Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения России.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
3. Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
Введение 3
Глава 1. Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов 4
Глава 2. Способы изменения дифференциации доходов 10
2.1. Дифференциация и потребление. 12
2.2. Исходные положения концепции реформы распределения. 13
2.3. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ 17
Глава 3. Дифференциация доходов и проблема бедности в современной России 20
3.1. Причины дифференциации 26
3.2.Динамика доходов и их дифференциация 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
1. Коллективный подряд (хозяйственное ведение) (начало 80-х годов)
представлял собой реализацию государственной собственности.
2. Аренда имущества государственного или колхозно - кооперативного
предприятия (с середины 80-х годов) выступала как юридическая форма
реализации государственной собственности через разделение права
собственности и права хозяйствования.
3. Приватизация имущества и земли в индивидуальную частную
собственность (малую) и общую долевую (совместную).
Допущение безработицы, наряду с другими факторами обусловливает дополнительную необходимость в переходной экономике создания механизма перераспределения доходов. Закон РФ «О занятости населения в РФ» с мая 1991 г. легализовал статус безработного. К числу общеэкономических причин безработицы относится:
- высокий трудосберегающий эффект новых технологий;
- непрерывная структурная перестройка;
- потребность в квалифицированных, творчески мыслящих работниках.
В переходной
экономике добавляются
- чрезмерная занятость в советской экономике;
- падение производства - на 50 % в 1991-99 гг.;
- глобальная структурная перестройка;
- уменьшение степени государственного патернализма.
Занятость в России в условиях глубокого экономического кризиса сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. В 1992-1997 гг. на каждый процент снижения ВВП страны уменьшение численности занятых в экономике составляло в среднем 0,34%. В целом за период реформ занятость в России сократилась на 10 млн. чел. Однако при этом не произошло сколько-нибудь значительного в масштабах всей страны всплеска открытой безработицы. В результате экономических реформ к середине 1999 года общее количество безработных составило 10,4 млн. человек, из которых лишь 1,6 млн. человек являются официально зарегистрированными безработными.
Государственные меры борьбы с безработицей:
1) из средств Фонда занятости оплачивались на начальных этапах простои
предприятий;
2) создана Служба занятости, включающая региональные Центры занятости
населения;
3) поощрение государственными субсидиями частичной занятости под заработную плату;
4) разделение рабочих мест - 1 рабочее место предоставляется 2 рабочим с
разделением заработка — налоговые льготы таким компаниям;
5) досрочный выход на пенсию - широко использовался в госаппарате в
начале переходного периода;
6) расширение программ переподготовки - по 118 профессиям и
специальностям в Ростовской области;
7) социальная помощь безработным - пособие, путевки детям, подарки к
новому учебному году.
Появление такого социального феномена, как безработица, воздействует на распределение доходов в сторону углубления дифференциации. Этому же способствует развитие предпринимательской активности населения, которой обладают не более 10% трудоспособных. Об этом свидетельствует кривая Макса Лоренца (рис. 1), каждая точка которой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет тот или иной процент семей с определенным уровнем доходов.
Каково же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.
(рис. 1)
Абсолютное
неравенство означает, что и 20%, и
40%, и 60%, и т.д. населения не получают
никакого дохода, за исключением одного-
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь
не заштрихованного участка
где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965).
(рис.2)
Очевидно, чем больше отклонение кривой
Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь
фигуры Т, и, следовательно, тем больше
коэффициент Джини будет приближаться
к 1. Надо отметить, что этот коэффициент
не может равняться ни единице, ни нулю,
т.к. цивилизованная рыночная экономика
исключает подобные крайности благодаря
целенаправленному перераспределению
доходов. Интересно сравнить величину
этого коэффициента в странах с развитой
рыночной экономикой и в России. Так, в
начале 80-х годов коэффициент составлял:
в Японии - 0,270, Швеции - 0,291, ФРГ - 0,295, США - 0,329, Бразилии - 0,565.
Изменения коэффициента G в России, рассчитанного
на основе данных о среднедушевом доходе,
видны по таблице
Коэффициент К. Джини - это отношение площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника OEF. Он показывает изменение в дифференциации семей по уровню получаемых доходов, степень концентрации доходов. В связи с ростом дифференциации населения по уровню получаемых доходов в переходной экономике вогнутость кривой Лоренца увеличивается и коэффициент Джини растет, достигая 39,4% в 1999г.
