Долгосрочная стратегия развития РА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Для каждого государства очень важен правильно разработанный стратегический план развития, который должен заострять внимание государства и правительства на очень коротком перечне приоритетов, он должен дисциплинировать и обязывать правительство и государственные органы на ежедневное решение поставленных задач и стратегий. Он также должен способствовать принятию ежедневных и ежегодных решений с целью реализации поставленных целей. Необходимо создать такую систему, при которой министерства и ведомства будут организовывать исполнение возложенных на них обязанностей таким образом, чтобы постепенно шаг за шагом осуществить намеченные цели.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
1. Национальная безопасность…………………………………………2-5
2.Экономический рост………………………………………………….5-8
3.Развитие рынка недвижимости………………………………………8-9
4.Транспорт……………………………………………………………..9-14
Заключение……………………………………………………………..14-15
Список литературы…………………………………….………………16

Файлы: 1 файл

долгосрочная стратегия развития РА.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

Введение………………………………………………………………….2

1. Национальная безопасность…………………………………………2-5

2.Экономический рост………………………………………………….5-8

3.Развитие рынка недвижимости………………………………………8-9

4.Транспорт……………………………………………………………..9-14

Заключение……………………………………………………………..14-15

Список литературы…………………………………….………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для каждого государства очень  важен правильно разработанный стратегический план развития, который должен заострять внимание государства и правительства на очень коротком перечне приоритетов, он должен дисциплинировать и обязывать правительство и государственные органы на ежедневное решение поставленных задач и стратегий. Он также должен способствовать принятию ежедневных и ежегодных решений с целью реализации поставленных целей. Необходимо создать такую систему, при которой министерства и ведомства будут организовывать исполнение возложенных на них обязанностей таким образом, чтобы постепенно шаг за шагом осуществить намеченные цели.

Важно также то, чтобы государственные служащие при ежедневном исполнении своих обязанностей ставили и осуществляли стратегические цели и приоритеты, не отвлекаясь на решение второстепенных задач.

Принимаемые нормативные акты и решения должны быть в русле разработанной стратегии, а работа - сконцентрированной и скоординированной.

Для обеспечения устойчивого движения вперед главным условием является сплоченность общества, консолидация всех слоев и групп населения вокруг разработанной стратегии, целью которой является решение общих задач. Это будет возможно, если  правильно учесть потребности общества и различных групп населения, верно определить приоритеты и обеспечить их осуществление. Одним из гл;авных условией является также то,что этот процесс должен быть организован на принципах сотрудничества государства с отдельными группами населения и частным сектором.

Во исполнение стратегий и достижение перспектив необходимо реализовать следующие семь долгосрочных приоритетов:

1. Национальная безопасноть.

2.  Экономический рост

3. Развитие рынка недвижимости

4. Транспорт

Для каждого из этих долгосрочных приоритетов нужно разработать и последовательно осущестлять стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, так как они должны служить для концентрации усилий государства и граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.

  1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что первостепенным в устойчивом развитии государства одним из необходимых условий является безопасность нации и сохранение государственности. Важно, чтобы приобретенную свободу и независимость отстоять и закрепить.

Приоритетность безопасности очевидна, так как в случае если страна утратит ее, то реализация планов устойчивого развития станет невозможной. Взгляд в прошлое зарождения и развития государства подтверждает тот факт, что оно из покон веков вело исторически очень трудную и жестокую борьбу для сохранения своей государственности.

Что касается стратегии национальной безопасности Армении, то она представляет собой систему обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности. Она осуществляется для всех сфер жизнедеятельности путем разработки и реализации единой государственной политики на основании системы демократических ценностей.

Стратегия национальной безопасности РА подлежит уточнениям сообразно с изменениями внутригосударственной  и международной обстановки, угроз  и вызовов, а также по мере реализации целей, указанных ниже.

Основными гарантиями реализации стратегии национальной безопасности являются:  
- эффективность системы государственного управления,  
- обеспечение верховенства права,  
- укоренение демократических ценностей,  
- беспристрастность и независимость судебной власти,  
- боеспособность Вооруженных Сил,  
- эффективная деятельность органов безопасности и правоохранительных органов,  
- внешняя политика, обеспечивающая эффективную международную интегрированность,  
- обеспечение социальной справедливости1.

