Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 11:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории денежных реформ, проводимых в России с ее основания и до наших дней.
Объектом исследования являются денежные реформы России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
Раскрыть понятие денежной реформы, ее сущность и виды;
С 1 февраля 1769 г. были выпущены ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. и начался обмен металлических денег на бумажные. Ассигнациями разрешалось оплачивать налоги, они свободно разменивались на медную монету, и их курс по отношению к серебру был достаточно высок ~ 98-101 коп. серебром за рубль ассигнациями.
Первые русские ассигнации были очень просты по оформлению. Неудивительно, что такие деньги было легко подделать.
Ни наличие водяных знаков, ни жестокие наказания – за подделку денег подвергали смертной казни – не спасали государство от фальшивок. 25-рублевую купюру переделывали в 75-рублевую, поэтому выпуск последних вскоре был прекращен. Государственные чиновники периодически докладывали Екатерине II об обнаружении в банках фальшивых денег. Правительство приняло дополнительные меры для обеспечения ассигнаций медной монетой. В 1775 г. Сенат отклонил предложение о продаже меди за границу. В банках сосредоточилось медных денег на 20 млн. рублей и на такую же сумму было выпущено ассигнаций. Продолжительное время курс бумажных денег был стабилен.
Но в 80-х гг. в связи с русско-турецкой войной, основательно подорвавшей бюджет страны, выпуск ассигнаций стал увеличиваться. Попытка стабилизировать положение при помощи внешних займов лишь увеличила расходы. Не найдя других средств выхода из кризиса, государство начало неограниченное печатание ассигнаций.
С 1787 г. бумажный рубль стал катастрофически падать в цене в связи с нерегулируемым выпуском ассигнаций. А в конце своего царствования Екатерина II вынуждена была вернуться к проекту П. Шувалова по перечеканке медных монет по стопе 32 руб. взамен 16-рублевой и облегчению их веса в два раза. Данный план спасения был предложен в 1796 г. последним фаворитом императрицы П. Зубовым. Однако смерть Екатерины II приостановила реализацию этого плана.
В итоге реформ Екатерины II Россия великолепно приспособилась к промышленной «предреволюции», превзойдя развитие многих европейских стран. Однако крепостное право, ставшее основой экономического роста, уже к концу века в области промышленности обнаруживает своё отрицательное влияние. В то время как ведущие европейские страны встают на путь технического прогресса и основанного на нём ускоренного промышленного роста, доля готовых изделий в российском экспорте с 52% в 1726 г. падает до 20% уже к 1780 г. Увеличивается вывоз сырья и продовольствия. Спрос на европейских рынках, породивший большой рост цен на сельскохозяйственные товары, расширение империи на черноземный юг создают особенно благоприятные условия для торгового земледелия и русского хлебного экспорта.[1]
Инициатором проведения следующей денежной реформы выступил М.М. Сперанский. В то время как Е.Ф. Канкрин, чьим именем теперь называется эта реформа, очень долго считал, что денежное обращение в России можно стабилизировать при помощи административных мер, М.М. Сперанский написал “Записку о монете”, в которой доказывал, что добиться стабилизации денежного обращения можно только путем преобразования основ денежной системы. По сути, эта записка была проектом денежной реформы, проведенной в России в 1839-1843 годах. Будучи членом Государственного совета, М.М. Сперанский раздал “Записку о монете” для ознакомления другим членам совета. Его доводы убедили сомневающихся в необходимости проведения денежной реформы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин после прочтения этой записки также изменил свое мнение о методе стабилизации денежного обращения.[2]
1 января 1810 г. император Александр I лично внес разработанный М.М. Сперанским план в Государственный совет, а 1 февраля он был утвержден и обнародован в форме высочайшего манифеста, опять же написанного Сперанским. С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.
Прежде всего, Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Расходная часть бюджета 1810 г. была сокращена на 20 млн. руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежавшими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность. Купцам первой гильдии и иностранным капиталистам разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков. Комиссия погашения долгов принимала вклады не менее 1000 руб. серебром от лиц всех состояний и выдавала последним облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6 %. С тем, чтобы комиссия вызывала доверие лиц всех сословий, в ее состав были включены как дворяне, так и купцы.
Кроме того, государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите М.М. Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, поэтому предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.
Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта. Наконец, Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.
