Доходы и расходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" устанавливает пределы применения бюджетной классификации

Файлы: 1 файл

Finansy 5.docx

— 27.95 Кб (Скачать файл)

Семинар № 5 по финансам. Тема: Доходы и расходы  бюджета.


1.Доход  и его классификация по признакам.

Классификация бюджетных доходов представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной  системы по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения  доходов. Группы доходов бюджетов формируются  по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной  системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих  доходы бюджетов, можно выбрать следующие:- иерархию уровня власти или уровень  управления;- источники получения  доходов;- способы получения доходов;- время поступления доходов;- территориальность  доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации  положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и  исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования  и др. В основу классификации положен  признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым  доходам относятся все налоговые  поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог  на доход от капитала, налог на имущество  и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

Неналоговыми  доходами бюджетов различных уровней  бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной  собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности  и (или) от их деятельности, доходы от продажи  имущества, находящегося в собственности  соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу  получения доходов в бюджеты  их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет. В соответствии с данным признаком все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности,

его продажи  или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

К внутренним источникам получения доходов можно  отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные  ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

Внешними  источниками получения доходов  являются кредиты международных  финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм, иные внешние  источники финансирования.

По времени  поступления средств в бюджеты  доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности  доходы бюджетов можно рассматривать  с двух сторон:

- деление  бюджетов по территориальным  образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских  районов, поселковые, сельские), в  основе которых лежит признак  территориального деления;

- деление  бюджетов по признаку государственности  поступления средств как субъектов  дохода, которые подразделяются  на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

Из приведенной  классификации признаков бюджетной  классификации доходов не представляется возможным выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную классификацию. Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить главные, которые наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характеризовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов. В основу бюджетной классификации можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства.

 

2.Классификация  доходов по группам и подгруппам.

Согласно  положениям ст. 20 Бюджетного кодекса  РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, основанная на законодательных  актах РФ, определяющих источники  формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 Бюджетного кодекса  РФ, включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической  классификации доходов.

Администраторами  поступлений в бюджеты всех уровней  являются:

органы государственной  власти;

органы местного самоуправления;

органы управления государственных внебюджетных фондов;

Центральный банк РФ;

бюджетные учреждения, созданные органами государственной  власти и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ).

Классификация доходов предусматривает следующие  группы доходов в зависимости  от их источников:

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

безвозмездные перечисления;

доходы целевых  бюджетных фондов;

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группа налоговых  доходов включает в себя подгруппы  по соответствующим видам налогов:

налоги на прибыль;

налоги на товары и услуги;

лицензионные  и регистрационные сборы;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество и т. д.

В группу неналоговых  доходов включаются следующие подгруппы:

доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

административные  платежи и сборы;

штрафные  санкции;

возмещение  ущерба и т. п.

Группа безвозмездных  перечислений подразделяется на подгруппы  в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных  фондов делится на подгруппы в  зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы  доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.

Каждой структурной  единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям  – присваивается соответствующий  уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления  дохода, уровне бюджетной системы  РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором  данного вида дохода.

 

Налоговые доходы.

Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически  их возникновение относится к  периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

 Государство  без налогов существовать не  может, поскольку они - главный  метод мобилизации доходов в  условиях господства частной  собственности и рыночных отношений. 

 Налоги, участвуя  в перераспределении новой стоимости  - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства,  специфической формой производственных  отношений, которые формируют  их общественное содержание. Общественное  содержание налогов дает возможность  проникнуть в их глубинную  сущность, раскрыть внутреннюю природу  и эволюцию, важнейшие признаки  и особенности, а также механизм  воздействия налогов на производственные  отношения в обществе. Налоги  как часть распределительных  отношений общества отражают  закономерности производства.

К налоговым  доходам относятся федеральные  налоги и сборы, региональные, местные, а также пени, предусмотренные  в налоговом законодательстве Р. Ф. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

 Все налоги  делятся на прямые и косвенные.

 Прямые  налоги предполагают непосредственное  изъятие части доходов налогоплательщика.  К ним относятся налог на  доходы физических лиц, налог  на прибыль предприятий и организаций,  поимущественный налог и ряд  других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров  и услуг. Косвенные налоги включают  налог на добавленную стоимость  (НДС), акцизы, таможенные пошлины,  фискальные монопольные налоги.

В зависимости  от органа, который взимает налог  и его использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе  РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

 В Российской  Федерации НДС взимается с  1 января 1992г. Он заменил действовавшие  два налога - налог с оборота  и налог с продаж. Под “добавленной  стоимостью” понимается оплата  труда работников предприятий  вместе с начислениями плюс  валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

 

Не налоговые  доходы.

Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ:

- доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности; 

- доходы  от продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности; 

- доходы  от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  и иные суммы принудительного  изъятия; 

- доходы  в виде финансовой помощи и  бюджетных ссуд, полученных от  бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;

- иные неналоговые  доходы.

 Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов. Объем поступлений  неналоговых доходов и их виды  устанавливается в соответствующих  бюджетах.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

 • средства  от продажи уставного капитала  организаций, находящихся в государственной  или муниципальной собственности; 

 • средства  от продажи акций, находящихся  в собственности государства; 

 • доходы  от реализации государственных  запасов и резервов;

Информация о работе Доходы и расходы бюджета