Доходы общественного сектора и их распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Экономика общественного сектора рассматривает государство в качестве одного из субъектов, действующих в рыночной экономике, пусть даже его роль отличается существенными особенностями. Очертив обстоятельства, в которых формируются и проявляются предпочтения этого субъекта, экономист закономерно переходит к специфике его доходов и расходов. Именно через свои доходы и расходы все участники хозяйственной жизни взаимодействуют друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………….………………………………………….….…….3
1 Экономический процесс формирования доходов в общественном секторе………………………………………………………………………….....4
2 Источники доходов в общественном секторе……………….…………..........9
Заключении ……………………………………………………………………...14
Список литературы……...…………………………..…………………………..15

Файлы: 1 файл

К РАБОТА (ГРС).docx

— 32.63 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет Бакалавр

Контрольная работа по дисциплине

«Государственное регулирование экономики»

Тема

«Доходы общественного сектора и их распределение»

 

 

Выполнил:

Усмонов Одил Шодихуджаевич

Студент 2 курса, группы ГМУ 4-13

Специальность: 081100 «Государственное

и муниципальное управление»

 

 

Проверил:

Владыкина Лариса Борисовна

к. э. н., доцент

Подпись             .

 

Челябинск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………….………………………………………….….…….3

1 Экономический процесс формирования доходов в общественном секторе………………………………………………………………………….....4

2 Источники доходов в общественном секторе……………….…………..........9

Заключении ……………………………………………………………………...14

Список  литературы……...…………………………..…………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Экономика общественного сектора рассматривает государство в качестве одного из субъектов, действующих в рыночной экономике, пусть даже его роль отличается существенными особенностями. Очертив обстоятельства, в которых формируются и проявляются предпочтения этого субъекта, экономист закономерно переходит к специфике его доходов и расходов. Именно через свои доходы и расходы все участники хозяйственной жизни взаимодействуют друг с другом.

Разумеется, государству в отличие от индивидов и предприятий присущи и иные каналы взаимодействия, в частности правовое регулятивное воздействие на экономику и общество. Однако коль скоро с государством ассоциируется не просто власть, а общественный сектор как совокупность ресурсов, доходы и расходы выступают на первый план.

Среди доходов государства приоритетное место занимают налоги. Это связано не только с их долей в общем объеме государственных финансов. В налогообложении ярко проявляются главные особенности формирования ресурсов общественного сектора, связанные с использованием принуждающей силы государства.

Цель контрольной работы состоит в определении источников доходов в общественном секторе, структуры доходов а также рассмотрении и нахождении путей совершенствования  доходов общественного сектора и ее распределение.

 

 

 

 1 Экономический процесс формирования доходов в общественном секторе

Для лучшего понимания социальных и экономических процессов обусловливающих основные подходы и соответствующие им модели распределения доходов в современной теории и практике общественного развития, обратимся к истории экономической мысли, в которой существуют различные концептуальные подходы к определению понятия «общественное богатство», источников его создания, а также принципов его распределения и потребления. Два принципиальных подхода в исследовании общественного богатства, возникшие еще в классической политической экономии (с позиции производства и потребления), и предопределили два основных принципа его распределения и потребления. Имеется в виду динамичный подход через распределение в процессе экономического роста и статичный подход через распределение результатов экономического роста.

А.Смит, один из создателей классической политической экономии, стал основателем производственного подхода к понятию общественного богатства. По мнению А.Смита, рост народного благосостояния связан с ростом объема произведенного в стране продукта, и несмотря на то, что экономическое поведение абсолютного большинства участников экономической жизни определяется их собственным пониманием о выгоде, но в конечном итоге их действия, благодаря «невидимой руке», направлены на пользу общества. Это объясняется тем, что благодаря действиям конкурентного рынка максимизация индивидуального благосостояния способствует максимизации и общественного благосостояния.

Другим не менее важным подходом, обосновывающим создание и распределение богатства, является теория факторов производства. Д.Б. Кларк основоположник современной теории распределения еще в начале XX в. в своей работе, посвященной распределению богатства, отмечал, что в основе теории распределения заложен принцип предельной производительности каждого фактора производства. В дальнейшем мы более подробно остановимся на данной теории, а здесь необходимо отметить, что в соответствии с данной теорией не только труд (и в этом ее отличие от трудовой теории Смита), но капитал и земля (которые принято называть триединой формулой общественного богатства) являются факторами производства общественного богатства. Эта теория позволяет отразить порядок распределения богатства и дохода между собственниками факторов производства, что в рамках данной теории рассматривается как проявление естественного порядка вещей, поскольку эффективность любой экономической системы определяется соотношением стоимости вклада в создаваемый продукт и затрат на приобретение факторов производства.

Несмотря на несовершенство и неоднозначность многих положений, которые легли в основу вышеописанных подходов к созданию и распределению богатства, например сведение всего общественного богатства только к вещественному или предпосылка функциональной теории о том, что уровень заработной платы определяется «железным законом», т.е. подчиняется действию строгих экономических законов, эти теории сыграли и сыграют в будущем очень существенную роль в понимании социальных процессов в рамках динамичных моделей распределения доходов.