При определении  фундаментальных ценностей национальной безопасности  считаю необходимым установлении факторов и действий, которые являют собой фундаментальными ценностями национальной безопасности: во-первых, в сфере независимости таковыми являются: обеспечение конституционного строя, нормальной и эффективной деятельности системы государственного управления, обеспечение фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, упрочение рыночных отношений, стимулирование нацеленных на экспорт секторов экономики, а также обеспечение и защита надёжной работы инфраструктур энергетики, транспорта и связи; во-вторых, в сфере безопасности государства таковыми являются:повышение боеспособности Вооружённых Сил республики Армения, повышение эффективности деятельности служб безопасности и правоохранительных органов, участие в международной борьбе с преступностью,  с распространением оружия, наркотиков и контрафактных лекарственных средств, торговли людьми, производства и импорта некачественных продовольственных товаров, формирование благоприятной окружающей среды для жизнедеятельности населения, эффективное использование природных ресурсов, надёжное прогнозирование, предотвращение и нейтрализация природных и техногенных опасностей, обеспечение безопасности, надежности и устойчивости градостроительных систем; в-третьих, в сфере международной безопасности это упрочение международного авторитета Республики Армения, установление стабильного мирного состояния мира в регионе; в четвертых, в сфере благосостояния таковыми являются: борьба с бедностью, осуществление социальной политики, разработка эффективной научно-образовательной политики, развитие эффективной системы здравоохранения в соответствии с высшими международными стандартами.

Центральной и первостепенной задачей национальной безопасности Армении является урегулирование карабахского конфликта. В конце 20-го века с трудом установив свою независимость, Республика Армения всё ещё сохраняет особенности трансформации, присущие переходному периоду, которыми обусловлены основные внутренние угрозы. В тот же период на территориях, прилегающих к Армении, возникли внутрирегиональные и внерегиональные угрозы безопасности. Внутрирегиональные угрозы преимущественно обусловлены существующими в регионе межнациональными конфликтами, вооружёнными столкновениями. Внерегиональные угрозы в основном исходят от пересечения в регионе интересов всех основных центров силы. Угрозы, направленные против национальной безопасности, – это явления, действия и бездействие, направленные против существования государства, общества, семьи и личности, подрывающие их устои или представляющие для них потенциальную опасность. Такие угрозы могут возникнуть внутри страны (внутренние угрозы) и за пределами страны (внешние угрозы).

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Важнейшим приоритетом для обеспечения стабильного долгосрочного экономического роста государства является принятие стратегии развития. В этом вопросе важное место занимает проблема правильного выбора соответствующих политик и институтов, которые должны обеспечить достижение поставленной основной цели – развитие за максимально короткое время.

Экономический рост означает постоянное расширение емкости внутреннего рынка государства. Существуют две модели расширения внутреннего рынка – европейская и азиатская. Европейская модель основана на экономической и политической интеграции стран в определенной степени в единую структуру со свободным доступом на рынки других стран без ограничения движения товаров и капиталов, а в настоящее время и с единой валютной системой. Азиатская модель построена на принципе самостоятельного “догоняющего” развития, в которой основным фактором расширения емкости внутренних рынков выступает экономический рост, основанный на экспорте.

