Доходы населения и источники их формирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение структуры и динамики доходов населения в Российской Федерации. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность и виды доходов населения
2.Изучить источники формирования и их дифференциацию
3.Изучить государственную политику в сфере доходов в РФ

Содержание работы

Введение
1.1 Доходы, измерение доходов
1.2. Виды доходов
1.2.1 Заработная плата
1.2.2 Безденежные доходы населения
1.2.3 Доходы неформального сектора экономики
2.1 Анализ доходов в РФ
2.1.1. Заработная плата в РФ
2.1.2 Минимальная заработная плата в РФ
2.2. Дифференциация доходов
2.2.1. Причины дифференциации доходов
2.2.2. Плюсы и минусы неравенства доход
2.3. Государственная политика в сфере доходов
2.3.1. Государственная политика в сфере доходов в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

Неравенство доходов  и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

Но сначала попробуем  разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.

 

 Если оплачивать  одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие  с большей производительностью  и наделенные полезными обществу  талантами. Многие из них перестанут  работать в полную силу. А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.

 

 Поэтому оплачивать  деятельность людей приходится  по-разному. И поскольку врожденные  способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

 

В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей. Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

 

1. Становится чрезмерно  большим; 

 

2. Увеличивается слишком высокими темпами

 

3. Особенности распределения  доходов в России.

 

По данным Госкомстата  России, сегодня преобладающая часть  населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно  превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

 

а) около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;

 

б) происходит рост бедности, как по удельному весу, так и  по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);

 

в) доля «среднего класса»  неоправданно низка, что снижает  потенциал реформ;

 

г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.

 

Изменения в доходах  населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся  за чертой бедности, что недопустимо  в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

 

 

 

 

Государственная политика в сфере доходов

 

Государственная политика доходов является составной частью  социальной политики и направлена на решение двух главных  задач:

  1. оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения
  2. нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

 

Социальные  трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

 

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

 

 Главный аргумент  в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство.

 

 

 

Регулирование доходов.

 

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой является определение  гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации. Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

 

 

 

Индексация  доходов 

 

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

 

 Индексация осуществляется  как на уровне общегосударственном,  так и отдельных предприятий  через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

 

 

 

Государственная политика в сфере доходов в  РФ

 

Регулирование доходов.

 

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом. В 1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10—20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

 

 

Индексация доходов.

 

В России индексация денежных доходов установлена законом  от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

 

Субъектами государственного регулирования доходов в РФ являются:

 

1. Министерство здравоохранения  и социального развития РФ;

2. Федеральная служба  по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития;

3. Министерство экономического  развития РФ;

4. Федеральная служба государственной статистики;

5. Министерство регионального  развития РФ;

6. Законодательные органы  государственной власти субъектов  РФ;

7. Высший исполнительный  орган государственной власти  субъекта РФ;

8.  Органы МСУ;

 

Наиболее эффективные  методы осуществления политики доходов:

 

1. определение гарантированного  минимума (или ставки).

2. социальное партнерство

3. индексация доходов

4. поддержка беднейших  слоев населения. 

5. формы социального  вспомоществования

 

Основные приоритеты социальной и экономической политики на 2008 - 2012 гг.:

 

1. выход минимальной  заработной платы на уровень  прожиточного минимума, внедрение  новых систем оплаты труда  работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение  эффективности и качества предоставляемых  услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

 

2.преодоление проблемы  бедности пенсионеров (минимальный  уровень пенсии устанавливается  с 2010 года на уровне не ниже  величины прожиточного минимума  пенсионера, а средний размер  трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам).

 

 

В 2009 году и в последующие  годы Правительство РФ намерено значительно  активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической  и социальной политики в целях  недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

 

Социальные выплаты  и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с  учетом нового прогноза инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, доходы, т.е. сумма  денежных средств и материальных благ, которые

получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих

основных источников:

  1. оплата за результат труда,
  2. трансфертные платежи,
  3. занятость в неформальном секторе, 
  4. безденежные доходы.

 

Несмотря на то, что  минимальная заработная плата и  средние доходы населения постоянно  растут, минимальная оплата труда  по величине далека до прожиточного минимума. Неформальный сектор экономики

достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого  сектора нигде не

регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Оно осуществляет регулирование доходов населения для

снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с

целью улучшения уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Абакумова Н., Подовалова  Р.. Политика доходов и заработной  платы. – М.: ,

1999. -    с.

2.Куликов В. Концептуальные  основы современной экономики  труда.// РЭЖ. -

2000. - № 11-12. – с.  61-64.

3. Курс экономической  теории: Учебное пособие/ Под ред.  Чапурина М. Н.,

Киселёвой Е. А. – Киров, 1994. – 624 с.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер

с 13 – го англ. изд. –  М.: ИНФРА – М, 1999. – ХХХIV, 974 с.

5. Никифоров А., Лубков  А. Основные направления реформирования  заработной

платы.//Экономист. – 1999. - № 4 .  – с. 38 – 45.

6. Ржаницына Л. Политика  доходов: этапы и резервы.// Экономист.  – 1999. - №

9. – с. 62 – 69.

7. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 456 с.

8. Синдяшкина Е. Занятость  в неформальном секторе экономики.// Экономист. –

Информация о работе Доходы населения и источники их формирования в России