Денежное обращение и национальная денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение денежного обращения и анализ национальной денежной системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели рассмотрю основные задачи:
изучить деньги и их функции;
исследовать кредитный характер современного денежного обращения;
изучить денежную систему и её элементы;
рассмотреть принципы организации современной денежной системы;
проанализировать национальную денежную систему Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ..................................................................... 4
1.1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты………… 4
1.2. Кредитный характер современного денежного обращения….. 11
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА……………………….. 16
2.1. Определение денежной системы и ее элементы……………… 16
2.2. Принципы организации современной денежной системы…… 18
2.3. Национальная денежная система Республики Беларусь……... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа Романчук Л С.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

      Таким  образом, деньги – это особый  вид универсального товара, используемого  в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции измерения стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и мировых денег, образно говоря, «товар всех товаров». 
      Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. В Республике Беларусь агрегаты денежной массы М0, М1, М2, М3 рассчитываются в национальной валюте, а агрегат М4 включает дополнительно депозиты в иностранной валюте на счетах в банках, расположенных на территории республики. Иностранная валюта отражается при этом в пересчете на белорусские рубли. Расширение агрегатов происходит по мере снижения степени ликвидности. До 1 января 2004 года состав агрегатов денежной массы в Республики Беларусь был следующим:

  • Агрегат М0 отражает наличные деньги в обороте, т.е. на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования.
  • Агрегат М1 (денежная масса в «узком» смысле слова) — включает наличные деньги в обороте (М0) плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.
  • Агрегат М2 (расширенные деньги) — М1 плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.
  • Агрегат М3 (общая сумма денежной массы в национальной валюте) — М2 плюс другие (целевые, накопительные) банковские депозиты и средства в ценных бумагах населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.
  • Агрегат М4 (общая сумма денежной массы, включая иностранную валюту) — М3 плюс депозиты (до востребования, срочные, другие) населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.

      Однако  с 1 января 2004 года Национальный  банк Беларуси изменил правила  расчета широкой денежной массы.  В частности, из денежного агрегата  М2 исключены средства физических и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, обладающие меньшей ликвидностью в сравнении с переводными и срочными депозитами в национальной валюте. Также введен новый денежный агрегат М2 - «рублевая денежная масса», который включает все виды денежных средств агрегата М2, а также средства физических и юридических лиц в рублевых ценных бумагах. В агрегат М3 «широкая денежная масса» дополнительно включены средства во вкладах в драгоценных металлах юридических и физических лиц. Не будут учитываться при формировании агрегатов широкой денежной массы депозитные обязательства банков, находящихся в стадии ликвидации. [ 4, c. 43-44]

 

              1.2. Кредитный характер современного денежного обращения

 

       Денежная эмиссия – создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств. Потребность хозяйственного оборота и государства в деньгах стимулирует рост денежной массы и определяет эмиссию денег.

      Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

      В зарубежных странах эмиссия называется депозитно-чековой, потому что при выдаче эмиссионных кредитов формируются депозиты (остатки) на счетах клиентов для выдачи чеков, обслуживающих платежный оборот. В нашей же стране различные авторы по-разному называют такой вид эмиссии: и безналичной, и депозитной, и кредитной. Поэтому нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какой вид денежной эмиссии имеет в данное время преимущественное значение. Но можно сказать с уверенностью, что кредитный характер денежной эмиссии на сегодняшний день является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства.

      В последние десятилетия в мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии современной денежной системы.

1. Из денежного оборота  в качестве платежного средства  полностью вытеснено золото (золотые  деньги). Иными словами, завершился  процесс демонетизации золота. В  настоящее время ни в одной стране мира нет в обращении золота в качестве платежного средства.

2. Из денежного оборота  вытесняются бумажные деньги. Все  большую роль в денежном обороте  многих стран начинают играть  так называемые «квази-деньги»: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять так называемые денежные агрегаты.

3. С дальнейшим усилением  интернационализации хозяйственной  жизни, развитием компьютеризации  национальные деньги все более  вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (ЭКЮ, евро).

4. В денежном обороте  все большая роль отводится  электронным деньгам. Электронные  деньги, их распространение в  мире имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной  экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль над всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д.

       Безусловно, в рыночных отношениях деньги постоянно присутствуют в хозяйственном обороте. Новые деньги в хозяйственный оборот поступают из банков, которые создают их в результате кредитных операций. Именно поэтому кредитный характер денежной эмиссии является одним из важнейших принципов организации денежной системы любого государства.

Между категориями «денежная  эмиссия» и «выпуск денег в обращение» есть существенная разница, заключающаяся в том, что в результате «выпуска денег в обращение» их общее количество в обороте практически не увеличивается. Связано это с тем, что безналичные деньги выпускаются в оборот в момент предоставления коммерческими банками ссуд своим клиентам. Наличные же деньги выпускаются в оборот в процессе осуществления коммерческими банками кассовых операций, когда они выдают наличные деньги своим клиентам из банковских операционных касс.

