Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов населения.
2. определить источники формирования доходов населения.
3. рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Характеристика доходов населения.…………………….……………..……...5
Понятие доходов населения…………………………………………………….5
Источники формирования доходов населения………………………………...8
Неравенство и причины дифференциации доходов населения……………..10
Анализ доходов населения Республики Беларусь…………………………..16
Государственная политика и механизмы регулирования доходов населения в Республике Беларусь……………..…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….…31
Список использованных источников………………………………………….…..32
Приложение А «Основные показатели доходов населения в 2011-2012гг.» ....34
Приложение Б «Данные о среднемесячной заработной плате работников организаций в январе-августе 2012 года по видам экономической деятельности"…………….…………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

ДОходы и расходы населени.docx

— 158.04 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в условиях либерализации белорусской экономики  повышается самостоятельность субъектов  хозяйствования в осуществлении  финансово-экономической деятельности, что влечет за собой усиление роли коллективно-договорного регулирования  трудовых и связанных с ними отношений. В связи с этим на современном  этапе наряду с тарифными системами  оплаты труда широкое распространение  должны получить и нетрадиционные системы  оплаты труда, основанные на различных  методах распределения коллективного  заработка. К таким методам можно  отнести: долевые методы распределения  коллективного трудового дохода (доля каждого работника в коллективном фонде оплаты труда определяется как сумма частных показателей: сложность и условия труда, интенсивность  труда, качество работы, эффективность  использования предметов труда); оплата по трудовому рейтингу (заработная плата каждого работника рассчитывается с помощью набора определенных коэффициентов: образовательный уровень работающего, его трудовой стаж, занимаемая должность, отработанное время или процент выполнения плановых заданий); бестарифные модели оплаты труда (главным элементом являются витки соотношений в оплате труда разного качества для работников различных квалификационных групп, используемые вместо традиционных тарифных ставок и должностных окладов); «участие в прибылях» (формирование премиального фонда за счет заранее установленной доли прибыли, из которого работники получают регулярные выплаты, пропорционально заработной плате каждого работника с учетом личной и трудовой характеристик исполнителя).

Наряду с новыми системами оплаты труда важную роль должно получить внедрение социальных пакетов как  новой концепции социальной политики в организации. Наниматель должен предоставлять  своему сотруднику некоторый набор  социальных льгот на определенную сумму (индивидуальный социальный бюджет) на паритетных началах из прибыли и  фонда заработной платы.

В структуре социального пакета для всех категорий работников организаций  необходимо шире использовать такие  группы социальных выплат, как нерегулярные выплаты («тринадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии); выплаты в случае производственного  травматизма, семейные пособия и  надбавки, бесплатные услуги для отдыха и развлечений; выплаты в кассы  взаимопомощи, страховые компании; натуральные выплаты (оплата жилища и коммунальных услуг, питания, одежды; продажа работникам организации производимой ими продукции по сниженной стоимости); компенсация транспортных расходов; расходы на непрерывную профессиональную подготовку, медицинская страховка, страхование жизни и имущества.

Целесообразно в большей мере применять  статусное стимулирование, нацеленное на изменение положения ведущих  специалистов в организации.

Необходимо разработать и внедрить в отечественную практику с учетом опыта зарубежных стран специальные  программы стимулирования труда  руководящих работников – программы  поощрений за достижение долгосрочных целей.

Основными видами условно-переменной части вознаграждения руководящих  работников должны стать краткосрочные  бонусы и долгосрочные премиальные  программы.

В основу большинства долгосрочных мотивационных программ, разрабатываемых, как правило, на 3–5 лет, должен быть положен так называемый инвестиционный подход, при котором вознаграждение руководящих работников определяется как часть достигнутого финансового  результата.

В настоящее время условия оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе напрямую зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Руководителям вышеуказанных организаций предоставлен достаточно широкий круг показателей, по которым производится стимулирование их труда. К ним относятся: повышение тарифных надбавок (за каждый процентный пункт прироста рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и за выполнение других установленных в контракте показателей); применение надтарифных надбавок за сложность, напряженность и стаж работы; показатели премирования за результаты финансово-хозяйственной деятельности; дополнительные премии из прибыли, оставшиеся после налогообложения по итогам работы за квартал; специальные виды премий (за внедрение новых видов техники и технологий, увеличение выпуска экспортной продукции, экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов и т.п.), а также материальная помощь и другие виды выплат. Коэффициент соотношения средней заработной платы в целом по организации установлен в размере 4,0.

Требуется упорядочить перечень показателей  премирования руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности, шире использовать для премирования такие важнейшие показатели, как  «повышение производительности труда  и улучшение качества выпускаемой  продукции (работ, услуг)», «расширение  инвестиций в основной капитал из собственных источников» и др. Следует регулировать коэффициент  соотношения средней заработной платы руководителей и средней  заработной платы по организации  с учетом значимости и приоритетности организации в экономике.

