Доходы населения и источники их формирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение структуры и динамики доходов населения в Российской Федерации. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность и виды доходов населения
2.Изучить источники формирования и их дифференциацию
3.Изучить государственную политику в сфере доходов в РФ

Содержание работы

Введение
1.1 Доходы, измерение доходов
1.2. Виды доходов
1.2.1 Заработная плата
1.2.2 Безденежные доходы населения
1.2.3 Доходы неформального сектора экономики
2.1 Анализ доходов в РФ
2.1.1. Заработная плата в РФ
2.1.2 Минимальная заработная плата в РФ
2.2. Дифференциация доходов
2.2.1. Причины дифференциации доходов
2.2.2. Плюсы и минусы неравенства доход
2.3. Государственная политика в сфере доходов
2.3.1. Государственная политика в сфере доходов в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет кино и телевидения»

 

 

 

Институт экономики  и управления.

Кафедра кино и телевиденья.

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «макроэкономика»

на тему: «Доходы населения и источники их формирования в России».

 

 

Выполнила:

студентка группы 341

Уткина А.А.

Руководитель:

к.э.н доцент Рыжих  Л.В.

 

 

 

Санкт-Петербург,

 

2013.

Содержание

 

Введение

1.1 Доходы, измерение   доходов

1.2. Виды доходов

1.2.1 Заработная плата

1.2.2 Безденежные доходы  населения 

1.2.3 Доходы неформального  сектора экономики

2.1 Анализ доходов в  РФ

2.1.1. Заработная плата  в РФ

2.1.2  Минимальная заработная  плата в РФ

2.2. Дифференциация доходов

2.2.1. Причины дифференциации  доходов

2.2.2. Плюсы и минусы  неравенства доход

2.3. Государственная политика  в сфере доходов

2.3.1. Государственная  политика в сфере доходов в  РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения.

          Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах. Поэтому я уделила ей большее внимание.

          Цель – изучение структуры и динамики доходов населения в Российской Федерации. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и виды доходов населения
  2. Изучить источники формирования и их дифференциацию
  3. Изучить государственную политику в сфере доходов в РФ

        Объектом исследования являются  виды доходов и источники их

формирования. Предметом исследования – изучение распределения доходов, дифференциация и политика регулирования  доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Доходы и их измерение

 

       Под  доходами населения понимается  сумма денежных средств и материальных  благ, полученных или произведенных  домашними хозяйствами за определенный  промежуток времени. 

Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

      Денежные доходы населения включают:

1. Все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц,

2. …. доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий,

3. …. доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий,

4. …. доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды,

5. ….. доходы от продажи иностранной валюты и др. 

             Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию,   произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

 

Виды доходов:

1. Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

2. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

3. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.

       Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. 

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен (и тарифов). 

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

 

 

1.2 Заработная плата

 

     Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными

работниками разных профессий при  реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). 

Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов).

        Так, повышение номинальной заработной платы на 15% приросте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

      Функции  заработной платы:

1. Воспроизводственная  функция состоит в определении  такого

абсолютного размера  заработной платы, который позволяет  осуществить нормальное

воспроизводство рабочей  силы.

2. Статусная функция  заработной платы предполагает соответствие

статуса, определяемого  размером заработной платы, трудовому  статусу работника.

Трудовой статус –  это место работника по отношению  к другим работникам.

3. Стимулирующая функция  заработной платы предполагает  побуждение

работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности

труда.  Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд  в

зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата  не

будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению

стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой

активности.

4. Регулирующая функция заработной  платы  воздействует на соотношение

спроса и предложения рабочей  силы, на формирование персонала и степень его

занятости. Эта функция выступает  балансом между работниками и  работодателем.

Основа реализации функции –  дифференциация в оплате труда по группам

работников.

5. Производственно-долевая функция  заработной платы определяет  меру

участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках

производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет  установить

величину стоимости рабочей  силы, её конкурентно способность  на рынке труда.

 

     Можно установить  три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях. Первое – это активное блокирующее вмешательство государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы. Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции. Третье направление состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной

платы является определение  гарантированного минимума оплаты труда.

 

       Минимальная заработная плата - это социальная норма, она

представляет собой  низшую границу стоимости рабочей  силы самого простого труда в нормальных условиях производства.

Основными критериями минимума заработной платы являются:

1. Потребности работника  и его семьи с учётом общего  уровня заработной платы в стране, социальных выплат.

2. Факторы экономического  характера - уровень и темпы  роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны.

 

 Введение минимума заработной платы преследовало насколько целей. Первая– это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая – повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья – поддержка социальной политики в области перераспределения  национального дохода.

1.2.1 Безденежные доходы населения

 

   Основными источниками безденежных доходов населения являются:

  1. Общественные фонды потребления
  2. Личные подсобные хозяйства.

 

      Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

      Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

       В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья. Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

       Личное подсобное хозяйство в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства. Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

 

   Факторы роста:

1. Ухудшение продовольственной  ситуации в стране, возрастание дефицита на ряд продуктов питания, что связано с недостаточным развитием и низкой эффективностью сельского хозяйства;

2. Политика государства  в отношении развития форм  собственности; 

3. Выгода от использования  личных подсобных хозяйств: личные подсобные хозяйства занимают 3% земельных угодий, а производят 38% валовой продукции всего сельского хозяйства, практически не имеют потерь и отходов, предоставляют свободу экономического поведения;

4. Оказание государством  конкретной помощи этому сектору;

Информация о работе Доходы населения и источники их формирования в России