Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена «рэйганомика». Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым. Денежно-кредитной политике посвящены работы многих экономистов, однако, несмотря на это, тема данной работы является актуальной.
Цель работы – проанализировать денежно-кредитную политику и ее составляющие. На основании цели работы поставлены задачи дать определение денежно-кредитной политики, проанализировать ее цели и средства, описать роль центрального банка в ее проведении, а также изучить современную денежно-кредитную политику Банка России.

Содержание работы

Введение
1. Денежно-кредитный механизм экономической политики
1.1 Цели и методы денежно-кредитной политики
1.2 Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики
1.3 Понятие денежно-кредитной политики и ее виды
1.4 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
2.1 Цели и принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.2 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2006 году
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кристина курсовая по макроэкномике.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Отметим также необходимость учитывать  и степень реакции совокупного  предложения на изменения совокупного  спроса, что связано с наклоном кривой AS.

Очевидно, что нарушения в любом  звене передаточного механизма  могут привести к снижению или  даже отсутствию каких-либо результатов  денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного  механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из целевых параметров, скажем ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВВП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВВП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить  предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Денежно-кредитная политика имеет  значительный внешний лаг (время  от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП  в значительной степени связано  через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, так как запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме, и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность денежно-кредитной  политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.

В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается  следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так  и неформальная) Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит  бюджета.

Большинство экономистов выделяет систему целей денежно-кредитной политики, отвечающую следующим параметрам: соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Согласно данным представлениям все эти цели можно классифицировать в зависимости от: границ действия: внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса) и внутренние (стабильность национальной денежной единицы, стимулирование экономического роста и т. д.);

Наибольшее распространение получила система целей денежно-кредитной политики в зависимости от времени действия. Под конечными целями системы денежно-кредитного регулирования понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:

экономический рост;

обеспечение занятости  населения;

формирование равновесия платежного баланса страны;

стабильность цен как  внутренних, так и внешних;

стабильность ставки процента;

стабильность на финансовых рынках;

стабильность валютного  рынка.

При этом состав, приоритетность и количественные параметры экономических целей, которые подразделяют на стратегические и тактические, зависят от национальных приоритетов страны, этапа ее развития, а также от тенденции в мировой экономике и странах-партнерах.

Центральный банк должен воздействовать на параметры конечных целей через промежуточные звенья. Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:

предложения денег;

цены денег на внутреннем рынке;

обменного курса национальной валюты.

Необходимость использования промежуточных целей в реализации денежно-кредитной политики обусловлена следующими основными причинами: во-первых, сложностью количественно и качественно отобразить взаимосвязи экономических и монетарных переменных; во-вторых, наличием временного лага между принимаемыми мерами в монетарном секторе и реакцией экономики; в-третьих, отсутствием точной и достоверной информации у органов денежно-кредитного регулирования о состоянии экономики.

Кроме промежуточных  целей, Центральные банки выделяют операционные цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей органы денежно-кредитного регулирования обеспечивают выполнение целей высшего порядка. В настоящее время к тактическим целям предъявляются следующие требования со стороны Центральных банков:

способность их быстро и  положительно изменяться в ответ  на действия Центрального банка;

стабильное влияние  операционных целей на промежуточные;

возможность максимально  воздействовать на эти цели со стороны Центрального банка.

Проведение денежно-кредитной  политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих основных принципов:

обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что  предполагает ясность функций, обязанностей и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах денежно-кредитной политики;

четкая иерархия целевых ориентиров денежно-кредитной политики;

* оперативное определение  Национальным банком перечня  и порядка применения инструментов  денежно-кредитной политики, направленных  на достижение ее целей.

В экономической литературе выделяют четыре фазы развития импульса изменений:

Центральным банком оказывается воздействие на рыночные процентные ставки и валютный курс;

происходит коррекция  стоимости финансовых активов, отражающаяся на расходах субъектов хозяйствования и домашних хозяйств;

происходит уточнение  равновесной цены на финансовые активы;

макроэкономическая адаптация: изменение темпов роста ВВП, уровня безработицы, платежного баланса и т, д.

Эффективность реализации денежно-кредитной политики в целом  и функционирования трансмиссионного механизма в частности зависит  от правильности выбора целей, инструментов и методов их реализации. Причем в основе выбора инструментов монетарной политики лежит правило компенсационного регулирования, заключающегося в увеличении или снижении доступа к ресурсам в зависимости от складывающейся экономической ситуации, что обеспечивает поддержание Центральным банком необходимого объема денежной массы и уровня ликвидности банковской системы.

Денежно-кредитная политика тесно  связана с бюджетно-налоговой  и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью  поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, так как Центральный Банк расплачивается за нее своими обязательствами). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной.

Определенные трудности  связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой  и денежной политики. Если правительство  стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или  путем продажи государственных  облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора -- они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике, что фактически равносильно монетизации.

Таким образом, Центральный  Банк монетизирует дефицит всякий раз, когда покупает на рынке государственные  облигации, выпущенные для покрытия бюджетного дефицита. Однако, решая вопрос о целесообразности монетизации дефицита, Центральный Банк сталкивается с дилеммой.

Если он не станет финансировать  дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок и приведет к вытеснению частных расходов (инвестиций).

С другой стороны, Центральный  Банк может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки государственных  ценных бумаг, что увеличит предложение  денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок. Но такая политика монетизации чревата опасностью. Если экономика близка к полной занятости, монетизация может привести к усилению инфляции. Однако в период глубокого спада обычно нет причин опасаться инфляционных последствий компенсации бюджетной экспансии за счет роста денежной массы. В переходных экономиках опасность инфляции при монетизации дефицита возникает, прежде всего, в случае отсутствия необходимых условий для экономического роста, а также из-за неспособности государственных органов управления осуществлять необходимый контроль над движением денежных средств.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается  обычно низкий устойчивый темп роста  денежной массы) в большинстве случаев  не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный Банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.[1, с. 167-173]

1.4 Денежно-кредитная политика и ее инструменты

Инструменты проведения денежно-кредитной политики можно  разделить на две основные группы: прямые и общие.

К денежно-кредитной политике, проводимой на основе прямых инструментов, относятся:

* операции на открытом  рынке;

* учетная политика  Национального банка.

* денежно-кредитная политика  на основе создания и хранения  обязательных резервов в Национальном  банке, который устанавливает эту норму.

Из трех видов денежного  контроля государства наиболее важным механизмом являются операций на открытом рынке, так как они обладают преимуществом  перед всеми остальными: государственные  бумаги можно продавать или покупать в любых количествах.[18, с. 431]

Общими инструментами  денежно-кредитной политики являются:

1) формы регулирования,  касающиеся фондов биржи.

Так, устанавливаемая  законом маржа (мера против излишней спекуляции на фондовой бирже и краха  компаний) заключается в праве  Национального банка устанавливать предписываемую законом маржу или минимальный процент первоначального взноса для покупателя акций;

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