Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
1. Определить источники и структуру доходов населения России.
2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
3. Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
Введение 3
Глава 1. Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов 4
Глава 2. Способы изменения дифференциации доходов 10
2.1. Дифференциация и потребление. 12
2.2. Исходные положения концепции реформы распределения. 13
2.3. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ 17
Глава 3. Дифференциация доходов и проблема бедности в современной России 20
3.1. Причины дифференциации 26
3.2.Динамика доходов и их дифференциация 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Как показали исследования, семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума, голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций продовольственной корзины прожиточного минимума (ПМ), а в самом прямом смысле этого слова, т.е. семьи не могут позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И это не удивительно - весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям не превышает 60% продовольственной корзины ПМ. Если до кризиса доля населения в таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во время кризиса она подскочила до величины в 16,9% населения. Действие адаптационных механизмов населения и меры, предпринятые государством и региональными администрациями по социальной поддержке населения, позволили снизить долю голодающего населения до привычных 2,9%.
Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума. Так, например, стоимость ПМ в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в Ульяновской области, и 2,3 раза - чем, например, в Москве. А в Москве стоимость ПМ более чем в 2 раза превышает стоимость ПМ в Татарстане.
Различия в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически, одного и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е. различия в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых доходов, по их покупательной способности. Назовём эти индикаторы нормированными среднедушевыми денежными доходами (НСДД). Чем больше величина НСДД, тем больше прожиточных минимумов можно купить на среднедушевой денежный доход, тем выше его реальное содержание при пространственном, т.е. межрегиональном сравнении.
Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения - одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД в Агинском Бурятском А.О. Если исключить из рассмотрения эти крайние точки, как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О. больше НСДД в Корякском А.О. После исключения и этих вторых по порядку крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой все уже привыкли и воспринимают как должное.
Заключение
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами. Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда. Низкая опдата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
1. Барабанов М.В.. Системный кризис экономики России. // Мировая Экономика и международные отношения. М., №3, 1995, с. 322.
2. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М. М., 2001, с. 368.
3. Доверие к статистике // Вестник статистики, 1992, №7, с. 42.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2000, с. 640.
5. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. Экономист. М, №12, 2002, с. 34-42.
6. Корягина Т. Теневая экономика в СССР. // Вопросы экономики. М., 1990, №3.с.П6
7. Маневич Е. Заработная плата в условиях рыночной экономики. // Вопросы экономики. М., 1991, №7. с. 13.
8. Максимов Я.Я. Реализация стимулов к труду в агропромышленном комплексе. Казань, 1990, с. 138.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.,Т. 46. 4.1. с. 25.
10. Об оплате труда колхозников и работников совхозов (экономический
обзор Госкомстата СССР) // АПК: экономика, управление. М., 1990, №11.
с. 82-83.
11.Основные социально-экономические показатели развития Российской
Федерации в 2003 г. М.: Госкомстат России, 2003.
12. Ржаництна Л.С. Вопросы теории и практики сокращения бедности в
России. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.
13.Роик В.Д. проблемы бедности в бюджетном процессе. // Аналитический
вестник. №20. М., 2003.
14.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая Теория. М., 1999, с. 420. 15.Федеральная служба занятости РФ. Мониторинг регистрируемой
безработицы январь-июнь 2009. М., 2009 с. 10.
Информация о работе Дифференциация доходов. Способы её измерения