Денежно-кредитная политика, перспективы ее развития в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Понятие денежно-кредитной политики. 5-6
2. Основные цели денежно-кредитной политики. 7-9
3. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году. 10-13
4. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. 14-18
Заключение 19-22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

макроэкономика кр.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Май      │ 13,6  │ 12,3  │  4,4  │  6,0  │  8,3  │  9,6  │  5,1  │  3,6  │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Июнь     │ 12,9  │ 11,9  │  4,3  │  5,8  │  8,4  │  9,4  │  5,2  │  4,3  │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Июль     │ 12,3  │ 12,0  │  4,3  │  5,5  │  8,4  │  9,0  │  5,3  │  5,6  │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Август   │ 11,7  │ 11,6  │  4,6  │  6,1  │  8,1  │  8,2  │  5,5  │  5,9  │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Сентябрь │ 10,8  │ 10,7  │  5,3  │  7,0  │  7,4  │  7,2  │  5,7  │  6,6  │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Октябрь  │  9,6  │  9,7  │  5,8  │  7,5  │  7,2  │  7,2  │       │       │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Ноябрь   │  8,8  │  9,1  │  6,2  │  8,1  │  6,9  │  6,8  │       │       │

├─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Декабрь  │  8,3  │  8,8  │  6,6  │  8,8  │  6,6  │  6,1  │       │       │

└─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

 

Во второй половине 2011 - начале 2012 года на замедление роста потребительских  цен оказывала заметное воздействие  благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем  в апреле 2011 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно  регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле - мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае - сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания  были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому  месяцу предыдущего года в меньшей  мере, чем в сентябре 2011 года. В  целом инфляция возросла до 6,6%, базовая  инфляция - до 5,7%.

По итогам 2012 года инфляция может составить около 7% (в 2011 году она составила 6,1%), что связано  в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается  на уровне 6% (в 2011 году она составила 6,6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

 

Банк России в предстоящий  трехлетний период сохранит преемственность  реализуемых принципов денежно-кредитной  политики и планирует к 2015 году завершить  переход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной  политики является обеспечение ценовой  стабильности, то есть поддержание  стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет  способствовать достижению более общих  экономических целей, таких как  обеспечение условий для устойчивого  и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной  политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения  индекса потребительских цен. В  качестве главной цели денежно-кредитной  политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских  цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.

Решения в области денежно-кредитной  политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие  мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут  лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а  также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и  среднесрочный характер воздействия  на инфляционные процессы, так и  со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация денежно-кредитной  политики будет основана на управлении процентными ставками денежного  рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные  каналы трансмиссионного механизма  на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень  деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной  политики.

Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса  мер, направленных на совершенствование  системы инструментов, а также  на повышение гибкости валютного  курса рубля, была достигнута большая  управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной  перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более  действенного трансмиссионного механизма  денежно-кредитной политики, а также  повышение доверия к Банку  России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст  основу для лучшего управления инфляционными  ожиданиями субъектов экономики.

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать  гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить  переход к плавающему валютному  курсу, отказавшись от использования  связанных с уровнем курса  операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного  режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия  на динамику курса рубля будет  прекращено.

Одной из основных задач  Банка России в среднесрочной  перспективе будет оставаться обеспечение  финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять  повышенное внимание своевременной  идентификации и оценке системных  рисков в банковском секторе и  на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных  подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного  режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости  от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса  и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта  и особенностей национальной экономики  будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся  условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии  денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений  деятельности Банка России останется  содействие развитию рынка производных  финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности  по хеджированию курсового и процентного  рисков, одновременно с формированием  современных механизмов регулирования  и надзора за рисками кредитных  организаций на указанных сегментах  финансового рынка.

Банк России также продолжит  уделять внимание совершенствованию  российской национальной платежной  системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения  действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего  финансового рынка.

Важное значение с точки  зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной  политики имеет координация усилий Банка России и Правительства  Российской Федерации. Высокая степень  влияния регулируемых цен и тарифов  на темпы роста потребительских  цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной  политики также во многом зависит  от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной  политики, направленной на постепенное  сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить  позитивный вклад в поддержание  финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной  политики. Банк России продолжит расширять  практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

    Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

    Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

    Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

    Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

   Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

    Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

Информация о работе Денежно-кредитная политика, перспективы ее развития в Российской Федерации