Долларизация: причины и предпосылки, понятие, виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Термин «долларизация» упрощенно означает использование каким-либо государством любой иностранной валюты. Часто под долларизацией ошибочно понимают замену национальной валюты только долларом США. Однако на самом деле данная проблема столь же актуальна как для стран, использующих американский доллар, например Эквадор, так и для любой другой страны, скажем, в Восточной Европе, которая изучает возможность принятия впоследствии евро.

Файлы: 1 файл

долларизация.docx

— 103.06 Кб (Скачать файл)

1 Долларизация: причины и предпосылки, понятие, виды, последствия

 

 

Термин «долларизация» упрощенно означает использование каким-либо государством любой иностранной валюты. Часто под долларизацией ошибочно понимают замену национальной валюты только долларом США. Однако на самом деле данная проблема столь же актуальна как для стран, использующих американский доллар, например Эквадор, так и для любой другой страны, скажем, в Восточной Европе, которая изучает возможность принятия впоследствии евро.

Долларизация в той или иной степени коснулась в основном развивающихся стран и стран с переходной экономикой, большинство из которых имеют, по крайней мере, определенную неофициальную долларизацию. Резиденты этих стран уже хранят свои финансовые активы в иностранной валюте. В странах с высокой инфляцией доллар или иная твердая валюта уже могут широко применяться в повседневных сделках наряду с национальной валютой.

Основной причиной замещения  национальной валюты является наличие  высоких рисков осуществления трансакций и/или флуктуация стоимости, что  приводит к потере населением доверия  к внутренней валюте и поиску более  стабильного субститута. Можно выделить основные макроэкономические, институциональные и политические предпосылки, которые могут вызвать отказ от использования национальной валюты.

Макроэкономические предпосылки

  • Высокая и волатильная инфляция. Высокие темпы инфляции и неопределенность в отношении будущих цен снижает спрос населения на обесценивающуюся национальную валюту, в то время как спрос на более надежную иностранную валюту растет. Другими словами, когда покупательная способность национальных денег падает относительно стабильных иностранных, то доля иностранной валюты в финансовом обороте имеет тенденцию к увеличению. Вполне ожидаемо, что не только резиденты данной страны будут избегать собственную инфлирующую валюту, но и иностранные инвесторы также неохотно будут соглашаться давать в ссуду деньги в валюте переходной экономики, что ведет к замещению обязательств.
  • Инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания приводят к тому, что банки повышают ставки по кредитам в национальной валюте, вследствие чего предприятия предпочитают кредиты в иностранной валюте, чтобы не платить высокие проценты.
  • Темпы падения валютного курса – еще один параметр доходности инструментов в иностранной валюте. Поэтому чем выше темпы внешнего обесценения национальной валюты, тем большей должна быть степень долларизации. Помимо собственно темпов падения на долларизацию влияет волатильность валютного курса, поскольку увеличение вариации ограничивает страховые преимущества долларовых активов.  Кроме того, существует статистический эффект воздействия динамики валютного курса на степень долларизации. Для целей сопоставимости депозиты в иностранной валюте учитываются в денежной массе в широком смысле с помощью пересчета по обменному курсу в национальную валюту. При резких изменениях курса динамика показателей денежной сферы, выраженных в национальной валюте, как правило, запаздывает, в то время как объем депозитов в иностранной валюте пересчитывается автоматически.
  • Девальвация валюты. Неожиданная девальвация приводит к потери доверия населения к внутренней денежной единице. Вследствие этого население старается избавиться от обесценивающейся валюты.
  • Высокая доля импорта и экспорта в ВВП. Отслеживание изменений внешнеторгового оборота, экспорта, притока иностранного капитала и других показателей позволяет определить динамику предложения иностранной валюты. Так, активный приток иностранных инвестиций   и платежи, полученные государством от экспортных операций, способствуют увеличению доли иностранной валюты в общем объеме денежной массы. Кроме того, иностранная валюта требуется для оплаты импорта, поэтому при росте спроса на импорт растет спрос и на средства в иностранной валюте, хранящиеся на счетах предприятий. Это явление отражается статистически, хотя не представляет собой часть процесса долларизации.
  • Реальные ставки процента по депозитам в национальной валюте. Учитывая, что долларизация во многом представляет собой портфельное решение, особенно в той части, которая измеряется объемом депозитов в иностранной валюте, представляется логичным для объяснения ее динамики воспользоваться нормой доходности инструментов в иностранной валюте. Относительно наличной национальной валюты, норму доходности которой можно принять равной нулю, норма доходности наличной иностранной валюты равняется темпу падения курса национальной валюты, а депозитов в иностранной валюте – суммарному значению ставки процента по ним и темпу падения курса.
  • Дефицит государственного бюджета. Одним из распространенных способов финансирования государственного бюджета в переходных экономиках (помимо монетизации) является заимствования в иностранной валюте, что также порождает тенденцию к уменьшению доли национальной валюты в общей денежной массе, т.к. впоследствии государство продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
  • Хрупкая банковская система. В случае потери сбережений на банковских счетах население стремится заместить вложения в национальной валюте иностранной валютой.
  • Отсутствие  развитых финансовых рынков. В некоторых странах отсутствие  развитых финансовых рынков для поддержания ликвидного рынка индексированных инструментов и обеспечения простоты, прозрачности и надежности денежных инструментов может склонить чашу весов в сторону долларизации.