Однако одновременно существует и обратный процесс сдачи наличных денег в кассы банков, и безналичное погашение ранее выданных ссуд. Кроме того, нужно иметь в виду, что коммерческие банки оперируют как бы «вторичными деньгами», т.е. деньгами, уже выпущенными центральным банком страны. То есть практически количество денег в обороте не увеличивается.

      Под «эмиссией денег» понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. К тому же эмиссию денег осуществляют центральные банки стран, т.е. в оборот вбрасываются дополнительные «первичные» деньги.

Очевидно, что аналогично выпуску денег в обращение  выделяют эмиссию безналичных денег  и эмиссию наличных денег, которая  собственно и называется эмиссией денег в обращение.

      Контроль над объемом денежной массы в стране осуществляет Центробанк. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, коммерческие банки увеличивают объем денежной массы. Задачей Центробанка является ограничивать или расширять с помощью проводимой кредитно-денежной политики возможности коммерческих банков эмитировать кредитные деньги в зависимости от того, какой объем денежного предложения в данный момент считается необходимым.

      Под резервами коммерческого банка понимается сумма денег, доступная для немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Отношение суммы резервов к сумме депозитов называют нормой резервов (резервной нормой). Способность банков влиять на размер денежной массы, обращающейся в экономике, регулируется центральными банками через систему обязательных резервов, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Центробанке определенной части привлеченных ими денежных средств. Обязательные резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центральными банками. Обязывая банки депонировать часть привлеченных ими средств, Центробанк тем самым ограничивает кредитные возможности банков, регулирует общую ликвидность банковской системы. Изменяя норматив резервирования, Центробанк имеет возможность поддерживать на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране.

      Под свободными резервами (избыточными резервами) коммерческого банка понимается совокупность ресурсов, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

      Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка складывается из его капитала; привлеченных ресурсов; централизованного кредита, предоставленного ему Центробанком; межбанковского кредита за вычетом отчислений в централизованный резерв, находящийся в распоряжении Центробанка, и ресурсов самого коммерческого банка.

      Способность системы коммерческих банков “создавать деньги” зависит от того, каков размер установленных законом страны обязательных резервов. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

      Каким образом коммерческие банки могут увеличивать денежную массу? Один коммерческий банк не может это сделать, увеличивать количество денег может лишь система коммерческих банков, использующих механизм банковских депозитов. Для оценки возможностей банков увеличивать в определенных пределах денежную массу используется понятие денежного (банковского) мультипликатора.

      Денежная эмиссия в современной мировой экономике носит кредитный характер. Эмиссия может быть наличной, которая характеризуется выпуском бумажных банкнот и металлических монет в обращение на территории страны или же безналичной, которая реализуется при помощи механизма банковского мультипликатора.

      Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

      Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в Беларуси– ЦБ РБ, в США – Федеральной резервной системе. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

 

                    2.1. Определение денежной системы и ее элементы

 

      Денежная система — это исторически сложившаяся и законодательно закрепленная государством форма организации денежного обращения. [5, c. 372]

      Она  сформировалась в XVI – XVII веках  с возникновением и утверждением  капиталистического производства, централизованных государств и национальных рынков. В соответствии с развитием товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения.

      В качестве  основных элементов национальной  денежной системы принято выделять:

      1) национальную  денежную единицу, или денежный  знак, установленную в законодательном  порядке, имеющую свое название  и выступающую в качестве общепринятой  счетной единицы (талер, гривна, крона, динар, рубль, доллар, шекель  и т. д.);

      2) масштаб  цен, обнаруживающийся как фиксированный вес денежного металла (золота) в национальной денежной единице;

      3) виды  наличных денег — бумажных, металлических  (1, 3, 5, 10 единиц и т. д.), а также  их дробные значения (копейка,  цент и т. п.);

      4) валютный паритет или соотношение национальной денежной единицы с иностранной валютой (обменный курс);

      5) порядок эмиссии  денег (эмиссионная подсистема), включая монополию Центрального  банка и определение полномочий  казначейства;

      6) институциональное  или организационное обеспечение  денежных отношений (выделение  Центрального банка страны, коммерческих  банков, финансовых компаний и  т. д.).

      В качестве  особого элемента денежной системы  следует также выделять ее  законодательное обеспечение в виде свода законов и других принципиально важных нормативных актов. Законодательная база определяет правовое поле движения денег.

      С учетом  природы (вида) используемых денег  принято выделять следующие типы  денежных систем:

      а) систему металлического денежного обращения — золотой монометаллизм или биметаллизм;

      б) современную  систему обращения кредитно-бумажных  денег.

      Система  металлического денежного обращения  базируется на использовании  в качестве всеобщего эквивалента благородных металлов (золото, серебро). При этом исторический опыт показал, что биметаллизм (т. е. параллельное использование золота и серебра в качестве денежного металла) как разновидность денежной системы всегда есть менее устойчивое денежное хозяйство по сравнению с монометаллизмом. [5, c. 373-374]

      Современные  денежные системы основаны на  обращении кредитно-бумажных денег  и характеризуются наличием следующих  признаков:

      1) предполагается  окончательный уход из внутреннего  и международного оборота золота как денежного эквивалента;

      2) устанавливается  государственная монополия на  регулирование денежного обращения;

Информация о работе Денежное обращение и национальная денежная система