Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1. Сущность денежно-кредитной политики…………………………………5
1.2. Цели денежно-кредитной политики………………………………………7
2. Инструменты денежно-кредитной политики и ее эффективность
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..11
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики………………………….17
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе……………………………………………………………..
3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………………………………….………………………………………21
3.2 Совершенствование механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 г.………………….……..……………………… ……………26
Заключение …………..........................................................................................37
Список использованных источников .................................................................

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы денежно-кредитной политики

    1. Сущность денежно-кредитной политики…………………………………5

1.2. Цели денежно-кредитной политики………………………………………7

2. Инструменты денежно-кредитной политики и ее эффективность

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..11

2.2 Эффективность денежно-кредитной политики………………………….17

3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе……………………………………………………………..

3.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………………………………….………………………………………21

3.2 Совершенствование механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 г.………………….……..……………………… ……………26

Заключение …………..........................................................................................37

Список использованных источников .................................................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основными целями любого государства в области экономики  являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Главная задача денежно-кредитной  политики - регулирование предложения  денег, поддержание покупательной  способности национальной валюты. В  период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Целью курсовой работы является раскрыть сущность денежно-кредитной политики и рассмотреть ее на примере Республики Беларусь.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

 1. дать понятие денежно-кредитной политики, определить ее цели и направления;

2. выделить прямые  и косвенные инструменты денежно-кредитной  политики;

3. охарактеризовать виды денежно-кредитной политики;

4. рассмотреть основные  параметры денежно кредитной  политики в Республике Беларусь  на современном этапе.

Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Предметом исследования – реализации денежно-кредитной политики государства. Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики

1.1Сущность денежно-кредитной политики

Одним из наиболее распространенных определений денежно-кредитной политики является представление ее как совокупности  государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики, которая также включает социальную, внешнеэкономическую, налоговую, бюджетную политику и должна предусматривать меры по решению проблем в каждом из блоков. Денежно-кредитная политика будет эффективной только в том случае, если согласованно будут работать все составные части единой государственной экономической политики.

Систему денежно-кредитной политики можно рассматривать как совокупность составных элементов: объектов, субъектов, целей и инструментов. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие  воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных показателей: объем, форма, направления движения. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые уполномочены в соответствии с законодательством страны  осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора. Основным проводником денежно-кредитной политики является центральный банк страны, кроме него со стороны государства участвуют: Министерство финансов, основная задача которого – регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, Министерство экономики).

В зависимости  от выбора центральным банком промежуточной  цели различают следующие виды денежно-кредитной политики: гибкая, жесткая и эластичная.

В современных условиях центральные банки как органы, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, имеют широкие возможности воздействовать  на экономические процессы.  Такое воздействие осуществляется путем проведения денежно-кредитной политики двух типов: рестрикционной и экспансионистской.

Пусть руководство Центрального Банка принимает решение, что для стимулирования совокупного спроса необходимо увеличить предложение денег. В этом случае он должен добиться роста избыточных резервов, для чего он предпринимает следующее:

  • Покупка ценных бумаг. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, ЦБ может увеличить резервы коммерческих банков.
  • Снижение резервной нормы. Снизив резервную норму, ЦБ добивается того, что обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные, а величина денежного мультипликатора возрастает.
  • Снижение учетной ставки. Снизив учетную ставку, центральный банк может стимулировать коммерческие банки увеличивать свои резервы через заимствование у него.

Такой набор действий называют политикой «дешевых» денег (или экспансионистской денежно-кредитной  политикой). Ее задача – удешевление кредита и облегчение доступа к нему  с целью увеличения спроса, объема продукции и занятости [17,с. 326-327].

Пусть ситуация является другой, и излишние расходы приводят экономику к инфляции. В этом случае ЦБ пытается сократить совокупный спрос путем ограничения предложения денег, что означает сокращений резервов коммерческих банков. Центральный банк совершает следующие действия:

денежно-кредитной политики

  • Продажа ценных бумаг. Продавая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк снижает резервы коммерческих банков.
  • Повышение резервной нормы. Увеличение резервной нормы автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.
  • Повышение учетной ставки. Рост учетной ставки ослабляет интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов через заимствование у центрального банка [17, с. 327].

Такой набор мер получил  название политики «дорогих» денег (сдерживающей и рестрикционной денежно-кредитной  политики). Ее цель – сократить расходы и контролировать инфляцию путем ограничения денежной массы.

Таким образом, центральный  банк всегда выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны.

1.2 Цели денежно-кредитной политики

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен, поэтому, центральные банки, в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают две группы показателей: конечные и промежуточные цели.

Конечные цели денежно-кредитной политики – это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. Современные экономисты сводят конечные цели к достижению ориентиров так называемого «магического четырехугольника»:

  • стабилизация уровня цен (процент инфляции);
  • достижение полной занятости (процент безработицы);
  • равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
  • внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Невозможно одновременно достичь всех целей, потому что некоторые из них согласуются между собой, другие же находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста обязательно приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.

Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров, контролируя их в процессе реализации монетарной политики.

Выделяю следующие критерии выбора промежуточной цели:

  1. Измеримость, то есть должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку оперативно получать информацию о ее состоянии.
  2. Управляемость. Для того чтобы экономическая  переменная оказалось полезной, став промежуточной целью, система денежно кредитной политики должна иметь возможность влиять на величину этой переменной. Более того, необходима устойчивая и доступная для анализа и прогноза зависимость между инструментами денежно-кредитной политики и выбранной промежуточной переменной, чтобы можно было осуществлять контроль над ее величиной и достигать нужного значения этой переменной.
  3. Согласовать с конечными целями денежно-кредитной политики. Если конечными целями  являются стабилизация реального объема производства и уровня цен, тогда органы денежно-кредитного регулирования, предположительно, будут рассматривать другие экономические цели в качестве второстепенных по отношению к параметрам основных целей.
  4. Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна своевременно поступать в систему денежно-кредитного регулирования.
  5. Предсказуемость влияния на конечные цели денежно-кредитной политики. Монетарная цель должна иметь наиболее четкую связь с избранными конечными экономическими целями.

Промежуточные цели являются более конкретными и доступными. Основные из них – денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. Также в качестве промежуточных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента. Индексы товарных цен, объем кредита. И денежная масса, и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки.  Проблема заключается в выборе центральным банком одной их них, так как не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, потому что, согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот.

Необходимость постановки промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:

  • Конечные цели (например, платежный баланс или совокупный национальный продукт) измеряются периодически,  с большим отставанием от момента применения того или иного  инструмента ДКП;
  • На передачу импульсов  денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности ДКП по ее конечным результатам (целям).

Для того чтобы приступить к достижению промежуточных целей, центральному банку необходимо установить тактические цели. Ими обычно являются денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам. Тактическая цель обычно определяется  в соответствии с промежуточной.  Допустим, если в качестве промежуточной цели была выбрана денежная масса, центральный банк может избрать тактической целью  денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же  банк намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью следует выбрать межбанковскую ставку процента.

Итак, центральный банк ставит перед денежно-кредитной  политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет  ему оперативно отслеживать  правильность выбранной  политики, изменять ее в нужном направлении, которое определяется планируемыми конечными результатами. Важно отметить, что центральный банк не придерживается однажды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и стоящих перед обществом задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инструменты денежно-кредитной политики и ее эффективность

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики

Эффективность денежно-кредитной  политики во многом зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе