Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:19, доклад
Следует отметить, что термин НКО не достаточно ясен для понимания, так как содержит в своем определении взаимоисключающие понятия «небанковская» и «кредитная», однако их деятельность по осуществлению расчётов выгодно отличается от аналогичной деятельности банков тем, что является финансово устойчивой и не подвержена классическим банковским рискам. Но, к сожалению, преодолеть негативную окраску термина «небанковские» довольно сложно. При этом, как показывает практика, российская банковская система довольно слаба и подвержена резким колебаниям в экономике. Возможно, следует рассмотреть работу с небанковской кредитной организацией как достойную альтернативу работы с банком.
Кафедра Банковское дело
Доклад на тему:
Какие проблемы возникали в денежной сфере страны в первые годы советской власти и какую роль играл Государственный банк в их решении
Выполнил студент группы 9041 Дувало Д.
При изучении новой экономической политики следует избегать упрощенных представлений о нэпе обращающих внимание только на отдельные стороны этой политики.
Нэп- это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались объективными обстоятельствами и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. С этой точки зрения становится правильное понимание смысла термина " новая экономическая политика", новая, т.е. сменяющая старую, военно-коммунистическую, и выдвигающая на первый план экономические методы управления . Нэп кончается тогда, когда вместо экономических наступает полное господство методов административных, насильственных, чрезвычайных.
Основное содержание нэпа заключалось в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, в материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика. В нэпе выражено осознание необходимости " коренной перемены всей точки зрения" на социализм. Новая концепция социализма развивалась постепенно. Она не была полностью завершена ни В.И. Лениным, ни его ближайшими сподвижниками в этом вопросе Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым.
Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство началось весной 1921г. при выполнении решений X съезда РКП ( б) л замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога были на 30-50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее.
В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. В 1921 - 1924гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы и др.
В результате перестройки системы управления государственной промышленностью вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число служащих сократилось с 300 тыс. до 91 тыс.
аппарат других наркоматов подвергся сокращению. Были ликвидированы ряд наркоматов и комиссия ГОЭЛРО. Центральным органом перспективного государственного планирования стал Госплан. С окончанием военных действий была сокращена численность Красной Армии с пяти миллионов до 562 тыс. человек. В 1924 году была проведена денежная нэпа ,имевшая огромное экономическое и политическое значение. Народное хозяйство получило твердую денежную единицу- червонец, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью ввести валютно-торговые операции как внутри Страны, так и за рубежом.
С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ , от 1 февраля 1922 года был зарегистрирован Устав Первого Акционерного общества " Кожсырье". Вслед за простыми товариществами ИАО были признаны и другие формы объединений: полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью.
Советское государство прибегало к акционированию своих предприятий для привлечения в их состав иностранного капитала, и прежде всего для обеспечения таким предприятиям возможности работы на хозяйственном расчете.
К концу 1924г. государственных АО было 40, смешанных АО - 47, из них 12 - с участием иностранного капитала. Сравнительно небольшое количество АО объясняется тем, что постановлением СТО от 1 августа 1922 г. минимальная сумма уставного капитала АО была зафиксирована на достаточно высоком уровне - 100 тыс. золотых рублей.
А период нэпа в сфере промышленности относительно широкое распространение получает аренда. На 1 сентября 1922 г. в аренду было сдано 3800 заведений, на которых работало в общей сложности 680 тыс. рабочих. Половина из них арендовалась частными лицами. Частные предприятия обеспечивали в это время примерно 1/5 промышленного производства России.
Если государство в 20-е годы сохраняло господствующие позиции в сфере оптовой торговли (на его долю приходилось 70-80 % оборота), то в области оптово-розничной торговли частному капиталу принадлежало не менее половины объема купли-продажи. В розничной же торговле частный капитал контролировал в 1923г. 83% общего объема деятельности.
Один из авторов новой экономической политики и наиболее последовательный ее сторонник А.И. Рыков подчеркивал, что " в области торговли частный капитал может сыграть большую и полезную роль и сделать невозможным повторение кризисов сбыта.
В это время происходит возрождение значения ярмарок. Так, товарооборот Нижегородской ярмарки в 1923г. достиг 75% уровня 1917-го и 50% -1913 года.
Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. В 1923 г. посевные площади увеличились до 91,7 млн. га, что составило 99,3 % к уровню 1913. В 1925г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909-1913 гг.
К 1927г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.
В 20-е годы на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3-4% , бедняков -22-26% , батраков -10-11%. Общее число крестьянских хозяйств за 1922 - 1926гг. в результате разделов земли увеличилось на 2,6 млн., т.е. на 13% к уровню 1913г.
В годы НЭПа были разработаны целый ряд кодексов: Гражданский, Земельный, Трудовой, Уголовный и др. Гражданский кодекс давал право любому гражданину, достигшему 16 лет, получить лицензию на торговлю в лавках, общественных местах, на рынках или базарах любыми предметами или продуктами, на открытие предприятий бытового обслуживания, магазинов, кафе, ресторанов и т.п., на аренду зданий и помещений, производственного оборудования, средств транспорта. Главным условием владения лицензией была своевременная уплата налогов, предоставление по первому требованию властей всех счетов и отчетной документации, неучастие в противозаконных финансовых, торговых и прочих операциях. Аналогичные права и обязанности устанавливались для кооперативных организаций.
Земельный кодекс признавал все существующие формы землепользования: общину, артель, отруба и хутора или их комбинаций. Свобода выбора оставалась за крестьянином. Сохранение общины с периодическими переделами земли не возбранялось, но и не поощрялось. Крестьянин имел право выйти из общины и закрепить за собой надел в качестве пользователя. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более 2 лет. Купля и продажа надела не разрешались. Допускался наемный труд при условии, чтобы наемные рабочие трудились наравне с членами семьи.
Составной частью НЭП было возрождение биржевого дела. Как утверждали специалисты, биржи в условиях многоукладной экономики стимулировали торговый оборот, способствовали его дисциплинированию путем установления равновесных цен. Сначала были восстановлены товарные биржи, и они получили наибольшее развитие. Постановлением СНК от 20 октября 1922 года для совершения операций с ценными бумагами были организованы фондовые биржи.
На первое октября 1926 года в стране функционировало 114 бирж. Их членами были 8 514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц, 67% приходилось на государственные и кооперативные организации, 33% на частных предпринимателей.
Биржи стали важными центрами коммерческой инициативы, хотя их операции в основном были связаны с движением реального капитала, а организация свободных торгов только начиналась. Осуществление НЭП привело к подъему производительных сил страны и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.
Еще в начале перехода к НЭП было заявлено, что она вводится твердо и на долгий срок. Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода НЭПа
Рассмотрим более подробно эволюцию кредитной системы Советской России в период военного коммунизма и в условиях новой экономической политики.
2. Состояние кредитной системы в период предшествовавший новой экономической политике
В результате мировой войны 1914 - 1917 гг. и последующих революционных событий, денежное хозяйство в России было чрезвычайно расстроено вследствие громадного количества выпущенных в обращение бумажных денежных знаков.
Испорченное денежное хозяйство, наводненное бумажно-денежными знаками, перешло в наследство Октябрьской революции. Первые годы после Октябрьской революции протекали в условиях, когда денежное обращение дошло до крайнего предела расстройства, при котором оставаться было нельзя. Жизнь требовала того или иного решения денежного вопроса для строящей свое хозяйство на новых началах Советской России.
Предстояло решать принципиальный вопрос: следует ли и в дальнейшем идти по пути денежного хозяйства или же отрешившись от денежной системы, перейти к другим принципам. В последнем случае денежная система подлежала полной ликвидации.
При условии же сохранения денежного хозяйства необходимо было приступить к немедленному восстановлению и исправлению денежной системы.
С чего же начало Советское правительство в области реформирования кредитной системы?