Старания великого реформатора не замедлили сказаться. Уже в 1811 г. дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809 г. он равнялся 105 млн. руб.), доходы возросли до 300 млн. руб. Они были бы значительно выше, если бы государственные органы организовали должным образом составление описей имущества, предназначаемого для распродажи. Не удалось и предполагаемое сокращение расходов, т.к. полным ходом шли приготовления к войне с Наполеоном. Даже эти, казалось бы, необходимые и оправданные расходы позже ставились Сперанскому в упрек. Поток жалоб вызвало увеличение налогов, которые не желали брать на себя все предшествующие финансисты. По замечанию самого Сперанского, «каждый член правительства в течение двадцати лет хотел сложить с себя бремя сей укоризны, надлежало, однако ж, чтобы кто-нибудь ее нес».
Все эти меры сопровождались разработкой Сперанским таможенного тарифа и торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных актов была положена идея «поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности», сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной. Негодование Наполеона вызвала еще одна мера, предложенная Сперанским: английским судам под нейтральным американским флагом разрешалось швартоваться в русских портах.
Наконец, в расходах обозначился определенный порядок. Сам Сперанский так говорил о принятых им мерах: «Вместо того, что прежде каждый министр мог почерпать свободно из так называемых экстраординарных сумм, в новом порядке надлежало все вносить в годовую смету, потом каждый почти рубль подвергать учету в двух инстанциях Совета, часто терпеть отказы и всегда почти уменьшения и в конце всего ожидать еще ревизии контролера».
В 1839 г. министром финансов графом Е.Ф. Канкриным была проведена денежная реформа, она проводилась в два этапа. В 1839 году установившийся к тому времени курс в 3 руб. 60 коп. ассигнациями за серебряный рубль был объявлен постоянным, с принятием серебряного рубля единственной монетной единицей. Решено было заменить ассигнации, по означенному курсу, кредитными знаками, безостановочно разменными на полноценную монету (Приложение 2) .[4]
В виде предварительной меры, в 1840 г., была открыта при коммерческом банке депозитная касса для приема золотой и серебряной монеты и для выдачи вместо ее "депозитных билетов". Это было сделано, с одной стороны, с целью накопления металлического фонда в банке, с другой - чтобы приучить население к кредитным знакам, ходившим наравне с золотом и серебром.
Наконец, по манифесту 1843 г. было преступлено к обмену всех ассигнаций и депозитных билетов на кредитные (вместо 596 млн. руб. ассигнациями выдано было владельцам их 170 млн. руб. кредитными билетами или серебром). Для обеспечения размена был образован достаточный металлический фонд в 701.2 млн. руб. С каждым новым выпуском кредитных билетов должен был соответственно возрастать и разменный фонд, составляя не менее одной трети номинальной суммы выпущенных в обращение кредитных билетов. В 1840-х годах это правило строго соблюдалось; еще в 1849 г., при выпущенных в обращение кредитных билетах на 300 млн. руб., металлический фонд равнялся 115 млн. руб.
Эмиссионная операция осталась, однако, по-прежнему всецело в руках казны, а не была предоставлена самостоятельному, независимому от Министерства финансов эмиссионному банку. Вследствие этого, при обычной нужде государственного казначейства в деньгах, кредитные билеты скоро испытали судьбу прежних ассигнаций. С 1853 г. правительство начинает пользоваться выпусками кредитных билетов для так называемого усиления средств государственного казначейства, не соображаясь с звонкою наличностью. Количество билетов в 1856 г. доходит уже до 509 млн. руб., а в конце 1857 г. - до 735 млн. руб., при разменном фонде в 1411.2 млн. руб. В виду недостаточности металлического фонда, уже в 1854 г. принимаются меры к ограничению размена, который затем, к концу 1856 г., прекращается вовсе.
С тех пор кредитные билеты превращаются в бумажные деньги с принудительным курсом. Усиление бумажно-денежного обращения не замедлило вызвать падение курса кредитных билетов. С 1854 по 1861 гг. курс держался большей частью около 91-93 мет. копеек за рубль бумажный. Обратившись, в 50-х годах, к выпускам бумажных денег на военные надобности, правительство обещало изъять эти выпуски из обращения немедленно по окончании войны; в апреле 1858 г. действительно было сожжено на 60 мил. руб. кредитных билетов. Но мера эта ни к чему не привела, так как вскоре затем последовал новый выпуск на сумму 88,5 млн. руб., для удовлетворения вкладчиков, которые стали усиленно требовать из казенных кредитных учреждений возврата своих вкладов, вследствие понижения % по банковым вкладам с 4 на 3%.