На современном этапе трансформационных  преобразований в стране представляется важным задействовать всю систему  мотивации труда. При этом следует  оказывать конструктивное воздействие  на поведение персонала для достижения как личных, так и корпоративных  целей, учитывать направления внутренней мотивации работников для реализации их природных способностей и склонностей, побуждать работников к результативной деятельности, повышать активность и  обеспечивать высококачественный, продуктивный труд. Решение этих вопросов должно опираться на соответствующую законодательную  базу.

Совершенствование оплаты труда требует:

- пересмотра минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, приближения их к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;

- усиления зависимости оплаты труда от результатов хозяйствования;

- совершенствования системы налогообложения, которая должна содействовать усилению мотивации труда работников, развитию их деловой активности и предпринимательства.

Особо следует выделить такой механизм государственного регулирования доходов населения, как социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей.

Правовую основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Кодекс законов о труде, законы «О профессиональных союзах», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», «Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы», утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь №41 от 23.01.1995 г. и др [7, с.189].

В перспективе  в системе трудовых отношений  социальное партнерство должно получить свое дальнейшее развитие.

В Республике Беларусь в ближайшие годы благодаря  мерам государственного воздействия  доля заработной платы в совокупных денежных доходах населения как  основного источника формирования денежных доходов населения и  важнейшего стимула активизации  деятельности должна возрасти.

Наряду  с увеличением доли заработной платы  в составе доходов населения  необходимо усилить ее стимулирующую  роль к труду  и вернуть ей роль основного источника денежных доходов  населения. Основное направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.

В 2011–2015 гг. поступательный рост заработной платы должен быть обеспечен путем:

- предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

- установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;

- создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

- роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности [11].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. при реализации основной цели социальной политики в текущем   пятилетии – повышение уровня и качества жизни населения, в Республике Беларусь особое внимание уделяется росту реальных денежных доходов населения как основы улучшения жизни населения, недопущению чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики;
  2. политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих;
  3. необходимо разработать и внедрить в отечественную практику с учетом опыта зарубежных стран специальные программы стимулирования труда руководящих работников – программы поощрений за достижение долгосрочных целей;
  4. на современном этапе трансформационных преобразований в стране представляется важным задействовать всю систему мотивации труда.
  5. основное направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.
  6. государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В курсовой работе на основе теоретических исследований, анализа доходов населения в Республике Беларусь и оценки политики государства и механизмов регулирования доходов населения в Республике Беларусь автором сделаны следующие выводы:

     1)Доходы, получаемые населением, являются основополагающей жизни каждого общества и отдельно взятого человека. Определений доходам существует великое множество. Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые субъектом, в результате его экономической деятельности. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода.

     2)Наиболее важным источником формирования доходов населения является заработная плата. Не менее важное место в этом списке занимают трансфертные платежи и доходы от неформального сектора экономики. Отдельную статью доходов также формирует финансово-кредитная система.

     3) В настоящее время перед человечеством остро стоит проблема неравенства в распределении доходов, так как денежные доходы населения всех стран мира распределены крайне неравномерно.

Чтобы более  точно измерить и сравнить неравенства  в распределении доходов в  экономике используют кривые Лоренца  и коэффициент Джини.

4) Переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности.  Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2012 г. по сравнению с январем-августом 2011 г. увеличились на 13,7% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%. Вследствие этого наблюдается положительная динамика повышения доходов населения в 2012 году. Беларусь постепенно укрепляет свое положение среди стран СНГ и в мире.

5)  Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

  Таблица А. 1 - Основные показатели доходов населения в 2011- 2012гг.

 

   

В % к

Изменение реальной заработной платы в % к

 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата, тыс. руб

Соответствующему  периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

Соответствующему  периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

 

2011 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь-декабрь

 

2012 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Январь-август

 

 

1409,6

1439,3

1537,2

1563,4

1648,7

1782,9

1854,5

1992,3

2260,1

2318,0

2439,7

2877,7

 

1899,8

 

 

2880,6

2964,2

3159,6

3252,7

3559,6

3752,1

3925,9

4084,9

 

3448,2

 

 

140,7

141,4

140,1

139,7

142,1

144,1

144,3

154,5

172,8

174,1

170,5

180,0

 

156,1

 

 

204,1

206,2

205,5

207,9

215,7

210,2

211,5

204,9

 

208,3

 

 

88,3

102,1

106,8

101,7

105,5

108,1

104,0

107,4

113,4

102,6

105,2

118,0

 

Х

 

 

100,1

102,9

106,6

102,9

109,4

105,4

104,6

104,0

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

127,2

125,1

123,0

118,3

107,2

100,2

97,2

96,1

96,2

90,5

82,8

86,2

 

101,9

 

 

97,3

99,4

99,5

103,4

119,5

124,2

127,6

131,7

 

113,3

 

 

87,1

99,4

104,8

97,3

93,3

99,5

100,5

98,6

99,8

94,8

97,3

115,3

 

Х

 

 

98,2

101,4

105,0

101,2

107,7

103,5

103,3

101,7

 

Х

Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь