Денежное обращение и национальная денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение денежного обращения и анализ национальной денежной системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели рассмотрю основные задачи:
изучить деньги и их функции;
исследовать кредитный характер современного денежного обращения;
изучить денежную систему и её элементы;
рассмотреть принципы организации современной денежной системы;
проанализировать национальную денежную систему Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ..................................................................... 4
1.1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты………… 4
1.2. Кредитный характер современного денежного обращения….. 11
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА……………………….. 16
2.1. Определение денежной системы и ее элементы……………… 16
2.2. Принципы организации современной денежной системы…… 18
2.3. Национальная денежная система Республики Беларусь……... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа Романчук Л С.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

      3) основой  для выпуска наличных и безналичных  денег выступают кредитные операции  банков, т. е. специальные операции  по заимствованию денежных средств хозяйствующими субъектами на платной основе;

      4) соотношение  между наличными и безналичными  деньгами меняется в сторону  абсолютного доминирования безналичного  оборота (на уровне 90-95% от объема  денежного оборота);

      5) непрерывно совершенствуется технический порядок доступа к банковскому счету. Появляются так называемые «электронные деньги», системы удаленного управления расчетным счетом клиента («удаленный клиент», «домашний банк» и др.).

      По степени  обеспечения денежного обращения различаются:

      а) денежные  системы с твердым покрытием,  когда эмиссия денег полностью  обеспечивается золотым или валютным  резервом;

      б) свободное  денежное обращение, когда нет  жесткого требования к покрытию  находящейся в обращении денежной массы. [5, c. 375]

      Таким  образом, денежная система представляет  собой устройство денежного обращения  в стране, которое сложилось исторически  и закреплено национальным законодательством.  В зависимости от того, в какой  форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают денежные системы металлического обращения и денежные системы обращения денежных знаков. Основные элементы национальной денежной системы: национальная денежная единица, масштаб цен, виды наличных денег, валютный паритет, порядок эмиссии денег, институциональное или организационное обеспечение денежных отношений и законодательное обеспечение денежной системы.

 

                2.2. Принципы организации современной денежной системы

 

      Принципы организации современной денежной системы — это основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. [12, c. 375]

      Выделяются:

  • Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

      Управление  денежными системами в условиях  рыночной модели экономики характерно  тем, что здесь на первый  план выступают не административные  методы управления (хотя и они  имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

  • Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.
  • Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

      При  определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное  обеспечение оборота платежными  средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

  • Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
  • Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
  • Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

      В то  же время центральный банк  может проводить политику, противоречащую  текущим задачам государства,  поэтому центральный банк должен  систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

  • Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.
  • Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
  • Принцип надзора и контроля над денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.
  • Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.  Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. [10]

      Таким  образом, принципы организации  современной денежной системы  — это основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Основополагающие принципы современной денежной системы: принцип централизованного управления денежной системой, принцип прогнозного планирования денежного оборота, принцип устойчивости и эластичности денежного оборота, принцип кредитного характера денежной эмиссии, принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков, принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны, принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования, принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, принцип надзора и контроля над денежным оборотом и принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

 

                2.3. Национальная денежная система  Республики Беларусь

 

      В современных условиях  вся система денежного обращения организована в так называемую денежную систему. Уже на начальных этапах появления и развития денежных отношений возникло понимание объективной необходимости их организации в денежную систему. Функции такого организатора приняло на себя государство, в результате чего возникла национальная денежная система.

      Национальная денежная система-это исторически сложившиеся и закреплённые правовыми нормами способы и формы выпуска денег и организации денежного обращения в стране.

Республика Беларусь – молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее, а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

      После распада СССР и образования самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.

      В первый  период после провозглашения  независимости в Республике Беларусь  обращались денежные знаки Госбанка  СССР, а затем – и Центрального  банка России. Без изменений проводились  и безналичные расчеты. Однако  такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные расчеты, и в безналичном обороте произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей. [4, c. 105]

      В Республике  Беларусь весьма заметным мероприятием  стал выпуск в обращение с  июня 1992 г. Расчетных билетов Национального  банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.

      Первым  толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский » и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.

      Решение  Центрального банка России об  изъятии из обращения в конце  июля 1993 г. денежных знаков образца  1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными  знаками образца 1993 г. существенно  повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

      Таким  образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике.

      Двойственность  валют в налично-денежном обороте  продолжала оставаться вплоть  до октября 1994 г., так как принимались  попытки объединения денежных  систем Республики Беларусь с  денежной системой Российской  Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь. [4, c. 106-107]

Информация о работе Денежное обращение и национальная денежная система