Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:39, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов населения.
2. определить источники формирования доходов населения.
3. рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Характеристика доходов населения.…………………….……………..……...5
Понятие доходов населения…………………………………………………….5
Источники формирования доходов населения………………………………...8
Неравенство и причины дифференциации доходов населения……………..10
Анализ доходов населения Республики Беларусь…………………………..16
Государственная политика и механизмы регулирования доходов населения в Республике Беларусь……………..…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….…31
Список использованных источников………………………………………….…..32
Приложение А «Основные показатели доходов населения в 2011-2012гг.» ....34
Приложение Б «Данные о среднемесячной заработной плате работников организаций в январе-августе 2012 года по видам экономической деятельности"…………….…………………………………………………………35
Следует отметить, что в условиях
либерализации белорусской
Наряду с новыми системами оплаты труда важную роль должно получить внедрение социальных пакетов как новой концепции социальной политики в организации. Наниматель должен предоставлять своему сотруднику некоторый набор социальных льгот на определенную сумму (индивидуальный социальный бюджет) на паритетных началах из прибыли и фонда заработной платы.
В структуре социального пакета для всех категорий работников организаций необходимо шире использовать такие группы социальных выплат, как нерегулярные выплаты («тринадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии); выплаты в случае производственного травматизма, семейные пособия и надбавки, бесплатные услуги для отдыха и развлечений; выплаты в кассы взаимопомощи, страховые компании; натуральные выплаты (оплата жилища и коммунальных услуг, питания, одежды; продажа работникам организации производимой ими продукции по сниженной стоимости); компенсация транспортных расходов; расходы на непрерывную профессиональную подготовку, медицинская страховка, страхование жизни и имущества.
Целесообразно в большей мере применять статусное стимулирование, нацеленное на изменение положения ведущих специалистов в организации.
Необходимо разработать и
Основными видами условно-переменной части вознаграждения руководящих работников должны стать краткосрочные бонусы и долгосрочные премиальные программы.
В основу большинства долгосрочных мотивационных программ, разрабатываемых, как правило, на 3–5 лет, должен быть положен так называемый инвестиционный подход, при котором вознаграждение руководящих работников определяется как часть достигнутого финансового результата.
В настоящее время условия оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе напрямую зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Руководителям вышеуказанных организаций предоставлен достаточно широкий круг показателей, по которым производится стимулирование их труда. К ним относятся: повышение тарифных надбавок (за каждый процентный пункт прироста рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и за выполнение других установленных в контракте показателей); применение надтарифных надбавок за сложность, напряженность и стаж работы; показатели премирования за результаты финансово-хозяйственной деятельности; дополнительные премии из прибыли, оставшиеся после налогообложения по итогам работы за квартал; специальные виды премий (за внедрение новых видов техники и технологий, увеличение выпуска экспортной продукции, экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов и т.п.), а также материальная помощь и другие виды выплат. Коэффициент соотношения средней заработной платы в целом по организации установлен в размере 4,0.
Требуется упорядочить перечень показателей
премирования руководителей за результаты
финансово-хозяйственной
На современном этапе
Совершенствование оплаты труда требует:
- пересмотра минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, приближения их к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;
- усиления зависимости оплаты труда от результатов хозяйствования;
- совершенствования системы налогообложения, которая должна содействовать усилению мотивации труда работников, развитию их деловой активности и предпринимательства.
Особо следует выделить такой механизм государственного регулирования доходов населения, как социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей.
Правовую основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Кодекс законов о труде, законы «О профессиональных союзах», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», «Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы», утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь №41 от 23.01.1995 г. и др [7, с.189].
В перспективе в системе трудовых отношений социальное партнерство должно получить свое дальнейшее развитие.
В Республике
Беларусь в ближайшие годы благодаря
мерам государственного воздействия
доля заработной платы в совокупных
денежных доходах населения как
основного источника
Наряду с увеличением доли заработной платы в составе доходов населения необходимо усилить ее стимулирующую роль к труду и вернуть ей роль основного источника денежных доходов населения. Основное направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.
В 2011–2015 гг. поступательный рост заработной платы должен быть обеспечен путем:
- предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
- установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
- создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
- роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности [11].
Таким образом,
можно сделать следующие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе на основе теоретических исследований, анализа доходов населения в Республике Беларусь и оценки политики государства и механизмов регулирования доходов населения в Республике Беларусь автором сделаны следующие выводы:
1)Доходы, получаемые населением, являются основополагающей жизни каждого общества и отдельно взятого человека. Определений доходам существует великое множество. Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые субъектом, в результате его экономической деятельности. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода.
2)Наиболее важным источником формирования доходов населения является заработная плата. Не менее важное место в этом списке занимают трансфертные платежи и доходы от неформального сектора экономики. Отдельную статью доходов также формирует финансово-кредитная система.
3) В настоящее время перед человечеством остро стоит проблема неравенства в распределении доходов, так как денежные доходы населения всех стран мира распределены крайне неравномерно.
Чтобы более точно измерить и сравнить неравенства в распределении доходов в экономике используют кривые Лоренца и коэффициент Джини.
4) Переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2012 г. по сравнению с январем-августом 2011 г. увеличились на 13,7% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%. Вследствие этого наблюдается положительная динамика повышения доходов населения в 2012 году. Беларусь постепенно укрепляет свое положение среди стран СНГ и в мире.
5) Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А. 1 - Основные показатели доходов населения в 2011- 2012гг.
В % к |
Изменение реальной заработной платы в % к | ||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб |
Соответствующему периоду предыдущего года |
Предыдущему периоду |
Соответствующему периоду предыдущего года |
Предыдущему периоду | |
2011 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь-декабрь
2012 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Январь-август |
1409,6 1439,3 1537,2 1563,4 1648,7 1782,9 1854,5 1992,3 2260,1 2318,0 2439,7 2877,7
1899,8
2880,6 2964,2 3159,6 3252,7 3559,6 3752,1 3925,9 4084,9
3448,2 |
140,7 141,4 140,1 139,7 142,1 144,1 144,3 154,5 172,8 174,1 170,5 180,0
156,1
204,1 206,2 205,5 207,9 215,7 210,2 211,5 204,9
208,3 |
88,3 102,1 106,8 101,7 105,5 108,1 104,0 107,4 113,4 102,6 105,2 118,0
Х
100,1 102,9 106,6 102,9 109,4 105,4 104,6 104,0
Х
|
127,2 125,1 123,0 118,3 107,2 100,2 97,2 96,1 96,2 90,5 82,8 86,2
101,9
97,3 99,4 99,5 103,4 119,5 124,2 127,6 131,7
113,3 |
87,1 99,4 104,8 97,3 93,3 99,5 100,5 98,6 99,8 94,8 97,3 115,3
Х
98,2 101,4 105,0 101,2 107,7 103,5 103,3 101,7
Х |
Информация о работе Доходы населения: виды, источники формирования, динамика в Республике Беларусь