Интеграция позволит усвоить те ценности, формы осуществления  и организации бизнеса, этику  и дисциплинированность которая присуща западной цивилизации. Это в свою очередь позволит сократить коррупцию, улучшить государственное и корпоративное управление.  
   Интеграция в наднациональные структуры помогает нейтрализовать фактор ограниченности внутренних рынков, увеличивает возможности импорта и использования знаний и технологий и, тем самым, и возможности собственного производства конкурентоспособных знаний и технологий. Чем выше степень интеграции, тем больше выгоды, которые страна может получить от интеграции в такие структуры. Наибольшие успехи достигаются в тех интеграционных структурах, где объединены либо развитые страны, либо развитые страны интегрированные вместе с менее развитыми. Опыт так же показывает, что интеграция слаборазвитых стран только между собой не приносит ощутимых результатов, поскольку отсутствует эффект распространения знаний и технологий и передовой культуры производства, носителями которых являются развитые страны. Для эффективной интеграции необходимо так же отсутствие подавляющего преимущества одной из стран, поскольку основные страны лишены эффективного механизма воздействия на механизмы принятия таких решений, даже если такие механизмы предусмотрены в интеграционной структуре. Другим важным условием является приоритет экономических целей над политическими, т.е. усилие экономического могущества должно вести к росту политического влияния, а не наоборот. Интеграция с более развитыми странами имеет также определенные негативные последствия – необходимость осуществления серьезных и болезненных структурных и финансовых преобразований, заведомая неконкурентоспособность целых отраслей, увеличение структурной безработицы, проблемы сельского хозяйства и т.д. Однако, все это, по нашему мнению с лихвой компенсируется преимуществами интеграции.  
     С точки зрения экономической интеграции Армения, по нашему мнению, не является членом в интеграционных структур. Членство в СНГ, которое еще не сформировалась как эффективная структура экономической интеграции, обусловлено в основном, политическими мотивами и стратегическим партнерством С Россией, которая является крупнейшим экономическим партнером Армении, что с другой стороны обусловливает одностороннюю зависимость от России в качестве крупнейшего поставщика энергетических ресурсов. Экономические связи с другими странами СНГ не являются определяющими и критическими для развития. Черноморский союз, в котором предполагает доминировать Турция, тоже нельзя считать организацией экономической кооперации, т.к. неясны цели интеграции, а сама Турция долгое время стремится в ЕС, где сосредоточены основные экономические интересы.2  
   Предполагаемые региональные союзы, членом которых может быть Армения, В частности Южно-Кавказский, не может быть образован до окончательного решения Карабахского конфликта. Даже в случае образования такого союза он не решает проблемы узости внутреннего рынка (суммарное население трех стран – около 15 миллионов человек - столько сколько в Голландии, суммарный ВВП – меньше 10 миллиардов долларов, т.е. в 30 раз меньше чем в Голландии) и не позволяет развиваться за счет внутреннего трансферта знаний и технологий по причине отсутствия таковых в указанных странах. Возможности двух- трех- или четырехсторонних коалиций или осей типа Иран-Армения, Россия – Армения - Иран носят, по нашему мнению чисто теоретический характер, а в случае с Ираном вряд ли возможны вследствие резко выраженных культурных и конфессиональных различий.  
    Основной задачей проблемы выбора новой стратегии развития является следующее – на основе какой модели возможно более быстрое достижение стратегической цели развития – на основе самостоятельного развития с приоритетом двухсторонних связей или путем интеграции в экономические и политические союзы с определенной потерей самостоятельности при принятии финансовых, экономических политических решений. Этот вопрос, являясь по сути важнейшим стратегическим вопросом, требует всестороннего обоснования, чему и должна быть в определенной степени посвящена сама работа по определению стратегии развития.  
   Следующим шагом может быть выбор модели – в одиночку или в некоторой системе экономической интеграции.

Третий шаг  – выбор механизмов и институтов экономической и прочей политики, которые должны обеспечить достижение стратегических целей. Выбор самостоятельного пути ставит несколько задач, которые  должны быть решены – очевидно это – смена типа развития на развитие, обусловленное ростом экспорта, внедрение и развитие системы производства знаний и технологий, привлечение инвестиций и транснациональных корпораций е условиях жесточайшей конкуренции, определение стратегических партнеров и установление надежных двусторонних отношений с ними, в конце концов поиск своей ниши в мире, ее занятие и укрепление. Для малой бедной страны принцип опоры на свои силы в условиях невозможности влияния на процессы, происходящие в мире и невозможности их надежного прогнозирования создает большую вероятность не достижения стратегических целей, что и доказывается мировым опытом – случаев удачи в стратегиях выхода в число развитых стран во много раз меньше, чем случаев неудач, в том числе и среди стран, которые обладали не худшими стартовыми возможностями, чем Армения. мира3.  
    Путь интеграции, существенно сокращая возможности самостоятельного решения сложнейших проблем ставит задачу обеспечения соответствия целей развития и соответствующей политики требованиям интеграционной структуры, минимизируя с этой точки зрения возможность выбора неудачной политики.

