Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов населения.
2. определить источники формирования доходов населения.
3. рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Характеристика доходов населения.…………………….……………..……...5
Понятие доходов населения…………………………………………………….5
Источники формирования доходов населения………………………………...8
Неравенство и причины дифференциации доходов населения……………..10
Анализ доходов населения Республики Беларусь…………………………..16
Государственная политика и механизмы регулирования доходов населения в Республике Беларусь……………..…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….…31
Список использованных источников………………………………………….…..32
Приложение А «Основные показатели доходов населения в 2011-2012гг.» ....34
Приложение Б «Данные о среднемесячной заработной плате работников организаций в январе-августе 2012 года по видам экономической деятельности"…………….…………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

ДОходы и расходы населени.docx

— 158.04 Кб (Скачать файл)

Значительное место сохраняется  за такой статьей доходов как  трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии и другие трансферты населению) (20%). В органах по труду, занятости  и социальной защите в сентябре 2012 г. на учете состояло 2 495,2 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 1 657,3 тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 721,4 тыс. рублей, по инвалидности – 1 509,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1 090,8 тыс. рублей, социальных пенсий – 782,4 тыс. рублей Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2012 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. увеличился на 55,6%, по сравнению с августом 2012 г. уменьшился на 1,3%.

Средний размер пособия на одного безработного в июле 2012 г.  составил 139,9 тыс. рублей, или 16,6 процентов от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Денежные доходы в расчете на душу населения в I полугодии 2012 г. в целом по республике составили 2 386,8 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,1 раза.  

 

Среднедушевые денежные доходы населения 
по областям и г. Минску в I полугодии 2012 г. 

 

(тысяч рублей в месяц)

 

 

Примечание– Источник [16, с. 9].

 

 

Анализируя данный график можно отметить, что наибольшее значение имеют Среднедушевые денежные доходы населения в г Минске и составляют 3518,0 тысяч рублей, что на 1523,3 тысячи рублей выше чем в Брестской области.

Таким образом, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется  круг их источников, наряду с оплатой  труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской  деятельности.  Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2012 г. по сравнению с январем-августом 2011 г. увеличились на 13,7% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%. Вследствие этого наблюдается положительная динамика повышения доходов населения в 2012 году. Беларусь постепенно укрепляет свое положение среди стран СНГ и в мире.

 

3. Государственная политика и механизмы регулирования доходов населения

 

 

Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.

В системе государственного регулирования  доходов населения в условиях формирования рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, путем вмешательства в функционирование рынка с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным.

При реализации основной цели социальной политики в  текущем пятилетии – повышение  уровня и качества жизни населения, в Республике Беларусь особое внимание уделяется росту реальных денежных доходов населения как основы улучшения жизни населения, недопущению  чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения  в регионах и по отраслям экономики.

Целевыми  ориентирами политики доходов населения  в 2006–2010 гг. стал рост реальных денежных доходов – 149–156 %; повышение уровня реальной заработной платы как основного  источника формирования доходов  населения и важного стимула  трудовой активности работников – 152–158 %; поэтапное повышение уровня минимальной  заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий – до величины бюджета прожиточного минимума; предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов – не более 1:6; повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза; сокращение уровня малообеспеченности в два раза.

Следует отметить, что несмотря на форс-мажорные  обстоятельства кризисного 2009 г., страна не отступила от выполнения напряженных заданий пятилетки в области доходов населения. За 2006–2009 гг. темпы роста реальных доходов составили 153,4 % [7, 201].

В текущем  пятилетии (2011–2015 гг.) политика государства  в области доходов будет направлена:

- на повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника   их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

- дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи [9].

В политике денежных доходов населения в  Республике Беларусь четко просматривается  два основных подхода [7, с. 152]:

- создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

- обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Государственное регулирование доходов  населения предполагает также расчет их покупательной способности, которая по сути и отражает реальное содержание доходов.

Наряду  с регулированием доходов населения  регулируются процессы использования доходов. В этих целях государство осуществляет меры воздействия на объемы, динамику, структуру расходов и сбережений населения.

Целесообразность государственного влияния на расходы населения во многом зависит от структуры потребительских расходов на оплату товаров и услуг. В структуре расходов на покупку товаров важным является соотношение расходов на продовольственные и непродовольственные товары: резкое увеличение расходов на продовольственные товары свидетельствует о снижении уровня жизни населения, и наоборот.

Можно отметить, что проводимая государственная  политика по повышению уровня жизни  населения в 2006–2010гг. позволила  увеличить реальные денежные доходы населения в 1,75 раза. К 2015 г. предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения к уровню 2010 г. в 1,7 – 1,8 раза [7,с.203].

Наибольший  удельный вес в денежных доходах  населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.

На первой стадии экономических преобразований в республике политика государства  в области оплаты труда была направлена на решение важнейших задач того периода – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев  населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.

В 1991–1992 гг. с принятием законов «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной  заработной плате и государственных  гарантиях в области оплаты труда», «О минимальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны первые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда.

Дальнейшее  реформирование оплаты труда связано  с разработкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллективных договорах и соглашениях», [указами Президента Республики Беларусь №92 от 27.02.1995 г. в части повышения заработной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы»] и другими.

Согласно новой концепции оплаты труда в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы должна стать многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т. е. интересы нанимателей и наемных работников.

Основываясь на критерии социальной справедливости,  в качестве важнейшего принципа организации системы оплаты труда в Республике Беларусь выступает обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

В Республике Беларусь следует отметить роль государства в установлении минимальных гарантий по оплате труда, к которым согласно Трудовому  кодексу Республики Беларусь относятся:

- величина минимальной заработной платы;

- размер тарифной ставки первого разряда;

- республиканские тарифы оплаты труда – часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровень оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями;

- размер увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормальных;

- меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;

- ограничение размеров удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов;

- государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацией государственных гарантий в части ее размеров;

- ответственность нанимателя за нарушение условий социального партнерства [7,с.205].

Важнейшим экономическим методом регулирования оплаты труда является научно обоснованное установление размера минимальной заработной платы, которая выступает также важным механизмом социальной защиты трудящихся.

Минимальная заработная плата представляет собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

Минимальная заработная плата в  Республике Беларусь выступает в  качестве социального стандарта. Следует отметить, что на современном этапе наметилась тенденция к повышению ее реального размера.

В Республике Беларусь устанавливается  также общий минимум оплаты труда  в виде тарифной ставки первого разряда, а также используется  бюджет прожиточного минимума, который выступает  как норматив минимума оплаты труда.

Следует отметить, что предприятия  могут самостоятельно устанавливать  системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и  размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Государственное регулирование роста  заработной платы осуществляется путем  увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в  нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Практика заключения согласований и коллективных договоров получила широкое развитие в Республике Беларусь.

Однако зачастую в этих процессах  не участвуют объединения нанимателей; в коллективных переговорах их заменяют соответствующие министерства, иные органы государственного управления. Как следствие, ответственность  нанимателей за выполнение заключенных  отраслевых и местных соглашений не всегда четко определена. В результате возникают сложности при исполнении соглашений, снижается степень защиты интересов наемных работников. В  этой связи целесообразно на законодательном  уровне усовершенствовать вопросы  деятельности объединений нанимателей, установив их компетенцию и ответственность  в сфере коллективных трудовых отношений.

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь