Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение доходов населения на территории России.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
1. Понятия доходов населения и их классификации.
2. Доходов населения в России в условиях "Мирового финансового кризиса".
3. Политики государства в области доходов.
4. Неравенства доходов населения.
Введение……………………………………………………………………………..4
1. Сущность доходов населения и их неравенство………………………………..5
1.1 Понятие доходы населения и их классификация……………………............5
1.2 Причины неравенства доходов………………………………………………10
1.3 Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………………………………………….11
2. Современное состояние доходов населения России…………………………..14
2.1 Неравенство доходов населения России…………………………………….14
2.2 Основные показатели доходов и уровня жизни населения России………..15
2.3 Доходы населения и влияние на них "Мирового финансового кризиса"....18
3. Политика государства в области доходов……………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….23
Библиографический список………………………………………………………..24
Приложения…………………………………………………………………………26
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с "дырявым ведром", т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы "утечки" из "ведра Окуня" определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2012 года МРОТ равен 6500 рублей. Иногда МРОТ бывает ниже прожиточного минимума, т.е. заработной палаты попросту не хватит на обеспечение нормального существования человека, прожиточный минимум по Красноярскому краю определяется и утверждается ежеквартально Правительством Красноярского края. (см.таблицу 3).
Таблица 3 - Величина прожиточного минимума по Красноярскому краю за III квартал 2012 года (рублей)[11]
наименование |
На душу населения |
В том числе по социально-демографическим группам населения | ||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети | ||
величина прожиточного минимума |
7551 |
8085 |
5747 |
7347 |
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
Государственная политика в области доходов носит очень важный характер, с её помощью осуществляются важнейшие процессы в обществе.
Заключение
Изменения происходящие в последние годы показывают, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
Рассмотренная мною тема носит актуальный характер, так как по моему мнению вопрос неравенства будет существовать всегда, он будет иметь постоянное отражение в одной из сторон нашей жизни независимо от того времени когда мы живем.
Библиографический список
1. Ананьев, А.Н. Политика доходов и заработной платы [Текст] /А.Н. Ананьев. - М.: Экономика, 2004. - 56 с.
2. Белова, Т. Межотраслевая
дифференциация доходов
3. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М.К. Горшков // Мир России. - М., 2009. - Т.8. - №2. - С.3 - 21.
4. Кривошей, В.Н. Неравенство
населения по доходам:
5. Литвинов, В.А. Социальная стратификация и уровень жизни в современной России [Текст] /В.А. Литвинов // Россия в Современном мире. - 2008. - №2. - С.172 - 180.
6. Литвинцева, Г.П. Денежные
доходы населения регионов
7. Разумов, А. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово - экономического кризиса [Текст] /А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. - 2009. - №4. - С.25 - 27.
8. Суринов, А.Е. Доходы
населения. Опыт
9. Федотов, Д.Ю. Влияние роста доходов населения на экономическую стабильность в России [Текст] /Д.Ю. Федотов // Финансы и кредит. - 2008. - № 28. - С.63 - 67.
10. Шевяков, А.
Экономический рост и
11. http://garant-krs.ru/ - Информационно-правовое обеспечение Красноярского края
12. http://www.baltlaw.ru/index.
13. http://www.wikipedia.org/ – Свободная энциклопедия.
14. http://gks.ru/ - Федеральный сайт государственной статистики.
15. http://economics.wideworld.ru/ - Сайт экономики
16. http://www.ekportal.ru/ - Информационный сайт по экономике
Приложение А
Таблица – А1 Средняя заработная плата в России в 2012 году по округам
Субъекты РФ |
Средняя заработная плата в России в 2012 году (по округам) |
Ямало-Немецкий автономный округ |
75485,00 |
Чукотский автономный округ |
57844,50 |
Немецкий автономный округ |
53378,10 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
47277,00 |
Уральский федеральный округ |
38606,35 |
Дальневосточный федеральный округ |
33530,16 |
Северо-Западный федеральный округ |
26979,10 |
Центральный федеральный округ |
22545,21 |
Сибирский федеральный округ |
21173,22 |
Южный федеральный округ |
17544,22 |
Приволжский федеральный округ |
17206,11 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
16190,50 |
Приложение Б
Рисунок Б1 - Численность различных социальных слоев в российском обществе, %