Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:52, курсовая работа
Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны- неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.
Введение 3
1 Глава: Денежное обращение 8
1.1 Безналичное денежное обращение 9
1.2 Наличное денежное обращение 48
2 Глава: Денежная масса и денежная база 53
2.1 Закон денежного обращения 54
2.2 Скорость оборота денег 57
Заключение 59 Приложение
Список использованной литературы 62
Различают несколько видов инкассовых операций.
Простое (чистое) инкассо - операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основе платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера.
Документарное (коммерческое) инкассо - операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от своего клиента документы, как правило товарораспорядительные, и выдать их этому лицу только против платежа наличными (в мировой практике платежом наличными считается денежный перевод в течение 30 дней от даты представления документов) (Д/П) или против акцепта (Д/А). Применяется также инкассо с акцептом - выдача документов только против платежа (acceptance Д/Р), когда банк покупателя (инкассирующий банк) представляет покупателю переводный вексель поставщика для акцепта. Акцептованный вексель остается в этом банке вместе с документами до наступления срока платежа. По его наступлении документы выдаются после осуществления платежа.
Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются различные денежные и товарно-расчетные документы: чеки, векселя, акции, ипотеки, облигации и др.
Порядок инкассирования векселей, чеков, инкассовых поручений рассмотрен выше. Разновидностью инкассовых операций в России являются расчеты платежными требованиями. Последние в обслуживающий банк выставляются на инкассо кредитором (поставщиком) после отгрузки товаров и выписки товарных документов.
Расчеты по инкассо предусмотрены п. 4 главы 46 ГК РФ. К концу 90-х годов на долю таких расчетов приходилось по отдельным регионам от 2 до 13 % платежного оборота.
Банк-эмитент, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. При этом к платежным требованиям-поручениям поставщиком прикладывались отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта (Д/А). что касается платежного требования, то в нем содержатся все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, время отгрузки и т.п. Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта. Срок для акцептанта - три дня, не считая дня поступления платежного требования-поручения (платежного требования) в банк покупателя. Учитывая, что в договорах обычно указываются сроки оплаты с учетом пересылки документов для акцепта, срока акцепта и срока зачисления средств, часто платежные требования, минуя банк, отправляются непосредственно плательщику для акцепта. Таким способом заранее выясняется возможность акцепта и оплаты товара.
В течение срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке № 1. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и подлежат оплате.
При использовании платежного требования-поручения согласие оплатить его оформлялось плательщиком подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати на всех экземплярах. После этого третий экземпляр указанного документа вместе с отгрузочными документами возвращался плательщику как расписка в приеме к проводу и совершении оплаты.
В случае отсутствия средств у плательщиков акцептованные расчетные документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотеку № 2). Об этом сообщается поставщику, и последним за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскивается пеня (от лат. «poena» - наказание) в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.
Плательщик вправе отказаться от акцепта рассмотренных платежных документов полностью или частично по мотивам, изложенным в договоре, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа по установленной форме. Отказ оформляется на специальном бланке заявления об отказе от акцепта.
Полный отказ от акцепта заявляется в случаях, если товар: не заказан; не соответствует условиям договора; недоброкачественный; нестандартный; переадресован в пути другому покупателю и т.п. Частичный отказ от акцепта означает согласие на оплату части суммы счета в связи с завышением цен против договорных, отгрузкой, наряду с заказанными, незаказанных товаров, наличием арифметических ошибок и т.п. После уведомления банка об отказе от акцепта платежные документы с извещением об отказе от акцепта возвращаются непосредственно поставщику.
Изложенная форма расчетов предполагает доверительные отношения контрагентов и имеет определенные достоинства для покупателя. Так, ему нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Поставщик же, наоборот, несет риски несвоевременной оплаты счетов покупателями (в связи с ухудшением финансового положения) или вовсе неполучения средств из-за необоснованных отказов от акцепта. Поставщик также несет потери ввиду замедления оборачиваемости средств, обусловленного разрывом во времени между отгрузкой товара и получением выручки.
Первый риск уменьшается посредством получения определенных г7арантий от покупателя в форме предусматриваемых в договоре правовых средств обеспечения обязательств по оплате: поручительства, банковской гарантии, залога, удержания. Для устранения второго недостатка применяются средства связи, ускоряющие доставку документов.
За рубежом инкассовые поручения широко применяются банками в процессе управления ими финансами корпораций - сложнейшего комплекса операций с денежной наличностью, управления ликвидностью, рисками и т.п., подразделяемых на две большие группы контролерскую и казначейскую. В частности, выполняя казначейскую функцию, банки максимально ускоряют инкассацию денег для крупных корпораций, «собирая» их от сотен филиалов, чтобы сосредоточить на едином счете для быстрого и прибыльного инвестирования даже малейших денежных излишков. Банки помогают нейтрализовать риск отказа покупателей от оплаты поставленной им продукции или несвоевременной оплаты. Выигрыш для банков от подобных операций состоит, во-первых, в мобилизации дополнительных пассивов и расширении депозитной базы, во-вторых, в получении дохода в виде оплаты за услуги, в-третьих, в прочном прикреплении клиентуры на обслуживание благодаря тесным взаимоотношениям с ней. Ряд российских банков весьма активно включился в такую деятельность.
