Денежная система рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с инфляционно спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание отраслей, способных к росту производства товаров и услуг, зависит от слаженности действий государства и банков.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоретические основы понятия денежной системы
1.1.Денежная система и её типы
1.2. Денежная масса
1.3. Денежное обращение
1.4. Банковская система государства
Глава 2. Кредитная система
2.1. Кредит его функции и формы
2.2. Цели и объекты монетарной политики государства
2.3. Инструменты регулирование денежного обращения
2.4. Денежный мультипликатор.
Глава 3. Мировой финансово-экономический кризис 2008года
3.1.Причины мирового кризиса
3.2.Пути решения проблемы современного финансового кризиса в российской
денежно-кредитной системе
Заключение.
Cписок использованной литературы

Файлы: 1 файл

КурсДенежСистема.doc

— 891.50 Кб (Скачать файл)

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая  ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (М1, М2, М3, М4), во Франции — только агрегат М2. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.

 Итак, современная  денежная система зарубежных  стран характеризуется следующими основными чертами:

1) отменой официального  золотого содержания денежных  единиц, демонетизацией золота;

2) переходом к не  разменным на золото кредитным  деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3) сохранением в денежном  обороте некоторых стран "наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;

4) выпуском банкнот  в обращение в порядке кредитования  хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

5) развитием и преобладанием  в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

6) усилением государственного  регулирования денежного обращения  в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу2.

 

Денежная система  Российской Федерации

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и  монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть, меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют  наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств  на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

определение признаков  платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот  и монет, а также их уничтожения;

разработка порядка  ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные  с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются  Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что  российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного  обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную  политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

    • ставки учетного процента (дисконтную политику);
    • нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
    • операции на открытом рынке;
    • регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие

Для осуществления кассового  обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот  и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

    • необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
    • обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
    • поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
    • сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются  в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ3.

1.2. Денежная масса.

 

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений  состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в. при золотом обращении структура денежной массы была в развитых странах такова:

золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и  остатки на счетах в кредитных  учреждениях — 10%; накануне Первой мировой войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру

денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли  из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной формах.

Для анализа изменений  движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала и экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

• Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга4.

Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

• Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

• Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты. В США агрегат М2 включает:

М1 — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозиты — 74%.

• Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

• Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал  переходит из наличного оборота  в безналичный. При нарушении  такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3 К денежным агрегатам относят; М0 — наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 — средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2; равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы Российской федерации имела следующий состав:

М0 - 29,8%; М1(без М0) - 66,71%; М2 (без М1,) - 3,1%;

М3 (без М2) - 0,5%.5

Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы  приходится на наличные деньги. Причем этот денежный агрегат за последние четыре года резко увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает не-хватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота и наличный— результат жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.

Совокупный  объем денежной массы (денежный агрегат М2)  увеличивался быстрыми темпами, о чем свидетельствуют следующие данные (на конец соответствующего года): в 1992 г. — 7,14 трлн. руб.; 1993 г. — 36,72 трлн. рубл. и в 1994 г. — 106,4 трлн.руб6.

Информация о работе Денежная система рф