны порядок эмиссии и обращения денег. В развитых капиталистических странах выпуск банкнот осуществляется центральными банками, а казначейских билетов и монет - казначействами - в соответствии с законодательно установленным в государстве эмиссионным правом.
Противоположный выпуску денег процесс - изъятие денег из оборота; превышение изъятия над выпуском - ремиссия.
Эмиссия называется наличной, когда в оборот вводятся наличные денежные средства; и безналичной - когда эмитируются безналичные деньги.
Выпуск и изъятие идут практически параллельно, как два разнонаправленных потока разной интенсивности. Как правило, выпуск денег превышает их изъятие, хотя в некоторые, особенно небольшие, интервалы времени бывает и наоборот. Например, только налично-денежная эмиссия имела место в Канаде в 1973 - 1983 гг. от минимальной величины в 318 млн канадских долларов до максимальной - 1 176 млн канадских долл. в 1983 г.3 , в Великобритании в 1972 — 1986 гг., соответственно, 281 млн фунтов в 1984 г. и 1 170 млн фунтов в 1978 г. Напротив, ремиссия наличных денег (уменьшение в обороте) наблюдалась из обращения в ФРГ в 1989 г. - 32,9 млрд марок при одновременном росте Ml на5,3%,М2-П ,5 %, M3 - 4,5% (m66,4 млрд марок). Наличная эмиссия соответствует специальному банковскому показателю «эмиссионный результат» как сальдо (разность) сумм операций банка по выпуску и изъятию наличных денег из обращения за определенный период.[18]
Задача эмиссии - нарастить денежную массу для нужд экономики, что должно осуществляться пропорционально росту ВВП.
Во многих промышленно развитых странах с 70-х гг. было введено регулирование денежной массы в обращении и условий кредита. Так, в США с 1975 г. Федеральная резервная система обязана отчитываться перед Конгрессом о планируемых темпах роста или, сокращения денежной массы на предстоящий год. Эти данные обязательно публикуются.
Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системыпонимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.
Одним из основных принципов является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.
.Для денежных систем,
далее, характерно прогнозирование
и планирование денежного
Денежная система должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономики: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.
Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, т.е. наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.
Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.
Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.
Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.
Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом. Проблема всеобщей нехватки долларов остается непостижимой загадкой. «Она является главным препятствием для свободной конвертируемости валют и восстановления многостороннего товарообмена». [20]Частично это проблема технологии - существующее огромное преобладание американского массового производства самой разнообразной техники, на которую существует неудовлетворенный спрос в современном мире, включая автомобили, электрооборудование, машины и т.д. Отчасти это связано с высокими американскими пошлинами, а отчасти - с устойчивым предпочтением массой американских потребителей американских товаров (за исключением предметов роскоши и специализированных товаров, цены на которые, никогда не кажутся слишком высокими). Предпочтение американским товарам постоянно усиливается рекламными кампаниями. Иностранная конкуренция вряд ли сможет потеснить отечественные товары, произведенные в условиях монополистической конкуренции или олигополии. Частично это результат необоснованного курса многих иностранных валют. И, наконец, нельзя отрицать, что торговая политика многих стран усиливает неравновесие торгового баланса.
Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.
Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы. Баланс денежной массы, изменяясь во времени, все равно носит статический характер при условии, что изменения происходят при постоянных социальных и экономических условиях развития. Динамика же национальной денежной массы проявляется как результат воздействия сил на ее объем и структуру в ходе экономического развития. [12] Этими силами являются: а) изменения в благосостоянии населения страны, определяющие совокупный спрос; б) накопление капитала, изменяющее условия и темпы развития страны путем изменения предложения товаров и услуг населению.
Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА
2.1 Денежная система Российской Федерации
Денежная система России сложилась на основе древнейших денежных товаров - скота и меха. В конце X в. в Киевской Руси завершился переход от первобытных видов товарных денег к чеканке серебряных и золотых монет с преобладанием монет из серебра. Таким образом, монетный стандарт с деньгами из благородных металлов возник в нашей стране уже в период Раннего средневековья.
Металлической денежной единицей служила серебряная гривна, вес которой составлял один фунт (409 г.). Слитки из серебра в половину гривны назывались рублевыми гривенками, или рублями. В обращении в основном находились рублевые гривенки, поэтому национальная валюта получила название «рубль».
В период феодальной раздробленности чеканка монет производиласьВладимирским, Московским, Тверским, Рязанским, Ростовским, Ярославским и другими княжествами. После образования централизованного русского государства в XV - XVI вв. чеканка монет стала монополией царского двора. Используя монополию, русские цари постоянно стремились уменьшить весовое содержание монет из благородных металлов, сохраняя их национальную стоимость.