Парадигма социального развития, заложенная в рамках развития рынка мелкого товарного производства, а также рынка капитализма свободной конкуренции и свободного предпринимательства, основана на сочетании труда и капитала, в основном предполагает модели динамичного распределения доходов через экономический рост. Использование комбинаций нормативных и позитивных подходов (в том числе через общественный выбор) предполагает изменение порядка распределения ресурсов, а следовательно, и цен на факторы производства, в этой связи В.Парето в опубликованной в 1902 г. работе «Социологические системы» писал, что «Проблема роста благосостояния бедных классов скорее проблема производства и сохранения богатства, чем распределения. Наиболее верное средство, улучшения положения бедных классов - сделать так, чтобы богатство росло быстрее населения»". Этот подход очень актуален, поскольку для обеспечения экономического роста необходима государственная поддержка не только корпоративного сектора экономики, а также (через развитие малого и среднего бизнеса, в том числе и в форме научно-венчурных производств) поддержка класса мелких собственников. Наша позиция о необходимости активной государственной поддержки становления и развития малого и среднего бизнеса объясняется тем, что в будущем по мере перехода к постиндустриальному обществу данный социальный уклад получит новый импульс развития, поскольку в его основе лежит подход к человеку и единство многообразия индивидуалистических и коллективных начал его природы.

В теории и практике функционального социализма (скандинавская модель) идея отделения механизма хозяйствования от способа распределения нашла свое наиболее полное и законченное развитие и была реализована в практике заключения тарифных соглашений между предпринимателями, профсоюзами и правительством.

Подход к богатству и принципам его распределения с позиции оценочных суждений людей о полезности соответствующих благ легли в основу утилитаристского учения и теории предельной полезности.

Определенный вклад в понимание общественного богатства внесла теория рационального потребительского поведения, особая заслуга в разработке которой принадлежит немецкому статистику Эрнсту Энгелю, который описал кривые, связывающие доходы и структуру расходов на потребление. Законы Энгеля имеют большое практическое значение, поскольку используются для сравнительного анализа благосостояния человека, региона и страны в целом.

Все вышеописанные подходы к пониманию общественного богатства (а также концепция инфляционных ожиданий и концепции предельной и средней склонности к потреблению и сбережению в текущем, и долгосрочном периоде), предполагают исследование общественного богатства с позиции микроэкономики, поэтому в дальнейшем перейдем к рассмотрению понятия общественного богатства и общественного благосостояния, исходя из основ макроэкономики.

В связи с тем что существует немало объективных причин нерационального с точки зрения общества поведения потребителей (в том числе и асимметрия информации), особое значение приобретает социальная теория общественного богатства, опирающаяся на использование метода «социальных затрат - социальных выгод». Сторонники теории синергетического эффекта делают принципиальный вывод, что общество есть не сумма индивидуальной полезности отдельных потребителей, а есть единое целое.

Макроэкономическое понимание общественного богатства сформировалось в первой половине XX в. (на этапе становления корпоративного общества и социального государства) под воздействием идей кейнсианского макроэкономического анализа равновесия валового общественного продукта и концепции построения системы национальных счетов.

Парадигма экономического роста, направленная на развитие человеческого и экологического факторов в системе общественного развития, а также на качественные и структурные преобразования в экономике, в связи с политикой государства по поддержке процесса потребления, дало импульс социальной теории общественного богатства. В рамках данной теории были достаточно детально проанализированы такие понятия, как социальный оптимум, внешние эффекты и порядок их трансформации в систему; экономических инструментов, таких как налоги, субсидии и цены. Комплексный подход к оценке экономического и социального эффектов лег в основу теории общественного благосостояния. Поскольку такой чисто экономический показатель, как валовой национальный продукт в пересчете на душу населения является недостаточным для свободной оценки уровня социально-экономического развития страны, поэтому в современной методике ООН используется новый индекс социального развития, построенный с учетом трех основных критериев. Это - возможность вести долгую и здоровую жизнь, приобрести школьное образование и профессиональную подготовку, а также достичь такого уровня дохода, который позволит обеспечить минимальные потребности.

Как видно из приведенных выше основных положений теории обще 
ственного благосостояния, центральное место в ней, (определяющее пара 
дигму социально-экономического развития общества) вне зависимости от 
макро- или микроэкономического подхода, занимает концепция распреде 
ления доходов населения и соответствующие им модели распределения 
богатства.

Например, если распределение рассматривается только с позиции рынка и экономической эффективности, что предполагает использование динамичных моделей распределения доходов, то этот подход, относящийся к классической теории распределения в рыночной экономике, представляет собой либеральную (рыночную) модель справедливости. Политика распределения доходов, в основе которой лежит критерий социального равенства, находящийся в не пропорциональной зависимости от критерия экономической эффективности, и которая использует модели статичного распределения доходов, относится к уравнительной теории распределения и представляет собой эгалитарную (уравнительную) модель справедливости.

Описанный выше подход к решению социальных проблем, который является результатом эволюции в XX в. взглядов на социальную функцию государства сочетает в себе динамичный и статичный методы распределения доходов. Этот подход придает социальной политике превентивный характер, поскольку во-первых открывает простор для упреждающих маневров, что дает возможность уменьшения издержек в отношении упущенных возможностей социально-экономического развития, и, во-вторых, создает объективные предпосылки для развития ресурсного потенциала и как следствие этого, ускорения темпов экономического роста /3, c.24/.

 

2 Источники доходов в общественном секторе

 

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги — основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Говоря о доходах общественного сектора, необходимо прежде всего определить их важнейшие виды и обсудить те требования, которые целесообразно предъявлять к налоговой системе.

Источники доходов

Доходы общественного сектора складываются из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора.

К неналоговым доходам относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

Информация о работе Доходы общественного сектора и их распределение