Клиринг - прогрессивный способ платежа
Клиринг (англ. «clearing» - расчищать) представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги. К осуществлению клиринга объективно побудил участников расчетов рос числа сделок и объема перерабатываемой информации еще в середине XVIII в. Клиринг затем получил широкое распространение за рубежом на товарном, фондовых рынках и в банковской сфере.
Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие, упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.
Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу. Зачет может быть организован, когда несколько предприятий связаны между собой как встречной, так и последовательной передачей продукции или оказанием услуг.
Зачеты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые. По времени проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежей. Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. В последнем случае в банк представляется поручение или чек на незачтенную сумму.
До 1973 г. в нашей стране широко практиковались расчеты путем зачетов: разовые зачеты - парные, групповые между хозорганами, обслуживаемыми одними учреждениями банка; внутриобластные, краевые, республиканские, общесоюзные (внутриминистерские и межминистерские и межотраслевые); постоянные зачеты - через территориальные и отраслевые бюро (отделы) взаимных расчетов (БВР, ОВР); в децентрализованном порядке (децзачеты), а также периодические расчеты по сальдо взаимных требований. В последующем постоянно действующие зачеты (через БВР, ОВР, периодические расчеты по сальдо), обычно минуя банки, долго применялись в строительстве. В целом же по народному хозяйству ежегодно проводился разовый межотраслевой зачет, имевший целью снижение накопившейся взаимной задолженности предприятий. Последний такой зачет был в 1992 г.
Расчеты путем зачетов, минуя банки, осуществляются при постоянных хозяйственных связях по взаимному отпуску товаров или оказанием услуг. Сроки и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон. Зачет встречных требований производится самим предприятиями, а на их счетах в банках отражаются только сальдо: оплата одними участниками и зачисление другим сумм, не зачтенных взаимными претензиями.
Подобного рода зачеты (минуя банки) широко практикуются за рубежом внутри корпораций. Посредством внутрикорпоративных зачетов погашается нередко основная часть долгов предприятий и филиалов. В связи с созданием финансово-промышленных групп в России они должны здесь получить развитие.
На базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные операции. Бартерные сделки - взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товары (натуральный обмен) безденежных (банковских) расчетов за поставленные товары. Они позволяют контрагентам оперативно согласовать номенклатуру, объем, цены и условия взаимных поставок, определяемые договорами. С другой стороны, бартерные и взаимозачетные сделки - своеобразный натуральный обмен в конце XX в. - достаточно сложно реализовать на практике из-за трудностей взаимодействия между предприятиями, распыленными по различным ведомствам, а также согласование цен в связи с различным «возрастом» задолженностей и отсюда необходимостью индексации цен и др. К тому же безденежная форма торговли открывает возможность ухода от налогообложения, а следовательно, приводит к недополучению средств бюджетами.
В условиях платежного кризиса в России широко распространены бартер и взаимозачеты. Например, к концу 90-х годов таким путем проходило около 90 % платежей в энергетике. Большая их доля приходилась на расчеты стран СНГ друг с другом. На западносибирской железной дороге они занимали до 70 %, на угольных предприятиях Кузбасса - до 90 - 100 %.
При проведении разового зачета через банки каждому участнику обслуживающим банком открывается временный (на период зачета) параллельно с расчетным счетом отдельный активно - пассивный счет по зачету. По дебету этого счета списываются суммы, причитающиеся другим участникам зачета, по кредиту зачисляются суммы, поступающие от других участников зачета. Обычно назначается период (один или несколько определенных дней), в течение которого выполняются подобные операции.
К зачету принимаются различные расчетные документы - платежные поручения, чеки, векселя, платежные требования - поручения, платежные требования за товары (услуги), неоплаченные в срок или срочные к оплате в день проведения зачета. В установленный срок лицевого счета по зачету закрываются и выводятся сальдо по зачету каждому участнику. Кредитовые сальдо перечисляются на расчетные счета, дебетовые - погашаются с расчетных счетов, а при отсутствии на них средств могут быть оплачены за счет кредита банка при наличии у него такой возможности. Поступающие после закрытия временных лицевых счетов суммы по зачету направляются на погашение задолженности по кредиту.
Эффективность клиринга определяется как частное отделение зачтенной части платежей к общей сумме оплаченных документов в процентах. Чем выше этот показатель, тем эффективнее зачет.
Разовые (межотраслевые и локальные - в рамках региона или отрасли) зачеты нередко практикуются в Российской Федерации с целью сокращения неплатежей - в ряде случаев по инициативе директивных органов. Наиболее крупным был межотраслевой зачет, проведенный в масштабах всей России согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. № 2837 - 1.Однако для его завершения - погашения дебетового сальдо, возникшего по итогам зачета потребовались огромные централизованные кредитные ресурсы. В результате платы за сокращение неплатежей стал резкий всплеск инфляции. Вот почему впоследствии от таких глобальных зачетов отказались.
1.2 Наличное денежное обращение
Наличное денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.
Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.