В настоящее и предвидимое в  достаточно далеком будущем время  единственной такой структурой является Европейский Союз, в который явно или неявно стремятся все переходные страны Европы и Европейской часто бывшего Советского Союза за исключением России (чрезмерно большая величина, статус бывшей сверхдержавы и возможный статус будущей сверхдержавы, т.е. неэкономическая мотивация принятия решений) и Белоруссии по известным причинам. С другой стороны ЕС является открытой структурой для тех Европейских стран, которые соответствуют критериям вступления, которые известны. В четвертых вступление в ЕС можно уверенно считать реализацией стратегической цели – выхода страны в развитый мир. После этого политика и тост будут определяться уже общей политикой ЕС и учитывая его огромную критическую массу (суммарный ВВП наибольший в мире) возможности ошибок и кризисов становятся минимальными. Выбор такой модели имеет также определенные риски. В предвидимом будущем таких рисков два – прекращение роста ЕС за счет приема новых членов и отказ в приеме Армении по различным, в том числе внеэкономическим соображениям. В настоящее время, судя по политике и официальным заявлениям ЕС такие риски минимальны, что не исключает их появления в будущем. Однако и в этом случае, учитывая уровень экспертизы и обоснования решений в ЕС следование этим рекомендациям менее рискованно, чем принятие самостоятельных решений. С другой стороны, в качестве компромисса или временного решения возможны и варианты ассоциированного членства, таможенного союза (как в случае с Турцией) и т. д., которые могут быть рассмотрены при возникновении указанных рисков4
    Таким образом, модель развития основанная на объявлении желания страны о вхождении в ЕС как основы долгосрочной стратегии развития и выбор политики, которые обеспечивают удовлетворение требований о вступлении в ЕС и достижение этих требований является по нашему мнению более предпочтительной альтернативой стратегии развития, чем принцип самостоятельного развития на основе приоритета двухсторонних связей.   

3.РАЗВИТИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

На данный момент на рынке недвижимости Армении ничего, что стоило бы внимания не происходит. Сдвиги в любом случае начнутся в том случае, если произойдет хоть какое-либо изменение в сферах малого и среднего бизнеса, который безусловно на данный момент нуждается в поддержке.  Ситуацию на рынке недвижимости на протяжении 9 месяцев 2010 года можно определить как стабильную Определенное содействие развитию было оказано на государственном уровне, предпринимались попытки поддержать развитие ипотеки, также было доведено до логического завершения оказанное ранее содействие компаниям-застройщикам. Это наряду с поддержкой ипотеки и замораживанием кризиса создало основу для сохранения рынка.

Если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем пассивным  состоянием сферы, которая наблюдалась  на пике кризиса, то, конечно, рост есть, но если сравнивать положение с благоприятным для строительства докризисным периодом, то роста нет. Тенденция ни роста, ни спада на рынке сохраняется на всем протяжении 2010 года. На сегодня нет оснований для спада цен на недвижимость, поскольку не прослеживается снижения цен на строительные материалы, тем более что недавно цены уже достигли своего дна.

Нам необходимо развитие малого и среднего предпринимательства, чтобы малый бизнес вырос в  средний, а средний перерос в  крупный. Этот путь необходимо пройти, и не думаю, что без государственной  поддержки, путем саморегулирования, эту задачу можно будет решить. Здесь необходимы и законодательные изменения, и изменения в образе мышления, и пересмотр государственной стратегии.

В стране следует  разработать долгосрочную стратегическую программу развития рынка недвижимости, ведь имеющиеся программы не нацелены на долгосрочную перспективу, они решают кратковременные вопросы, а для инвесторов крайне важно наличие долгосрочных инвестиционных программ.

Что касается прогноза развития рынка, то с уверенностью можно утверждать, что прогноз оптимистический, ведь стабильное положение рынка не может длиться вечно. Рынок должен либо расти, либо будет происходить спад. Рынок и цены не могут на протяжении многих лет быть стабильными, они должны изменяться. Помимо негативного воздействия кризиса, есть также положительные моменты. Положительным то, что трудности привели к созданию брендов на рынке. Для развития ипотеки в Армении должны быть облегчены условия предоставления кредитов и смягчены требования к заемщикам.

В Армении в нынешних условиях должны предоставляться более рисковые кредиты, в частности, молодым семьям. От этого выиграет общество, оказавшись в более стабильном положении.  Понимаю, что строгий контроль за рисками придает стабильность банковской системе, но от этой излишней стабильности не выигрывает общество, рынок не развивается. Необходимо, чтобы риски возросли, чтобы более широкие массы смогли получить кредиты.

Информация о работе Долгосрочная стратегия развития РА