Институциональные предпосылки

  • Слабость институциональной базы кредитно-денежной системы. Отсутствие опыта проведения самостоятельной денежно-кредитной политики национальными монетарными институтами или их неразвитость снижает стабильность в монетарной сфере, вследствие чего, население теряет доверие к национальной валюте.
  • Рост теневой экономики, уход от налогообложения, контрабандная деятельность. Уклонение от налогов, торговля наркотиками, контрабанда и другие нелегальные действия являются источниками спроса на твердую иностранную валюту.
  • Статус переходной экономики («original sin»). Вне зависимости от проводимой политики и качества институтов, для потенциальных инвесторов страны с переходной экономикой объединены в группу риска, это страны с «первородным грехом». Они с осторожностью рассматривают возможность кредитования этих стран в их национальной валюте.

Политические предпосылки

  • Политические риски. Политическая нестабильность в стране (частая смена правительства и законодательства, отсутствие последовательной стратегии развития государства и пр.) вынуждает население искать стабильность в иностранной валюте.
  • Общественно-политические цели страны. Решение властей о проведении официальной долларизации  зависит не только от количественной оценки экономических выгод и издержек, но также и от национальных ориентиров.

В зависимости от придания правительством государства легального статуса иностранной валюте выделяют следующие виды долларизации:

1. Официальная или полная долларизация—законодательно оформленное признание правительством государства исключительного или приоритетного статуса иностранной валюты в качестве законного платежного средства по отношению к национальной валюте. Как правило, в случае официальной долларизации страна не обладает национальными банкнотами и монетами.

2. Полуофициальная долларизация — долларизация, определяемая бивалютной системой, где по методике МВФ иностранная валюта является вторым легальным средством платежа, т. е. существует параллельное денежное обращение. Это означает, что иностранная валюта может широко использоваться в экономике, но она обязательно выступает второстепенным платёжным средством по отношению к национальной валюте. На практике иностранная денежная единица превалирует как валюта банковских вкладов, однако заработная плата, налоги и повседневные расходы котируются только в национальной валюте. В отличие от официально долларизированных стран в бивалютных системах продолжает действовать внутренний центральный банк (или другой тип денежных властей) и остаётся возможность проведения национальной денежно-кредитной политики.

3. Неофициальная долларизация — долларизация, носящая теневой характер, свойственна не только большинству развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но отчасти и развитым странам. В случае неофициальной долларизации национальная валюта используется, в основном, для совершения небольших сделок и официальных платежей (налоги, сборы, пошлины и т.д.), в то время как иностранная валюта играет ключевую роль в проведении крупных операций и накоплении сбережений.

Неофициальная долларизация также называется частичной, или  фактической, что означает, что в  случае неофициальной долларизации иностранная валюта частично замещает функции национальной. Ключевое отличие  неофициальной долларизации от полуофициальной  заключается в отсутствии законодательно закрепленного статуса иностранной  валюты в качестве другого легального платежного средства. В случае неофициальной  долларизации речь идет о фактическом (экономическом) вытеснении национальной валюты иностранной.

Таким образом, замещение иностранной валютой национальной может происходить де-юре, т.е. с наделением иностранной валюты юридическим статусом, либо де-факто, т.е. неофициально, без предоставления статуса иностранной валюте. Поэтому термин «долларизация» в экономической литературе имеет два содержания: юридическое и экономическое. Эти два аспекта означают, что под термином «долларизация» понимаются два разных явления:

1) наделение иностранной валюты особым статусом официального законного платежного средства;

2) экономическое вытеснение национальной валюты иностранной (замещение иностранной валютой функций национальной).

