Доходы населения и источники их формирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики доходов населения России.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть сущность и виды доходов населения;
Изучить источники формирования и их дифференциацию;
Раскрыть необходимость государственного регулирования доходов населения в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Доходы населения и их виды………………………………………….6
1.1. Определение доходов населения. Их классификация………...…....6
1.2. Виды доходов ……………………………………………..…………9
1.3. Заработная плата как важнейшая часть доходов………………..…14
Глава 2. Государственное регулирование доходов населения……………….20
2.1. Понятие государственного регулирования доходов……………….20
2.2. Формирование доходов населения и их источники………………..23
2.3. Дифференциация доходов в РФ…………...………………………...28
Глава 3. Проблемы и перспективы государственной политики доходов населения..………..……………………………………………………………...35
3.1 Антикризисные меры…………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………………37
Список используемой литературы…..…………………………….………39

Файлы: 1 файл

курсаач.docx

— 84.87 Кб (Скачать файл)

Усиление государственного регулирования оплаты труда может  осуществиться только путём вмешательства  государства в преобразование сложившейся  в советское время системы  в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной рыночной экономике  предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о  связи заработной платы с конечными  результатами труда, устанавливая системы  оплаты так, чтобы они позволяли  каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления  усиления государственного воздействия  на организацию оплаты труда в  современных российских условиях.

Первое – это активное блокирующее вмешательство государства  в процесс снижения покупательной  способности заработной платы.

Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление состоит  в усилении государственного регулирования  макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Государственное регулирование доходов населения

2.1. Понятие государственного  регулирования доходов

 

Государственное регулирование  доходов представляет собой систему  мер и норм законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, которые  осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации доходов  и их роста в зависимости от социально-экономических условий  в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального  воспроизводства и развития рабочей  силы.

Теоретически государственная  политика доходов шире, чем государственное  регулирование доходов, так как  политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип  экономического либерализма). Этот принцип  имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.

В современных условиях полностью  исключить вмешательство государства  в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение  по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость  во вмешательстве государства. Возможность  государственного регулирования возникает  с достижением определённого  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование  доходов.

В настоящее время государственное  регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический  рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования  доходов определяются характером и  остротой социально-экономических  проблем. Наиболее развитый механизм государственного регулирования доходов сложился во Франции, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, Японии, нескольких странах Азии и Латинской Америки. Слабее оно развито в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных экономических потрясений, связанных со второй мировой войной.

Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники  формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически  или можно решить только в далёкой  перспективе. Снятие таких проблем  необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей  силы, поддержания стабильной ситуации.

Объекты государственного регулирования  доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.

Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем  восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения.

Россия потеряла в реальном исчислении за первые годы реформ половину заработной платы, тогда как в  Румынии, например, заработная плата  уменьшилась на треть, в Польше потеряна только десятая часть, в Чехии  – трехпроцентный прирост.

Кризис 17 августа 1998 года отбросил страну в социальной области, по самым  благожелательным подсчётам, к положению 1994 – 95 годов. На начало 1999 года в России 38% населения не имеют минимального стандарта проживания. [14 стр 74]

Начало 2000-х годов показало, что страна стала набирать темпы  экономического роста, а следовательно и стали расти реальные доходы населения. Однако мировой финансово-экономический кризис, продолжающийся в настоящее время резко остановил рост российской экономики, а для реанимирования экономического развития России необходимы координальные и действенные меры в области государственного регулирования доходов населения и финансово-экономической системы в целом.

При такой сложной ситуации невозможно реализация только какой-то одной стратегии доходов и  социальной защиты. Среди мер, необходимых  для улучшения ситуации, можно  отметить следующие:

- оптимизация роли государства  в распределении доходов на  макроуровне;

- изменение соотношений  между системой государственной  социальной защиты и системой  личной самозащиты с усилением  опоры на собственные силы, на  основе политики высокой занятости  и высокой цены рабочей силы;

- перераспределение источников  финансирования социально-защитных  мероприятий – от налогов и  государственного бюджета к страховым  взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

- изменение подхода к  субъекту социальных действий  – не безусловное право по  закону, а персонифицированный, адресный  учёт нуждаемости, требующий специальных  процедур подтверждения этого  права;

