Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:35, контрольная работа
В рамках финансового менеджмента организации, наряду с инвестиционными решениями, определяющими степень увеличения активов и дополнительную потребность организации в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике. Без учета особенностей дивидендной политики финансовые менеджеры не могут принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации.
3. Политика минимального
стабильного размера
по весьма распространенному
мнению представляет собой наиболее
взвешенный ее тип. Ее преимуществом
является стабильная гарантированная
выплата дивидендов в минимально
предусмотренном размере (как в
предыдущем случае) при высокой связи
с финансовыми результатами деятельности
предприятия, позволяющей увеличивать
размер дивидендов в периоды благоприятной
хозяйственной конъюнктуры, не снижая
при этом уровень инвестиционной
активности. Основной недостаток этой
политики заключается в том, что
при продолжительной выплате
минимальных размеров дивидендов инвестиционная
привлекательность акций
4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика постоянного
возрастания размера дивидендов
(осуществляемая под девизом —
«никогда не снижай годовой
дивиденд») предусматривает
Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В
национальных законодательствах имеются
и другие ограничения по выплате
дивидендов. В частности, если предприятие
неплатежеспособно или
Согласно российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа:
Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием.
Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.
Ограничения контрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается: предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределённой прибыли; минимальный процент реинвестируемой прибыли; максимальный процент прибыли, направляемый на выплату дивидендов. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.
Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна. В такой ситуации альтернативой может выступать:
• дивиденд, уплачиваемый в форме векселя или расписки, т.е. свидетельство на дивиденды (‘scrip’ dividend);
• покупка на вторичном рынке предприятием собственных акций (repurchasing shares).
Если в первом случае ситуация достаточно ясно, то относительно второго необходимы следующие пояснения:
Данный способ применяется, если компании на покупку собственных акций требуется меньше денежных средств, чем в случае выплаты дивидендов акционерам.
В некоторых странах, рассмотрим на примере Великобритании, данные действия разрешены с 1981г., но предварительно согласие на их совершение компании должны дать акционеры, так же устанавливаются количественные ограничения на покупку ценных бумаг и их обязательное аннулирование после приобретения. Такие жесткие меры связаны с тем, что компаниям очень выгодно покупать собственные акции так как:
• увеличивается рыночная цена акций из-за снижения их общего количества;
• увеличивается EPS;
• увеличить соотношение ЗК/СК уменьшением собственного капитала, если рост рыночных цен не будет опережающим;
• наличие возможности снизить относительное количество акций крупных акционеров;
Следует отметить, что во многих странах этот способ запрещен вообще.
Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.
Ограничения в связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя выражается в рыночной цене акций (см. формула М. Гордона), которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
Определенные противоречия могут
возникать среди самих
Наконец, дивидендная политика тесно
связана с проблемой ‘
Ограничения рекламно-финансового
характера. В условиях рынка информация
о дивидендной политике компаний
тщательно отслеживается