Доходы населения в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение доходов населения на территории России.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
1. Понятия доходов населения и их классификации.
2. Доходов населения в России в условиях "Мирового финансового кризиса".
3. Политики государства в области доходов.
4. Неравенства доходов населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Сущность доходов населения и их неравенство………………………………..5
1.1 Понятие доходы населения и их классификация……………………............5
1.2 Причины неравенства доходов………………………………………………10
1.3 Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………………………………………….11
2. Современное состояние доходов населения России…………………………..14
2.1 Неравенство доходов населения России…………………………………….14
2.2 Основные показатели доходов и уровня жизни населения России………..15
2.3 Доходы населения и влияние на них "Мирового финансового кризиса"....18
3. Политика государства в области доходов……………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….23
Библиографический список………………………………………………………..24
Приложения…………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

    Быстрый рост  безработицы, а также снижение  заработной платы и пенсий  в сочетании с высочайшей инфляцией  привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности в 90-е годы.

    Дифференциация  доходов присуща любой экономике,  но чрезмерный ее уровень не  допустим, поэтому важно знать,  как формируется неравенство,  какие факторы, причины в какой  мере воздействуют на различия в величине денежных доходов.

    Чтобы эффективно  реагировать на дифференциацию  в распределении доходов, экономическая  и социальная политика должна  опираться как формируется эта  дифференциация, какие группы населения  в результате изменения дохода вносят наибольший вклад в динамику неравенства.

    Усиление дифференциации  может происходить в двух формах. Во-первых, в форме поляризации,  когда бедные беднеют, а богатые  богатеют. Во - вторых, в форме однополюсной  динамики, когда или бедные беднеют, или богатые богатеют при сохранении относительно стабильного положения на шкале доходов на шкале остальных доходных групп.

     В России  высокая степень дифференциации  сложилась в условиях сравнительно  никого среднедушевого дохода  и поэтому повлекла за собой увеличения числа бедных жителей страны. Напряжение в обществе, как показывает практика, вызывает не дифференциация доходов, а их низкий уровень.

 

   2.2 Основные показатели доходов и уровня жизни населения России

 

   Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

 

          Таблица 1 - Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения [14]

 

 

 

 

 

2012г

 

В % к 2011г

 

Декабрь 2012г

В % к

Справочно

Декабрь 2011г

Ноябрь 2012г

2011г в % к 2010г

Декабрь 2011г в % к

Декабрю 2010г

Ноябрю 2011г

Денежные доходы (в  среднем на душу населения), рублей

 

 

22821

 

 

110,0

 

 

34811

 

 

110,3

 

 

142,4

 

 

109,5

 

 

112,2

 

 

148,2

Реальные располагаемые  денежные доходы

 

 

104,2

 

 

104,9

 

140,5

 

100,4

 

103,6

 

144,3

Среднемесячная начисленная  заработная плата одного работника:

Номинальная з/п, рублей

 

26690

 

113,3

 

34860

 

106,9

 

127,0

 

111,5

 

118,2

 

135,0

Реальная з/п, рублей

 

 

107,8

 

 

100,3

 

126,3

 

102,8

 

111,4

 

134,4


 

 

    

 

     Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2012г. по сравнению с соответствующим периодом 2011г., по оценке, увеличились на 21%[15].

     Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

    Рост уровня жизни создаст возможности, увеличить материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

    Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства - восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

    В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния - увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80 %.

    Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение располагаемых денежных доходов, а следственно уровня жизни. За два последних года современных реформ примерно у 45 % уровень жизни упал, у 25 - 30 % - изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 - 5 % россиян этот рост оказался очень значительным (см.таблицу 2). Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов.

 

 

 

 

           Таблица 2 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов[14]

 

В % к

Соответствующему периоду  предыдущего 2011 года

Предыдущему году

Январь

100,5

53,0

Февраль

100,3

123,0

Март

97,6

99,7

1 квартал

99,4

75,7

Апрель

98,6

109,6

Май

96,2

90,7

Июнь

101,6

110,7

2 квартал

98,9

113,2

1 полугодие

99,1

 

Июль

101,2

99,2

Август

101,6

95,4

Сентябрь

103,0

102,7

3 квартал

101,9

100,4

Январь–сентябрь

100,1

 

Октябрь

98,5

101,0

Ноябрь

101,7

102,2

Декабрь

103,6

143,3

4 квартал

101,5

118,1

Год

100,4

 