- более чёткое разделение  ответственности между центром  и субъектами Федерации в социальной  сфере – единые критерии и  правила для всех субъектов,  определённая стабильность этих  правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;

- активизация негосударственных  форм распределения и социальной  защиты - некоммерческого сектора,  общественной деятельности, различных  форм народной, потребительской,  финансовой, производственной кооперации, благотворительности. [14 стр 279]

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения

 

2.2. Формирование доходов населения и их источники

 

В настоящее время формирование доходов населения имеет самые  различные источники, основными  из которых является заработная плата, социальные выплаты, а также источники  доходов в неденежной форме и  др.

 

Таблица 2.1

Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (в процентах) [31]

 

1992

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Продолжение таблицы 2.1

 в том числе:

                 

 доходы от предпринимательской  деятельности 

8,4

16,4

15,4

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

10,0

 оплата труда

73,6

62,8

62,8

63,9

65,0

63,6

65,0

67,5

68,6

 социальные выплаты

14,3

13,1

13,8

14,1

12,8

12,7

12,0

11,6

12,8

 доходы от собственности

1,0

6,5

6,8

7,8

8,3

10,3

10,0

8,9

6,6

 другие доходы

2,7

1,2

1,2

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

2,0

Денежные расходы и сбережения - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 в том числе:

                 

 покупка товаров и оплата  услуг

72,9

70,5

75,5

69,1

69,9

69,5

69,0

69,6

73,2

 обязательные платежи и разнообразные  взносы

8,1

5,6

7,8

8,3

9,1

10,1

10,5

11,8

13,0

 приобретение недвижимости

0,1

0,1

1,2

2,0

2,3

2,6

3,3

3,9

5,2

 прирост финансовых активов 

18,9

23,8

15,5

20,6

18,7

17,8

17,2

14,7

8,6

 из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения

13,6

3,6

2,8

2,7

1,8

1,5

3,4

3,8

0,2


 

Из таблицы 1. видно, что  основными доходами населения с 1999 по 2008 год является заработная плата. Доходы от социальных выплат в 2008 году равнялись аналогичным доходам 2004 года и составили 12,8%. Доходы от предпринимательской  деятельности населения составили 10% от общего дохода в 2008 году, что равняется  аналогичным доходам 2007 года.

Что касается расходов, то наибольшие расходы составляют расходы населения  на покупку товаров и оплату услуг. В 2008 году они составили 73,2% от общего числа расходов. Однако, несмотря на экономическую нестабильность в  стране расходы населения на покупку  недвижимости в 2008 году явились большими по отношению к предыдущим годам  и составили 5,2%.

Состав и использование  доходов населения в денежном выражении представлены в таблице 2.

Таблица 2.2

Состав и использование  денежных доходов населения (млн. рублей) [31]

 

2006

2007

2008

2009

2010

Миллионов рублей

Денежные доходы – 
всего

361044,6

440763,2

524833,3

572578,0

614730,4

в том числе:

         

доходы от 
предпринимательской 
деятельности

51686,2

50348,0

61076,3

64874,9

69348,0

оплата труда 1)

109651,6

142533,4

178353,9

177820,0

194273,2

социальные выплаты

37795,3

45816,5

58242,9

73098,0

103675,2

доходы 
от собственности

16858,8

20207,1

18888,9

15763,2

20516,6

другие доходы

145052,7

181858,2

208271,3

241021,9

226917,4

Денежные расходы 
и сбережения – всего

319497,7

375998,5

470699,7

533328,0

561126,1

в том числе:

         

покупка товаров 
и оплата услуг

231490,5

287638,5

365290,6

390266,1

419056,0

обязательные 
платежи и 
разнообразные взносы

33804,0

41952,2

56347,8

52259,4

53902,2

сбережения 2)

41989,6

33016,8

26988,5

75765,4

77446,5

 

Продолжение таблицы 2.2

покупка валюты

12213,6

13391,0

22072,8

15037,2

10721,3

Прирост, уменьшение (-) денег на руках 
у населения

41546,9

64764,7

54133,6

39250,0

53604,4

Информация о работе Доходы населения и источники их формирования в России