Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:00, реферат
Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена «рэйганомика». Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым. Денежно-кредитной политике посвящены работы многих экономистов, однако, несмотря на это, тема данной работы является актуальной.
Цель работы – проанализировать денежно-кредитную политику и ее составляющие. На основании цели работы поставлены задачи дать определение денежно-кредитной политики, проанализировать ее цели и средства, описать роль центрального банка в ее проведении, а также изучить современную денежно-кредитную политику Банка России.
Введение
1. Денежно-кредитный механизм экономической политики
1.1 Цели и методы денежно-кредитной политики
1.2 Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики
1.3 Понятие денежно-кредитной политики и ее виды
1.4 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
2.1 Цели и принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.2 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2006 году
Заключение
Список используемой литературы
Специфической областью
деятельности Банка России является
кредитование коммерческих банков. Такие
ссуды принимают следующие
Помимо коммерческих
банков заемщиком у Банка России
является государство. При этом необходимо
различать взаимоотношения
При устойчивом состоянии государственных финансов кредитование Банком России ограничивается кредитованием краткосрочных потребностей государства для финансирования кассового дефицита государственного бюджета, при котором он вскоре покрывается из обычных доходов государства. Кассовый дефицит – это временный дефицит на протяжении нескольких месяцев, когда государственные доходы не покрывают текущие государственные расходы. Кредитование такого дефицита не представляет угрозы для денежного обращения, поскольку ссуда, выданная в данном квартале, как правило, погашается в следующем же квартале.
В тех случаях, когда
дефицит государственного бюджета
приобретает систематический
Важная составляющая часть американской банковской системы – это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются: центральными банками, квазиобщественными банками и банками банкиров. То есть в США – двенадцать центральных банков. Это отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них – Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник – коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом – Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Они руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.
Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды. Федеральные резервные банки являются банками для банков. Кроме того, у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
1.3 Понятие денежно-кредитной политики
и ее виды
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) Центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль;
в) ассоциация коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:
поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.
Стратегической целью денежно-
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого
Тактические задачи денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития. К ним можно отнести:
а) денежную массу;
б) ставку процента;
в) обменный курс.
Промежуточные цели непосредственно относят к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов
В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).
Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики. [17, с. 93]
В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
2) подбор конкретных
инструментов денежно-
3) приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
4) передача воздействия
мобилизованных средств
В нынешних условиях нет сомнений в том, что рычаги денежно-кредитной политики оказывают прямое воздействие на состояние национального производства.
С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 3.2), либо на ставке процента (рис.3.1).
Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).[1, с. 166-167]
В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:
политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).
В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).
Политика «дешевых денег» в финансовой
сфере всегда дополняется проведением
курса «мягких бюджетных
Во втором варианте -- при реализации политики «дорогих денег» -- мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.
Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.
Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
Можно выделить 4 звена передаточного
механизма денежно-кредитной
1) изменение величины реального
предложения денег в
2) изменение ставки процента на денежном рынке;
3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;
4) изменение объема выпуска в
ответ на изменение
Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат (рис. 4).
Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге -- снижение ставки процента (рис. 5.1).
Однако реакция денежного
Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.