Однако наиболее существенной особенностью как денежной реформы 1839-1843 годов, так и денежного обращения в течение нескольких десятилетий после ее завершения был сравнительно небольшой рост денежной массы и, что особенно важно для России середины XIХ века, - денежной базы. Это было связано с тем, что до середины XIХ века, несмотря на развитие товарно-денежных отношений, в стране господствовало натуральное хозяйство. Объем покупаемых предметов потребления был незначительным. Неразвитый рынок, плохие пути сообщения, низкие цены на продукты питания обусловили небольшую потребность в деньгах как средстве обращения (денежный оборот в России осуществлялся преимущественно с казной). Поэтому денежная реформа 1839-1843 годов обеспечила относительно устойчивое денежное обращение в течение первых пятнадцати лет после ее проведения.
Необходимо отметить, что денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 годов, обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма.[8]
Во-первых, существовала свобода чеканки и серебра, и золота.
Во-вторых, правительство в законодательном порядке закрепило стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем. Манифест от 1 июля 1839 года устанавливал, что “золотая монета в казну и кредитные установления принимается и из них выдается 3% выше нарицательной ее стоимости, именно - империал в 10 руб. 30 коп. и полуимпериал в 5 руб. 15 коп. серебром”.
В-третьих, кредитные билеты разменивались не только на серебро, но и на золото. Размен этот производился “с соблюдением указанного между сими деньгами соотношения” - 103 руб. кредитными билетами обменивались на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом, то есть за кредитным рублем было закреплено не только определенное серебряное, но и золотое содержание.
Начиная с 80-х гг., денежная политика правительства приобретает иное направление. Казна отказывается от изъятия излишков кредитных билетов и переходит на планомерное и последовательное накопление золотого запаса. Началась подготовка к переходу от подверженных инфляции неразменных бумажных денежных знаков к системе золотого монометаллизма. Эта система предполагает обслуживание денежного обращения банкнотами, обеспеченными золотым запасом. К ней в XIX в. перешли многие передовые страны Европы, которых коснулось развитие мировой торговли и кредитных отношений на международном уровне. Повсюду возникали акционерные банки, способные вести широкомасштабные операции с использованием безналичных расчётов. До поры до времени серебро исправно выполняло при совершении этих операций функцию меры стоимости. Но с 70-х гг. XIX в. в результате открытия в Америке богатых месторождений и сокращения благодаря техническому прогрессу себестоимости добычи началось падение стоимости серебра. Оно стало слишком дешёвым и громоздким средством денежного обращения, и на мировом рынке функция мировых денег повсеместно стала переходить к золоту. Рост потребности в этом драгоценном металле удовлетворялся калифорнийскими (с 1848 г.) и австралийскими (с 1851 г.) россыпями. В последние десятилетия XIX в. к ним присоединилось южноафриканское золото (с 1885 г.). С конца XIX в. в ряду золотодобывающих стран одно из первых мест заняла Россия.
Накопление золотого запаса для обеспечения коренной перестройки денежного хозяйства стало главной задачей русского правительства. Огромную работу в этом направлении проделали возглавлявшие министерство финансов Н.Х. Бунге (1881-1886 гг.) и И.А. Вышнеградский (1888-1892 гг.). Итоговая черта была подведена С.Ю. Витте, который был министром финансов в 1892-1903 гг.
Для создания золотого запаса Россия продавала на мировом рынке зерно. Скоро она стала его крупным поставщиком. Широко известна фраза министра финансов И.А. Вышнеградского: «Сами не будем есть, но будем вывозить». Зерно из России вывозили даже в неурожайные годы. Усилилось налоговое обложение, особенно после прихода к руководству министерством в 1892 г. С.Ю. Витте. Значительные средства приносила казне начавшаяся на рубеже XIX-XX вв. строительная лихорадка, прежде всего – проектирование и строительство железных дорог. Внешние займы, кабальные по своей сути, поскольку она давались под высокие проценты, также приносили дополнительные средства. С 90-х гг. начались усиленные инвестирования в русскую промышленность иностранных капиталов. Наконец, правительство очень много сил и внимания уделяло расширению добычи золота в стране. Результатов всех этих усилий стало достижение в 1882-1897 гг. активного торгового баланса и рост золотого запаса. За 1881-1897 гг. золотой запас России увеличился в 3,5 раза.