Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении сущности доходов населения, их дифференциации, а также источниках формирования.
Введение………………………………………………3стр
Глава 1 Доходы населения
1.1 Сущность доходов……………………………..4-6стр
1.2 Виды доходов…………………………………6-15стр
1.3 Заработная плата, основной вид дохода…...16-22стр
Глава 2 Дифференциация доходов населения.
2.1 Причины дифференциации населения по доходам…………………………………...………22-23стр
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения…………………………………………23-24стр
2.3 Государственное регулирование доходов…………………………………………...25-29стр
Заключение…………………………………………..30стр
Список используемой литературы……...………31-32стр
«Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом.»12
В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы. Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях. Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки. В развитых странах этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.
В современной рыночной экономике предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат. Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.
Исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.
Первое –
это активное блокирующее вмешательство
государства в процесс снижения
покупательной способности
Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.
Третье направление
состоит в усилении государственного
регулирования
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение гарантированного минимума оплаты труда.
Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.»13 Основными критериями минимума заработной платы являются: потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат; факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).
Введение минимума заработной платы преследовало насколько целей.
Первая – это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников.
Вторая – повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда.
Третья –
поддержка социальной политики в
области перераспределения
Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:
защита социально
уязвимых групп населения, которые
имеют низкие заработки и
установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);
установление базы структуры заработной платы;
установление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.
Две первые системы
связаны с установлением
По своей
сути минимальная заработная плата
– это обеспечение суммы
По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% 14национальной средней заработной платы.
В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых даже превышается рекомендуемый норматив.
Тем самым реализуется
стимулирующая функция
Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей. Минимальная заработная плата в 5 раз ниже прожиточного минимума и составляет всего 8 – 9 % средней зарплаты.
Она стала выполнять роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов.
Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую.
Глава 2 Дифференциация доходов населения.
2.1 Причины дифференциации населения по доходам.
Уровень богатства определяется двумя факторами:величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;величиной текущих доходов граждан.Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:разная ценность принадлежащих людям факторов производства разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).«Доходы концентрируются в высокодоходных группах. Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и ближайшие годы этот тренд не изменится. Получается, что выигрыш от экономического роста получают обеспеченные слои населения».15
2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения.
Ни одной
экономической системе не удалось
ликвидировать неравенства
2.3 Государственное регулирование доходов.
Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.
«По глубине государственного вмешательства в экономику страны современная экономическая теория выделяет три наиболее характерные модели вторжения государства в экономику:
Тотальное, жесткое управление экономикой. В этом случае рыночный механизм ограничен, распределение ВВП осуществляется по талонной (карточной) системе, процветает дефицит и черный рынок.
Либерально-демократическая модель управления имеет несколько модификаций: одна из них нацелена на поддержание рыночной экономики и ведет к повышению экономической эффективности.
Еще одной модификацией либерально-демократической модели считается модель "Рейгана—Тэтчер", которая предполагает умеренное вмешательство государства в экономику через приватизацию и разрушение монополий, ограниченную протекционистскую политику, низкие налоги, защиту компаний правительственными постановлениями и торговыми ограничениями.
Модель, характерная
для стран с переходной экономикой.
Она характеризуется
В современных
условиях полностью исключить
В настоящее
время государственное