Доходы населения и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении сущности доходов населения, их дифференциации, а также источниках формирования.
Тем самым, в связи с поставленной целью в работе ставятся определенные за-дачи: рассмотреть сущность и виды доходов населения; изучить источники формирования и их дифференциацию; выявить уровень дифференциации дохо-дов; раскрыть необходимость государственного регулирования доходов насе-ления в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………………3стр
Глава 1 Доходы населения
1.1 Сущность доходов……………………………..4-6стр
1.2 Виды доходов…………………………………6-15стр
1.3 Заработная плата, основной вид дохода…...16-22стр
Глава 2 Дифференциация доходов населения.
2.1 Причины дифференциации населения по доходам…………………………………...………22-23стр
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения…………………………………………23-24стр
2.3 Государственное регулирование доходов…………………………………………...25-29стр
Заключение…………………………………………..30стр
Список используемой литературы……...………31-32стр
Приложение№1……………………………………...33стр
Приложение№2…………………………………...…33стр

Файлы: 1 файл

курс сам..готов 22.04.13.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

«Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом.»12

В прежней экономической  модели государственное регулирование  оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы. Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях. Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки. В развитых странах этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной  рыночной экономике предприятия  самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат. Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Исходя из всего  вышесказанного, можно установить три  направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

Первое –  это активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

Второе –  это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление  состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения  денежной заработной платы и цен.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы является определение гарантированного минимума оплаты труда.

Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу  стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.»13 Основными критериями минимума заработной платы являются: потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат; факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

Введение минимума заработной платы преследовало насколько  целей.

Первая –  это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников.

Вторая –  повышение самых низких уровней  заработной платы с целью повышения  общего уровня оплаты труда.

Третья –  поддержка социальной политики в  области перераспределения национального  дохода.

Системы минимальной  заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

защита социально  уязвимых групп населения, которые  имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

установление  справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

установление  базы структуры заработной платы;

установление  минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Две первые системы  связаны с установлением минимума заработной платы по отдельным отраслям и профессиям, а две другие –  системы общего применения.

По своей  сути минимальная заработная плата  – это обеспечение суммы жизненных  средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. В этом случае заработная плата обеспечивает только воспроизводственную функцию.

По заключению Международной комиссии, созданной  по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% 14национальной средней заработной платы.

В развитых странах  этот принцип соблюдается, а в  некоторых даже превышается рекомендуемый  норматив.

Тем самым реализуется  стимулирующая функция заработной платы. В России минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается, но отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума возрастает.

Её уровень  не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей. Минимальная  заработная плата в 5 раз ниже прожиточного минимума и составляет всего 8 – 9 % средней зарплаты.

Она стала выполнять  роль норматива при определении  размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов.

Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую.

 

Глава 2 Дифференциация доходов населения.

2.1 Причины дифференциации населения по доходам.

Уровень богатства определяется двумя факторами:величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;величиной текущих доходов граждан.Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:разная ценность принадлежащих людям факторов производства разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).«Доходы концентрируются в высокодоходных группах. Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и ближайшие годы этот тренд не изменится. Получается, что выигрыш от экономического роста получают обеспеченные слои населения».15

 

2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения.

Ни одной  экономической системе не удалось  ликвидировать неравенства доходов  и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство  вынуждено было отказаться от принципов  полной уравнительности и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали. Кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.Почему нежелательно и абсолютное равенство в доходахДело в том, что уравнительная организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на более редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу . А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

 

 

2.3 Государственное регулирование доходов.

Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

«По глубине  государственного вмешательства в  экономику страны современная экономическая  теория выделяет три наиболее характерные модели вторжения государства в экономику:

Тотальное, жесткое управление экономикой. В этом случае рыночный механизм ограничен, распределение ВВП осуществляется по талонной (карточной) системе, процветает дефицит и черный рынок.

Либерально-демократическая модель управления имеет несколько модификаций: одна из них нацелена на поддержание рыночной экономики и ведет к повышению экономической эффективности.

Еще одной модификацией либерально-демократической модели считается модель "Рейгана—Тэтчер", которая предполагает умеренное вмешательство государства в экономику через приватизацию и разрушение монополий, ограниченную протекционистскую политику, низкие налоги, защиту компаний правительственными постановлениями и торговыми ограничениями.

Модель, характерная  для стран с переходной экономикой. Она характеризуется вмешательством государства в рыночную экономику  через систему ограничений внутренней конкуренции, которая в свою очередь  способствует росту монополий. Проводимая протекционистская политика выключает страну из системы международной кооперации и закрывает экономику от международной конкуренции.»16

В современных  условиях полностью исключить вмешательство  государства в социально-экономические  процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства. Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

В настоящее  время государственное регулирование  доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует  экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. «Роль органов государственной власти состоит в стимулировании становления организационной инфраструктуры инновационной экономики, в создании условий для повышения эффективности существующих производств.»17

Информация о работе Доходы населения и их виды