Доходы населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной научной работы – является рассмотрение доходов населения, их виды, источники формирования, а также проведение анализа динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов населения и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие величину доходов населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства доходов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......3
1 Доходы населения, их виды и источники формирования……………....5
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения………………………………………………...5
1.2 Источники формирования доходов…………………………………10
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов. Показатели неравенства…………………………………………………………………..12
1.4 Государственная политика перераспределения доходов. Дилемма справедливости и эффективности…………………………………………..17
2 Доходы населения Республики Беларусь……………………………….20
2.1 Динамика доходов населения………………………………………...20
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...30

Файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА!!!!! готов..docx

— 202.74 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.2 видно, что покупательская способность среднедушевых доходов населения начиная основных товаров с 1995 года ежегодно увеличивается.

В экономике Республики Беларусь в январе-октябре 2012 г.  было занято 4570,8 тыс. человек, что на 2% меньше, чем в январе-октябре 2011 года. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2012 года составила 26,5 тыс. человек, что на 10,4% меньше, чем на конец октября 2011 года,  и на 1,1% больше, чем на конец сентября 2012. [12]

В 2011 году около 97,5 тыс. работников организаций работали в режиме вынужденной неполной занятости . Это составляет 2,8% среднемесячной численности рабочих (в 2010г. этот показатель составлял 4,5%,  в 2009 - 10,1%). В апреле 2012г. по сравнению с мартом 2012 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась в 2,5 раза, до 3,5 тыс чел, а численность сотрудников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилось на 42,4%, до 6,6 тыс. чел. Отпуска без сохранения заработной платы в апреле 2012 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 3,1 тыс. человек, или 47,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. [12]

Численность безработных, зарегистрированных в органы по труду, занятости и  социальной защите, на конец мая  2012 года составило 27,9 тыс. человек (-5,2% к маю 2011 г. и -2,9% к апрелю 2012 г.). На 1 мая 2012 г. уровень официально зарегистрированной безработицы составлял 0,7% к численности экономически активного населения. [11]

В январе-сентябре 2012 года на учет было поставлено 226,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 135,9 тыс. человек, или 60,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-сентябре текущего года 151,3 тыс. человек, в том числе 97,1 тыс. безработных, или 64,2% от числа всех трудоустроенных. [11]

На оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2012г. было привлечено 61,8 тыс. человек, из них 31,7 тыс. безработных, или 51,3% от числа привлеченных. На конец сентября 2012 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,4 безработных (на конец сентября 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,5% предназначены для трудоустройства рабочих. [11]

Средний размер пособия на одного безработного в июне 2012 г. составил 141 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. [12]

В январе-сентябре 2012 года объем денежных доходов населения составил 223,8 трлн. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) составили 116,1% к уровню января-сентября 2011 г.[12]

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-сентябре 2012 года в целом по Республике составили 2628,6 тыс.рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,3 раза. В январе-сентябре 2012 г. расчетная величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составило 796,8 тыс. рублей в месяц. [12]

Как уже было упомянуто, основными  источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес  которых в общей сумме денежных доходов населения в первом полугодии 2012 года составил 85,4%.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-октябре 2012 г. составила 3590,1 тыс. рублей. октябрьская средне зарплата работников республике увеличилась по сравнению с сентябрьской  на 3,2% (на 131,7 тыс. рублей) и достигла 4228,4 тыс. рублей. [12]

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2012 г. по сравнению с январем-октябрем  2011 г. увеличилась на 18,1%, в октябре 2012 г. по сравнению с сентябрем 2012 г. – на 1,4%. [12]

Таблица2. 3 - Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям [12]

 

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей

Изменение реальной заработной платы к

соответствующему периоду  предыдущего года, %

январь-октябрь 2012 г.

октябрь 2012 г.

январь- октябрь 2012 г.

октябрь 2012 г.

Республика Беларусь

Брестская область

Витебская область

Гомельская область

Гродненская область

г. Минск

Минская

Могилевская

3 590 076

3 118 041

3 243 547

3 459 257

3 228 898

4 575 067

3 629 515

3 288 399

4 228 447

3 743 717

3 770 202

4 031 676

3 848 209

5 428 766

4 185 217

3 887 036

118,1

116,7

118,1

120,3

116,6

116,4

120,1

119,2

139,7

142,6

138,0

138,4

139,2

139,7

137,9

142,8


 

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в октябре 2012 г. составила 4836,9 тыс. рублей, в строительных организациях - 5388,4 тыс. рублей, в организациях транспорта средняя заработная плата сложилась в размере 4716,8 тыс. рублей, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве-3178,9 тыс. рублей , в том числе учителей – 3497,7 тыс., профессорско-преподавательского состава – 512,1 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в октябре текущего года сложилась в размере 3238,1 тыс. рублей Средняя заработная плата врачей составила 5325,1 тыс., среднего медицинского персонала – 3135,7 тыс. рублей. [12]

В органах по труду, занятости  и социальной защите в октябре 2012 г. на учете состояло 2 495,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 1 657,3 тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 721,4 тыс. рублей, по инвалидности –1 509,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца –1 090,8 тыс. рублей, социальных пенсий –782,4 тыс. рублей. [11]

Реальный размер назначенных  пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских  цен на товары и услуги) в октябре 2012 г. по сравнению с октябрем 2011 г. увеличился на 65,4%, по сравнению с сентябрем 2012 г. уменьшился на 1,8 %. [12]

2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь

 

Социальная политика – политика государства, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между различными участниками рыночных отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. 

Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью  социальной политики на перспективу  является обеспечение системы мер  по улучшению условий жизни и  труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства  и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. [2, c. 12]

Для решения проблем, существующий на данный момент, государство предпринимает  попытки обеспечить рациональную занятость  населения, восстановить роль заработной платы как основного источника  доходов населения и важнейшего стимула развития производства и  повышения трудовой активности работников.

Предпринимаются также попытки  реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального  воспроизводства рабочей силы, позволяющей  работнику и его семье удовлетворять  необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного  потенциала. [2, c. 13]

В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том  числе и заработной платы, используя  прогрессивную шкалу налогообложения  сверхвысоких доходов, а также налог  на недвижимость; стимулировать использование  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности  для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий  жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования  и др.

Важным направлением социальной политики государства в нашей  стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета  нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение  роли социального страхования как  важнейшего механизма защиты при  утрате заработка в случае безработицы, других рисков.

Целями дальнейшего совершенствования  оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее  каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный  уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей  и социальной функций заработной платы.

Реформирование оплаты труда  предусматривается осуществлять с  учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая  жилищно-коммунальные и др., а также  пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Совершенствование оплаты труда  работников бюджетной сферы будет  осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей  увеличение различий в оплате труда  между высококвалифицированными и  низко квалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь  достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий  и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп  населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и  слоев населения, которые оказались  в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. [15]

Совершенствование пенсионного  обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы  системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан  на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок  для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в  пенсионном обеспечении различных  категорий граждан.

Предполагается создать  комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней  пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели  права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать  обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых  взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных  принципах.

Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

На основе вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы населения могут  существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В  период ухудшения экономической  обстановки в стране удельный вес  натуральных доходов повышается.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Основными источниками формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а  также социальные трансферты.

Таким образом, заработная плата  является основным источником доходов  населения. Ставка заработной платы - это  цена, выплачиваемая за использование  труда. Заработная плата выполняет  насколько функций, самые главные  из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Информация о работе Доходы населения Республики Беларусь