2012 г

Январь

100,6

51,5

Февраль

101,9

124,5

Март

102,1

100,0

1 квартал

101,6

75,7

Апрель

101,1

108,5

Май

104,9

94,2

Июнь

106,4

112,2

2 квартал

104,1

116,0

1 полугодие

102,9

 

Июль

100,1

93,3

Август

108,9

103,8

Сентябрь

105,0

99,1

3 квартал

104,6

100,8

Январь-сентябрь

103,5

 

Октябрь

103,4

99,6

Ноябрь

107,8

106,5

Декабрь

104,9

140,5

4 квартал

105,3

119,0

Год

104,2

 

 

       2.3 Доходы населения и влияние на них "Мирового финансового кризиса"

 

       Экономический кризис, окутавший Россию на исходе 2008 года, набрал весомый размах и ударил по карманам миллионов жителей страны. Мировой финансовый кризис оставил свой след не только на жителях, но и на многих компаниях, неуклонно продолжая набирать свои обороты. Аналитики считали, что именно мировой кризис "вскроет" неготовность современных компаний к действительной конкуренции. Другие склонялись к мнению, что экономический кризис способен даже создать целую волну перспективных проектов в сети Интернет, ведь для большинства компаний именно реклама в сети - надёжный и неугомонный источник поиска платёжеспособных клиентов, а, следовательно, и немаловажный способ заработка.

      Современное население не совсем готово к борьбе, когда мировой финансовый кризис захватывает все новые отрасли экономики. По России не раз прокатывалась волна массовых увольнений рабочих как физического, так и умственного труда. Главная задача во время мирового финансового кризиса заключается именно в отстаивании своих позиций путём оценивания работоспособности компании в целом, либо оценки адекватности сотрудников. Таким образом, компания делает "естественный отбор" среди своих работников.

      Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью жителей России, выглядят следующим образом: заработные платы снизились до 60%, сократилось не менее 40% рабочих, а количество рабочих дней существенно сократилось до 30%.

     Особенно неблагоприятно обстоятельства складывались в металлургической промышленности, строительстве, финансовом и банковском секторах, а также на градообразующих предприятиях. По данным Роструда, с начала октября 2008 г. по январь 2009 г.14,1 тыс. предприятий заявили о сокращении 365500 человек, еще 900 предприятий - о неполной занятости 548875 своих сотрудников. Прогнозы масштабов сокращения персонала в 2009 г. колеблются от 200 - 250 тыс. человек (ФНПР) до 3 - 4 млн. (независимые эксперты).

     Согласно исследованию, проведенному кадровым холдингом "Анкор", 75% компаний намеревались отменить программы корпоративного обучения и развития сотрудников, 33% - ссуды для сотрудников, 17% - расходы на добровольное медицинское страхование; расходы на оплату питания и мобильной связи сократятся на 50%. Ожидалось также рост задолженности по заработной плате.

      Такое развитие событий, очевидно, приведет к снижению покупательской способности и реальных доходов населения, повышению уровня бедности - как общей, так и трудоспособных граждан. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008г. увеличились всего на 2,7% по сравнению с 2007г., а в декабре 2008г. снизились на 11,6% по сравнению с декабрем 2007г.

       В сложившихся экономических условиях возрастает значимость государственного регулирования в сфере занятости и доходов населения. Имеется в виду:

1.проведение оптимальной промышленной политики, способствующей продуктивной занятости;

2. соответствующая адаптация  системы образования и подготовки  кадров;

3. осуществление мер, направленных на защиту доходов населения, поддержание их покупательской способности.

      Для повышения эффективности государственного антикризисного управления создана правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, утвердившая перечень 295 системообразующих организаций, которым оказывается господдержка (субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, таможенно-тарифная политика и т.д.)

      Экономическая нестабильность, настоятельная необходимость структурной перестройки экономики и перехода на инновационные технологии резко повышает требования к качеству рабочей силы. Это касается уровня образования и квалификации работников, их способность работать в конкурентной среде, гибко реагировать на технологические изменения, переобучаться в соответствии со складывающейся конъюнктурой и др.

      Серьезной антикризисной мерой, реализуемой Правительством РФ, являются программы и планы по поддержке занятости. В январе 2009г. на рассмотрении Минздравсоцразвития России находились соответствующие программы из 66 регионов (на 95% они финансируются из федерального бюджета, на 5% - из региональных), по которым предполагается создать не менее 800 тыс. временных рабочих мест для потерявших работу.

     Перспективными направлениями в содействии занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства (малый бизнес), самозанятость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     III. Политика государства в области доходов

 

     Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Информация о работе Доходы населения в экономике России