Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:35, контрольная работа
В рамках финансового менеджмента организации, наряду с инвестиционными решениями, определяющими степень увеличения активов и дополнительную потребность организации в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике. Без учета особенностей дивидендной политики финансовые менеджеры не могут принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации.
В
рамках финансового менеджмента
организации, наряду с инвестиционными
решениями, определяющими степень
увеличения активов и дополнительную
потребность организации в
Дивидендная
политика — политика акционерного
общества в области распределения
прибыли компании, то есть распределения
дивидендов между держателями акций.
Термин «дивидендная политика» в
принципе связан с распределением прибыли
в акционерных обществах. Однако
может применяться также к
предприятиям любой организационно-правовой
формы. В связи с этим в финансовом
менеджменте используется более
широкая трактовка термина «
Дивиденд — это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе.
Дивидендная политика — часть финансовой политики организации. В ее основе лежит концепция распределения чистой прибыли, определяющая соотношение между потребляемой и капитализируемой частями. При определении данного соотношения учитываются следующие факторы:
В
процессе формирования политики распределения
прибыли предприятия
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и ростаего рыночной стоимости.
Рис.1. Основные
направления распределения
Балансовая прибыль
Платежи в бюджет:
Оставляемая в рас-поряжение пред-приятия прибыль
Прибыль, направленная на
осуществление различных
Чистая прибыль
Фонд вы-платы ди-видендов
Резервный фонд
Материального по-
ощрения
Фонд на соц.
нужды
Фонд раз-вития про-изводства
Фонд накопления (капитализируемая часть прибыли)
«нераспределенная прибыль»
(потребляемая часть прибыли)
«распределенная прибыль»
Исходя из этой основной цели, в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:
С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия. Процесс этого распределения базируется на следующих принципах:
Связь политики распределения прибыли с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.
Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестируемого капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли – между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки ее политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в процессе действия крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).
Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, формирующей реальную стоимость обращающихся акций.
Оценка
эффективности разработанной
Гарантией, обеспечивающей права акционеров в Российской Федерации, является формирование обязательных резервов. Не менее важно наличие свободных денежных средств, поскольку использование в случае их недостатка краткосрочных кредитов для выплаты дивидендов приводит к дополнительным расходам.
Дивидендная
политика разрабатывается и реализуется
в следующей
1) анализ дивидендной политики в предшествующем периоде;
2) анализ исходных факторов
формирования дивидендной
3) учет всех факторов
формирования дивидендной
4) выбор типа дивидендной
политики исходя из внутренних
и внешних условий
5) взаимоувязка дивидендной политики с прочими приоритетами экономической стратегии;
6) утверждение дивидендной
политики собственниками
7) распределение прибыли в соответствии с выбранной дивидендной политикой;
8) определение общего уровня дивидендных выплат;
9) принятие решения о
размере выплат на одну
10) анализ эффективности дивидендной политики;
11) совершенствование и
последующие корректировки
Решение о расширении деятельности организации всегда связано с выбором источников финансирования. И в этом случае предпочтение может быть отдано использованию в качестве источника нераспределенной прибыли.
И, наконец, с одной стороны, нельзя забывать об интересах акционеров, поскольку дивиденды являются текущим доходом акционеров. Выплата дивидендов и тенденция к их росту приводят к увеличению курсовой стоимости акций организации и, следовательно, к росту благосостояния ее владельцев. Однако чем больше чистой прибыли приходится на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на дальнейшее развитие организации, что приводит к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки от реализации продукции и соответственно платежеспособности.
С другой стороны, если акционеры не получат ожидаемых дивидендов, то привлекательность акций станет снижаться, и, как следствие, снизится рыночная стоимость данной организации, сегодняшние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.
В современной теории дивидендной политики и ее влияния на рыночную стоимость организации существуют три основные точки зрения:
1) теория иррелевантности дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер);
2) теория «синицы в руках» (М. Гордон и Д. Линтнер);
3) теория налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами).
Согласно теории Модильяни – Миллера стоимость компании определяется только ее способностью получать прибыль. Для акционеров нет разницы между получением дивидендов и ростом стоимости акций, который произойдет в результатте реинвестирования прибыли. В рамках теории отсутствия значимости выделяют теорию Миллера и Модильяни, сторонники которой считают, что оптимальная стратегия в дивидендной политике, когда дивиденды начисляются после того как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Если целесообразно реинвестировать всю прибыль, дивиденды выплачивать не следует, если нет инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов. Врочем, определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала все-таки признается, хотя это влияние оказывает не величина дивидендов, а информация об их росте, которая провоцирует рынок на повышение цены акций.
Согласно теории Гордона и Линтнера дивидендная политика влияет на стоимость компании. Каждая единица дохода, выплаченная в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше чем доход, который будет получен в будущем. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Кроме того, текущие дивидендные выплаты снижают уровень неопределенности для инвесторов. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность нарастает. Теория значимости является наиболее распространенной.
Согласно теории налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами) на выбор дивидендной политики влияет действующая практика налогообложения доходов акционеров. При наличии налоговых преференций в области инвестирования капитала акционеры могут предпочитать выплате дивидендов капитализацию прибыли.
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный» (подразделяется на: остаточная политика дивидендных выплат; политика стабильного размера дивидендных выплат), «умеренный» («компромиссный») (выделяют: политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды) и «агрессивный» (выделяют: политика стабильного уровня дивидендов; политика постоянного возрастания размера дивидендов). Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики:
1. Остаточная политика
дивидендных выплат
2. Политика стабильного
размера дивидендных выплат