Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Выявить основные проблемы и пути дальнейшего развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Ее задачей является нахождение путей обеспечения устойчивости белорусского рубля и его курса по отношению к иностранной валюте, путем совершенствования денежно-кредитной политики и способствованию социально-экономическому развитию, его ускорению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…..6
1.1. Понятие денежно-кредитной политики и ее цели……………………….6
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики………………………......10
2. ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………......16
3. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая работа полная.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

создание золотовалютных резервов, гарантирующих экономическую  безопасность страны;

Модернизация системы  рефинансирования банков, базирующейся на рыночных положениях формирования цены ресурсов, что даст возможность  увеличить эффективность процентной политики и уменьшить процентные риски для банковской системы;

Удерживание ставок процента на положительном уровне, гарантирующем  сохранность и привлекательность  ресурсов в национальной валюте, а  также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

 
Вследствие перечисленных действий установится  стабильность курса  белорусского рубля к корзине  валют в коридоре плюс-минус 10 процентов, ставка рефинансирования Национального  банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.

 

Проведение и разработка денежно-кредитной политики – главные  задачи Национального Банка Республики Беларусь (Центральный банк). «Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября предоставляют Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.» [1]

Национальный  банк подчиняется Президенту Беларуси и является центральным банковским органом на территории страны. Также осуществляет контроль над деятельностью других банковских институций, расположенных в Беларуси. Основными задачами работы банка является обеспечение устойчивости национальной валюты, надежности и безопасности работы платежной системы, а также развитие банковской системы страны. Среди основных задач банка не значится получение прибыли.

Банк имеет право  проводить следующие функции

· Регулировать кредитные, депозитные отношения на территории страны, осуществлять эмиссию денежных знаков;

·         Организовывать валютный контроль и регулирование, основываясь на действующее Законодательство;

·         Хранить на своих депозитных счетах ценные бумаги государственного значения, а также осуществлять их выпуск и эмиссию;

·         Регистрирует и выдает лицензии на функционирование коммерческим и другим банковским структурам;

·         Регулирует и устанавливает порядок проведения банковских рассчетов в Беларуси;

·         Осуществляет выпуск и продажу драгоценных металлов, а также другие операции в банковской сфере. [2]

 

Основными целями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2011-2015 года будут являться в свою очередь  опора обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе и поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, а также доступность финансовых ресурсов для субъектов экономики.

«В Нацбанке рассчитывают, что активное привлечение иностранных  ресурсов в банковский сектор Беларуси будет способствовать притоку современных банковских технологий и расширению инвестиционных возможностей банков страны. В Нацбанке считают возможным расширить финансовое посредничество банков за счет операций с акциями, облигациями и другими финансовыми инструментами, а также за счет развития института доверительного управления имуществом». [5]

«За грядущие пять лет  банковский сектор Беларуси сможет значительно  нарастить свой финансовый потенциал. Согласно прогнозам, объем активов  белорусских банков может увеличиться не менее чем в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП. В свою очередь требования банков к экономике должны возрасти как минимум в 2,7 раза, а объем банковских услуг - в 3,5 раза. 
 
Кроме того, на заседании правления Нацбанка рассматривались и другие направления деятельности банковской системы страны. Планируется, что за 2011-2015 годы банковский сектор Беларуси по своему развитию приблизится к показателям стран Центральной и Восточной Европы.» [5]

В конце своей работы я бы хотела привести планы Национального  Банка Республики Беларусь относительно проведения денежно-кредитной политики в 2011году.

 «1. В 2011 году денежно-кредитная  политика будет направлена на  формирование условий для сбалансированного  экономического развития Республики  Беларусь.

 

Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

 

2. Обменный курс белорусского  рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

 

В 2011 году сохранится режим  привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.

 

Повышение гибкости курса  в рамках режима привязки к корзине  иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

 

3. Применение и развитие  инструментов денежно-кредитной  политики будет направлено на  достижение приоритетной цели монетарной политики.

 

Процентная политика будет ориентирована на обеспечение  стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

 

По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится  снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 – 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11 – 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9 – 11 процентов годовых.

 

Для рыночного регулирования  уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит  использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным  операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

 

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит  движение ставки межбанковского рынка  в указанном коридоре, приближая  ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

 

Предоставление ликвидности  в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального  банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной  валюты.

 

Дальнейшее совершенствование  системы регулирования ликвидности  на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

 

4. В 2011 году параметры  денежно-кредитных показателей будут  складываться с учетом спроса  экономики на деньги и платежеспособности  заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 – 26 процентов, рублевой денежной массы – 27 – 29 процентов, широкой денежной массы – 25 – 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 – 7,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 3,8 – 4,4 трлн. рублей.

 

Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой  денежной массе – до 26,7 процента.

 

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.

 

Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях». [3. Глава3]

Прогноз экономической  ситуации в 2011 году

«Социально-экономическое  развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой  воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

 В соответствии  с важнейшими параметрами прогноза  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составит 109 – 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108 – 109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116 – 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 – 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 – 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 – 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.» [3. Глава3]

В заключение можно отметить, что, реализовывая поставленные цели денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удается достигнуть определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных установок соблюдается в границах запланированных величин, осуществляются некоторые предприятия по увеличению золотовалютных фондов, платежная система работает нормально. Сложно еще сделать какие-либо выводы об эффективности осуществляемой политики,  более того проблемы, поставленные перед банковской системой Республики Беларусь, чрезвычайно непростые и едва ли смогут решиться за один год. Но точно можно сказать, что сложность положения, в котором находится наша экономика, разнообразность и трудность задач, стоящих перед денежно-кредитной политикой, нуждаются в системности и целостности при определении реальных мер экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная  политика»; установила главные цели, инструменты и типы денежно-кредитной  политики, привела данные о проведении данной политики в современной экономике Республики Беларусь.

Важно выделить следующие  моменты, которым необходимо отдать должное внимание:

  • Согласование денежно-кредитной, социально-экономической и фискальной политики для создания благоприятных условий;
  • Совершенствование институциональной и функциональной банковской структуры;
  • Надежность, эффективность и безопасность операций платежной системы;
  • Развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;
  • Управление финансовыми рисками;
  • Развитие и совершенствование правовой базы банковской деятельности.

Разрешение вышеперечисленных  проблем создает условия для  повышения продуктивности монетарной политики Национального Банка.

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь:

  • Увеличение роли денежно-кредитной политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости национальной валюты;
  • Использование показателей внешней торговли при формировании валютного курса белорусского рубля;
  • Увеличение роли показателей наращивания денежного предложения в белорусских рублях;
  • Проведение Национальным банком операций на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой, с целью регулирования текущей ликвидности банков;
  • Проведение политики снижения норматива резервных требований к привлеченным банками депозитам;
  • Увеличение золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;

 

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятных условий, преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь