Доходы населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной научной работы – является рассмотрение доходов населения, их виды, источники формирования, а также проведение анализа динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов населения и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие величину доходов населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства доходов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......3
1 Доходы населения, их виды и источники формирования……………....5
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения………………………………………………...5
1.2 Источники формирования доходов…………………………………10
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов. Показатели неравенства…………………………………………………………………..12
1.4 Государственная политика перераспределения доходов. Дилемма справедливости и эффективности…………………………………………..17
2 Доходы населения Республики Беларусь……………………………….20
2.1 Динамика доходов населения………………………………………...20
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...30

Файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА!!!!! готов..docx

— 202.74 Кб (Скачать файл)

Но если же на долю 40 % населения  приходится менее 12-13 % общей суммы  доходов страны, то такой перекос  вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.

Основными инструментами, с  помощью которых государство  регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное  налогообложение, налоги на имущество  и наследство, а также система  социальных выплат.

При анализе кривой Лоренца  необходимо иметь в виду, что она  строится по номинальным доходам. Выплата  налогов сглаживает неравенство  в доходах, спрямляет кривую и  приближает ее к кривой абсолютного  равенства.

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. [3, с. 610]

Наряду с коэффициентом  Джинни, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент.

Неравенство доходов оказывает  влияние на социально-экономическое  развитие страны и приводит к негативным последствиям:

рост дифференциации доходов  означает для экономики выманивание  среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства  и без того богатого населения, что  приводит к еще большим потерям  спроса в экономике:

чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь  приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося  одним из основных факторов современного экономического роста.

высокая дифференциация доходов  является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски  и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и  низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и  региональная дифференциация, а также  дифференциация внутри предприятий (между  работниками и администрацией).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

 

 

1.4 Государственная политика перераспределения доходов. Дилемма справедливости и эффективности

 

Значительное неравенство  в распределении доходов является социально опасным. Эффективным  средством преодоления неравенства  и бедности выступает государственная политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям: регулирование  доходов населения и перераспределение  доходов через государственный  бюджет.

Практика регулирования  доходов предполагает:

установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

регулирование в ряде случаев  верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

защиту денежных доходов  населения от инфляционного обесценения  путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов. [8]

Политика перераспределения доходов включает:

аккумуляцию денежных средств  в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных  налогов;

предоставление населению  социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

финансирование системы  социальной защиты, включающей:

а) систему социального  страхования;

б) систему государственной  помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. [8]

Социальная защита населения  предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.

Социальные трансферты - это  бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они  могут осуществляться в натуральной  и денежной формах.

Вмешательство государства  в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных  размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым  в силу целого ряда причин, может  привести к сокращению эффективности  экономики в результате чрезмерного  роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей  трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств  на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские  бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты  являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

Государственная политика доходов  является составной частью социальной политики и направлена на решение  двух главных задач:

оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через  систему социального обеспечения;

нейтрализацию инфляционного  обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан.

Социальные трансферты - это  система денежных или натуральных  выплат населению, не связанных с  его участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов  малоимущих слоев населения, создает  условия для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

В связи с программой перераспределения  доходов экономисты рассматривают  так называемую дилемму эффективности  и справедливости. Суть ее заключается  в том, что стремление к большему равенству может обернуться для  общества потерями в экономической  эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения  налогов и их перераспределения.

Еще одна проблема, связанная  с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами: количество людей, относимых к категории  бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью.

На основе вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

 

 

Глава 2 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Динамика доходов населения

 

Динамика доходов населения  Республики Беларусь с 2001 по 2010 гг. приведена в таблице 1.

Таблица 2.1 - Динамика доходов населения Республики Беларусь. [12]

 

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доход в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

96,6

333,0

422,4

511,4

658,6

766,1

952,4

1 457,7

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему года

128,1

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % предыдущему году

128,1

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

123,0

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

1899,8

Реальная заработная плата, в %к предыдущему году

129,6

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0

101,9

Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб.

65,0

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенной пенсии, в %к предыдущему году

122,1

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1


 

Как видно из таблицы 2.1, денежные доходы на душу населения в республике с 2001 года увеличились в 32 раза. И составили в 2011 году 1457,7 тыс. рублей в месяц. В то же время таблица 1 наглядно показывает, что реальные денежные и реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь демонстрируют прирост из года в год. Следует отметить, что темпы прироста данных показателей уменьшились в 2011 году и составили 99,7 и 98,9 процента по сравнению с 2010 годом.

В таблице 1 также прослеживается динамика номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника с 2001 по 2011 года увеличилась в 15,5 раз, и в 2011 году составила 1899,8 тыс. рублей. В динамике реальной заработной платы наблюдается ежегодный рост в среднем 110-115%. Исключение составляет лишь 2010, когда рост этого показателя составил 115,0%.Средний размер назначенной пенсии в республике в 2011 году составлял 940,4 тыс. рублей, увеличившись почти в 14,5 раз с 2001 года.

Наибольший удельный вес  в доходах населения во всем мире имеет заработная плата, и наша страна не является исключением. Структура  денежных доходов населения продемонстрирована на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рисунок 2.1 - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

      Если рассмотреть структуру денежных доходов населения, приведенную на рисунке 2.1, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населения Республики Беларусь (65,4% в 2011 году, 65,1% в 2005 году), за ним следуют трансферты населению и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (20,0% и 10,6% соответственно в 2011 году), наименьший источник дохода (3,8% в 2005 и в 2009 годах) - это доходы населения от собственности и прочие доходы.

Покупательная способность  среднедушевых располагаемых денежных доходов населения с 1995 по 2011 гг., а также потребление основных продуктов питания(каждого отдельно),которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц, приведено в таблице 2.

        Таблица2.2 - Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения.[12]

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Свинина

18,3

27,0

45,6

53,8

64,3

70,6

71,6

81,4

67,6

Мясо птицы

23,1

31,6

58,3

67,2

79,6

84,4

87,0

100,6

83,2

Рыба свежая

20,8

26,2

66,7

81,3

85,1

98,2

107,1

126,5

89,5

Молоко, л 

219,9

295,2

381,2

445,2

503,0

505,6

499,1

562,7

614,8

Масло животное

14,8

25,4

40,8

46,9

55,8

54,6

55,7

56,1

49,2

Сыры твердые

12,8

21,4

33,8

40,3

48,0

47,4

48,8

53,9

48,7

Яйца, шт.

583

876

1497

1798     

2 154

2 438

2 445

2726

2 465

Сахар-песок

56,4

107,4

211,1

216,8

264,2

322,4

337,2

323,7

272,1

Масло растительное

25,1

45,1

89,0

110,8

125,6

102,7

151,7

176,7

102,5

Хлеб пшеничный

136,6

150,2

260,2

297,4

351,5

383,6

386,7

438,7

488,6

Рис

59,3

86,7

164,2

186,4

229,9

182,2

154,5

199,7

154,0

Макаронные изделия

59,5

104,5

165,2

192,1

227,6

234,1

226,6

296,8

273,9

Картофель

194,0

351,8

625,2

504,8

664,3

755,3

747,9

654,1

633,4

Капуста свежая

137,5

335,0

356,4

483,2

461,6

458,2

699,3

523,9

564,0

Морковь

124,9

226,9

353,8

388,3

475,6

410,7

597,2

553,2

487,9

Яблоки

64,8

104,5

150,9

165,4

164,8

147,3

238,7

288,8

165,3

Информация о работе Доходы населения Республики Беларусь