Традиционно население использует доходы по следующим направлениям потребительских расходов:
- товары кратковременного пользования (продовольствие);
- товары длительного пользования;
- услуги.
Рынки этих товаров различаются степенью свободы доходополучателей. Наименьшую степень свободы имеют доходополучатели на рынках товаров кратковременного пользования. Удельный вес расходов на питание в структуре личного дохода — показатель уровня жизни в стране: чем меньше -тем выше уровень благосостояния. В развитых странах - 10-12%, у нас - 56 % доля продовольствия. Особенностью переходной экономики является высокая доля расходов на продовольствие, что свидетельствует о низком уровне жизни.
Денежные доходы 38 % россиян в 2002 г. были ниже прожиточного минимума.
Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов. С неравенством тесно связана проблема
бедности. Это относительное понятие, определяется через введение черты
бедности. Впервые механизмы социальной защиты созданы в Германии в 1883
году Бисмарком. Государство выделяет деньги на программы, в т. ч. и по
борьбе с бедностью:
- трансфертные платежи - пособия по безработице, пенсии
малообеспеченным слоям населения;
- регулирование цен на социально значимую продукцию (медицинские
препараты);
- индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при
определенном законом уровне инфляции;
- обязательный минимум заработной платы;
- прогрессивное налогообложение.
Государственная поддержка малоимущих - это попытка осправедливить рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос, справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, т.к. дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных - поддержит государство, ни у богатых - все равно отнимут. Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией.
Выбор между равенством и неравенством доходов - это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью.
Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством -трудноразрешимая проблема рыночной экономики: зачем женщине работать, если она получает пособие на ребенка.
В экономической науке сложились следующие взгляды на социальную справедливость:
1. Эгалитарный (уравнительный), в соответствии с которым все
получают поровну.
2. Роулсианский (Дж. Роулс, ам. философ), при котором
максимизируется полезность наименее обеспеченных слоев населения.
3. Утилитарный (И. Бентам, англ. экономист), по которому должна
максимизироваться общая полезность всех членов общества: «обеспечение
счастья для возможно большего числа людей - главная функция государства».
4. Рыночный, в соответствии с которым признается справедливым
рыночное распределение.
Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет к сокращению робертсонианского лага (интервала времени между воздействием и его эффектом), в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями, которые побуждают население к осуществлению покупок, либо финансовым сбережениям.
Таким образом, формирующиеся в обществе переходного периода доходы являются вторым полюсом равновесного состояния экономики, первый из которых - предложение конечных продуктов. Способ распределения доходов, их общий уровень вводят еще дополнительные условия в модель равновесия спроса и предложения Вальраса - так называемый Парето-оптимум. В. Парето доказал, что равновесие лишь тогда существует, когда устанавливается не только равновесие спроса и предложения, но и равновесное благосостояние участников рыночных отношений. Это идеал рынка, в котором не только сбалансирован обмен, но и растет благосостояние всех его участников. Оптимум Парето или его критерий благосостояния гласит: любое изменение, которое никому не повредит и улучшит положение некоторых, следует рассматривать как общее улучшение. Но в реальной практике материальной формы оптимума Парето нет.
Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством:
- налоги с больших доходов;
- трансферты для малоимущих.
Итак, трансформация механизма распределения доходов в рыночной экономике обусловливает существенное углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, по которой Россия приблизилась к уровню развивающихся стран. Это обусловливает негативное влияние глубокой дифференциации на формирующуюся в переходном обществе институциональную структуру.
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Не столь значительное снижение реальных располагаемых денежных доходов населения РФ, по сравнению со снижением реальной среднемесячной, начисленной заработной платы (без учёта скрытых форм заработной платы) и снижением реального размера назначенных месячных пенсий, объясняется компенсирующим воздействием роста суммарного удельного веса доходов от собственности, доходов от предпринимательской деятельности и "других доходов" в денежных доходах населения.
Денежные доходы средней российской семьи составляют 85,9% её валового дохода, который включает и натуральные поступления (из личного подсобного хозяйства, от государства, предприятий и организаций: плодов и предметов для личного потребления (9,1%) и в виде дотаций, льгот и субсидий (1,3%)).
Информация о работе Дифференциация доходов. Способы её измерения