Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:35, курсовая работа
На сегодняшний день дискриминация является постоянно рассматриваемым процессом, так же он является предметом изучения в экономическом анализе. Крайне существенно различить дискриминацию и неравенство. Потому что присутствие неравенства по отношению к установленной группе людей в силу объективных обстоятельств не есть дискриминация. Дискриминация в области труда и занятий означает иное и менее благоприятное обращение с людьми из-за свойственных им характеристик, не имеющих связи к их заслугам, квалификации или требованиям к данной работе.
Данная ситуация, так же
как и ситуация с молодыми специалистами,
не является правильной. Работодатель,
который стремится
Основные направления, в которых можно использовать знания и опыт сотрудников "в возрасте":
- обучение молодых специалистов
азам профессии, а также
- использование таких
сотрудников в качестве
- возрастные специалисты
зачастую не боятся сложной
работы. Они более подготовлены
к тому, что должны довести
начатое дело до конца, не
бросив его на полпути, они
более обязательны и
Глава 3. Дискриминация на рынке труда в РФ
3.1 Пути преодоления дискриминации на рынке труда в РФ
У нас в стране еще в советский период Кодекс законов о труде от 09.12.1971, утвержденный ВС РСФСР, в статье 16, где речь идет о гарантиях при приеме на работу, запретил «необоснованный отказ в приеме на работу». Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме не работу в зависимости от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и прочего не допускалось.
Основы законодательства СССР о занятости населения принятые ВС СССР, (в пункте «г», статьи 5) государство гарантировало гражданам СССР «защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда».
Таким образом, в советский
период законы предусматривали запрет
дискриминации в сфере трудовых
отношений. Кроме того, Советский
Союз был многонациональным
Наблюдается преемственность законодательства постсоветского периода, так конституция Российской Федерации, пункт 3, статья 37 гласит, о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требовании безопасности и гигиены на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Трудовой кодекс, принятый в 2002 году, выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью . Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудовых отношений - недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство возможностей в сфере труда. Любой мотив, не указанный в статье 3 является нарушением равенства возможности в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника. Нарушение правила о запрещении дискриминации в сфере труда является основанием для обращения в органы системы федеральной инспекции труда и в суд с заявлением об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. Статья 3 гарантирует компенсацию морального труда причиненного нарушением той или иной статьи о запрещении дискриминации. При определении его размера учитывается степень физических и нравственных страданий, причиненных дискриминацией, а так же иные обстоятельства.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2009 № 2 «О применении судами РФ трудового кодекса РФ», в статье 10 поясняется, что следует понимать под деловыми качествами работника.
Итак, под деловыми качествами
работника следует понимать способности
физического лица выполнять определенную
трудовую функцию с учетом имеющихся у
него профессионально-
Таким образом, принципы государственной политики в области предоставления защиты и гарантий от дискриминаций в сфере труда и занятий были закреплены в законодательстве в советский период, а ныне - в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Проблема дискриминации является острой, для многих категорий населения, о чем свидетельствует существование специальных законов, предусматривающих обеспечение их занятости путем проведения различных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности в сфере труда.
Проблемы, связанные с дискриминацией по национальному признаку приводят к социально-политической нестабильности. В некоторых регионах России, вставших на путь конструктивного решения национального вопроса, достигнуты немалые успехи. Накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной базы, институционального и финансового ее обеспечения, взаимодействия органов государственной власти с организациями и объединениями национальных меньшинств.
Подобный опыт должен учитываться не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и организациями национальных меньшинств, для того чтобы нарабатывать процедуры и механизмы согласования интересов большинства и меньшинства. К сожалению, довольно часто проводимая и декларируемая политика в области устранения дискриминации на рынке труда различаются, недостаточно внимания уделяется действенности правовых и судебных процедур, продуманных механизмов обеспечения прав лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам.
В России ежегодно возбуждается несколько десятков дел по статье 282 («Возбуждение национальной и религиозной вражды») и только единицы из них доходят до судебного разбирательства. Например, в 2000 году из 37 дел, возбужденных по статье 282 до суда дошло 6, ни одного приговора вынесено не было, а в 2003 году из 60-ти возбужденных дел 20 было направлено в суд, вынесено 17 приговоров.
Многочисленные нарушения прав представителей национальных меньшинств в сфере труда не находят отражения в судебной практике, что является не только следствием декларативности и неэффективности законодательства, которое должно пресекать попытки дискриминации по признаку национальности, расы, вероисповедания, но и тем, что дискриминация осуществляется, формально не нарушая закона, в связи со слабостью судебной власти.
Таким образом, можно сделать
вывод, что нормативно-правовые акты,
документы, закрепленные международным
законодательством и РФ, запрещающие
проявление дискриминации и утверждающие
принципы равенства, являются необходимыми,
но недостаточными условиями. Дискриминация
в области труда не исчезнет, даже если
она запрещена законом. Необходимо также
эффективное действие правоприменительных
механизмов, позитивные действия, беспристрастная
система образования, услуги по профессиональному
обучению и последующему трудоустройству.
Такое сочетание политики и инструментов
ее реализации является необходимой предпосылкой
для организации борьбы с дискриминацией
в любой ее форме.
Заключение
Итак, рассмотренные понятие, виды, причины дискриминации на основе принадлежности работника к той или иной национальности в трудовых отношениях, а так же законодательство, затрагивающее данную проблему, необходимо сделать следующие выводы.
Дискриминация на рынке труда выражается в тех случаях, когда группа работников, при равных способностях, реализовывающие равную трудовую функцию, имеют неравные возможности в трудовой сфере (различия в заработной плате, ущемление при продвижении по карьерной лестнице, при приеме на работу и т.д.). Рассмотрение имеющихся теорий рыночной дискриминации показал, что совершенной модели нет. Каждая из них выражается на рынке труда в обусловленных условиях. Все существующие модели взаимосвязаны и в ряде случаев приносят ущерб не только работнику, но и работодателю.
Следует отметить, что дискриминация по национальному признаку является актуальной проблемой в Росси и в странах СНГ. К сожалению, в некоторых странах на постсоветском пространстве дискриминация национальных меньшинств является распространенным явлением. И, несмотря на гарантии, закрепленные в международных документах, эта проблема носит очень острый характер и фактически не имеет никакого решения. Как выяснилось, национальность работника чаще всего определяет его статус и заработную плату на рынке труда.
Устранение дискриминации по национальному признаку - важнейшая предпосылка для того, чтобы люди были способны избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями, не взирая на цвет кожи и этническую принадлежность. Дискриминация приводит к возникновению неравенства на рынке труда и появлению несправедливых преимуществ. Справедливый и честный характер трудовых отношений способствует укреплению чувства самоуважения работника, его морали и мотивации. Более производительная и лояльная рабочая сила в сочетании с эффективными ресурсами способствует росту производительности и конкурентоспособности предприятия. Дискриминация же создает стрессовые состояния, снижает мотивацию к труду, затрагивает самоуважение и укрепляет еще более существующие предрассудки.
Таким образом, устранение дискриминации
в области труда - это стратегически
важный шаг в направлении борьбы за искоренение
дискриминации во всех других сферах,
который поможет создать более демократические
рынки труда, сделать таковым все общество
в целом, а так же снизить опасность конфликтов,
повысить производительность труда и
ускорить рост экономики.
Список использованной литературы