Одним из первых актов Советской власти явился Декрет от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Акционерные Коммерческие Банки были слиты с Госбанком, переименованными впоследствии в Народный Банк РСФСР.
Национализация банков означала полную ликвидацию Коммерческих Банков. Вместе с тем декретом от 19 января 1920 г. был ликвидирован и сам Народный банк с превращением его в Центральное Бюджетно-расценочное Управление.
Этим и закончили свое существование Коммерческие Банки, в значительной мере способствовавшие поднятию производительных сил России.
В течение двух лет после национализации банковских учреждений, кредита и банков в России не существовало (1919 - 1921 гг.).
В это время Советское Правительство твердо держалось позиции о скором уничтожении денег и скорой замене их в качестве мерила ценности в Государственном хозяйстве особой трудовой единицей. Однако этому осуществиться было не суждено.
3. Переход к "новой экономической политике" и ее влияние на развитие кредитной системы России
В 1921 г. наметился перелом в сторону изменения экономической политики Советской власти. К концу года была провозглашена "новая экономическая политика", означавшая переход к господству денежного хозяйства и свободных рынков.
Каким же образом повлиял переход к НЭП на развитие рыночной системы Советской России в первые годы ее существования?
Для ответа на вопрос рассмотрим конкретные действия центральной власти в области кредитной системы России. Одним из первых актов новой власти по пути осуществления, НЭП был декрет об учреждении Государственного Банка Российской Республики, который начал свои действия с 16 ноября 1921 г. Для образования основного капитала Госбанку из средств народной казны переводилось 2 тыс. млрд. руб. Президиуму ВЦИК поручалось в недельный срок утвердить положение о Государственном Банке.
С учреждением Госбанка был заложен фундамент денежного хозяйства Советской России.
Вместе с этим национализированная промышленность, состоявшая до перехода к НЭП на бюджетном снабжении государства, перестраивалась на новых началах, переходя на хозяйственный расчет. НЭП допускала существование свободного рынка, а также право аренды национализированных предприятий частным лицам.
В итоге осуществленных мероприятий была подготовлена почва для развития кредитных отношений в стране.
На протяжении 1921 - 1922 гг. Госбанк существовал один, финансируя государственную промышленность главным образом на правительственные подкрепления.
Госбанк возник на начале кредитной монополии, но уже в декабре 1921 г. и весной 1922 г. сессиями ВЦИК и XI съездом партии было решено, что Госбанк, оставаясь центром кредитной системы, не исключает возможности существования других кредитных учреждений. Работа Госбанка в условиях беспрерывно падающей валюты была чрезвычайно затруднена и не могла дать значительных результатов вплоть до предоставления ему эмиссионного права, декретом Правительства от 11 октября 1922 г.
Однако и в первый год своего существования Госбанк достиг вполне удовлетворительных по тому времени результатов, доведя свой баланс до 588,3 млн. руб. образца 1923 г. и открыв по Республике около 130 своих учреждений.
Декрет о выпуске банкнот (11 октября 1922 г.) и последовавший затем фактический выпуск их в обращение, дали возможность подвести под операции кредитных учреждений достаточно устойчивое мерило ценностей в виде банковской валюты и этот момент можно считать началом возникновения и развития акционерных коммерческих банков в Советской России.
До весны 1923 г. еще недостаточно широко распространились в обороте народного хозяйства и сосредотачивались главным образом в кассах Госбанка. Начиная с весны 1923 г. банкноты становятся все более и более распространенным орудием обращения, и наконец к концу 1923 г. они окончательно внедряются в хозяйственно-денежный оборот, достигая к этому времени значительного преобладания в ряду денежных знаков, составляя 4/5 всей бумажно-денежной массы.
23 апреля 1922 г. по инициативе бывших банковских работников возник Юго-Восточный Коммерческий Банк в Ростове-на Дону. Это был первый в Советской России Коммерческий Банк. Он был создан как на частный, так и на государственный капитал. 50% его основного капитала внесено Госбанком.
Информация о работе Деятельность небанковских кредитных организаций