При этом в первом случае речь идет только об официальной или полуофициальной долларизации. Экономическое же вытеснение национальной валюты иностранной будет иметь место как в случае официальной или полуофициальной долларизации, так и в случае неофициального замещения национальной валюты.

Более наглядно различия между  юридической и экономической  долларизацией представлены в таблице 1.

 

Таблица 1- Долларизация по экономическим  и юридическим признакам

Долларизация

Типы по экономическим  признакам

Типы по юридическим  признакам

долларизация сбережений физических лиц

Нелегальная

долларизация наличных расчетов между физическими лицами

долларизация  банковских депозитов

использование долларов США  в денежных операциях резидентов на внутреннем рынке при сохранении национальной валюты в качестве законного  платежного средства

долларизация активов  и обязательств юридических лиц

параллельное обращение  национальной валюты и долларов США  в качестве законных платежных средств

долларизация безналичных  расчетов юридических лиц в национальной экономике

использование доллара США  в качестве единственного законного  платежного средства в национальной экономике


 

Истиочник-

 

Основной акцент в экономическом содержании процесса долларизации делается именно на замещении иностранной валютой функций национальной. Речь идет о трех основных функциях денег: меры стоимости, средства обращения и средства накопления.

В зависимости от функции, которая замещается выделяют 3 вида долларизации:

1. Долларизация платежей — иностранная валюта используется главным образом как платежное средство. По мере того как инфляция быстро набирает темпы, становится неудобным фиксировать цены в национальной валюте с большим количеством нулей. Цены начинают представлять в долларах или других стабильных валютах. Тем самым иностранная валюта приобретает функцию меры стоимости. Население начинают оплачивать товары и услуги в иностранной валюте, в результате чего она становится и средством обращения. Наличная иностранная валюта может поступать в страну по нескольким Наличная иностранная валюта может поступать в страну по нескольким основным каналам:

• ввозиться уполномоченными  коммерческими банками (обладающими  лицензией на проведение операций с валютными ценностями), которые получают ее в зарубежных центральных банках через снятие соответствующих сумм со своих счетов в иностранных банках;

• перевозиться туристами, экипажами транспортных средств (самолетов или судов), командировочными;

• снятие наличной валюты со счетов компаний и организаций под  видом выплаты командировочных расходов, премий, бонусов и т.п.;

• оплата наличными средствами контрабанды наркотиков, оружия и  пр.;

• перевод наличной валюты из-за рубежа работающими там гражданами данной страны;

• перевод наличных средств  на личные счета за счет фиктивных контрактов, занижения стоимости экспорта, завышения стоимости импорта или использования отличного от официального валютного курса.

 2. Финансовая долларизация — резиденты страны владеют финансовыми активами в иностранной валюте, т.е. происходит замещение функции средства накоплений. Чтобы обезопасить свои сбережения в национальной валюте от обесценения, экономические агенты начинают их конвертировать в иностранную валюту и приобретать иностранные финансовые активы. Кроме того, если страновые риски (например, опасность конфискации и национализации) достаточно велики, резиденты предпочитают держать иностранные неденежные активы не на родине, а за рубежом.

3. Валютная долларизация— резиденты могут также начать открывать краткосрочные валютные депозиты во внутренней банковской системе, если это разрешено властями (также замещается функция средства накоплений).

4. Режим валютного управления (РВУ) - является особым типом денежно-кредитной политики, которая базируется на жестких правилах и предусматривает добровольный отказ государства от активного монетарного воздействия на экономику. Режим валютного регулирования включает определенное ограничение или прекращение функций Центрального банка.  В наиболее общем виде механизм РВУ можно охарактеризовать следующим образом:

  • создается специальный орган, Валютный Совет, 
    отвечающий за проведение денежной эмиссии в стране. Валютный Совет обладает валютными активами, включающими внешние резервы страны (в иностранной валюте и/или золоте). Функции Валютного Совета может выполнять Центральный банк;
  • эмиссионные возможности Валютного Совета ограничены на законодательном уровне. Любая эмиссия должна быть обеспечена валютными активами, которые должны соответствовать установленной доле национальной денежной массы;
  • законодательно фиксируется курс национальной валюты к выбранной резервной валюте.

5. реальная долларизация — цены и/или заработная плата устанавливается в иностранной валюте (замещается функция меры стоимости).

Таким образом, анализ долларизации сквозь призму функций денег предполагает, что в  процессе долларизации экономики суверенных государств проходят следующие этапы:

 

Рис 1 Этапы долларизации

 

Источник -

 

 Однако на практике замещение функции меры стоимости количественно измерить крайне сложно. Теоретически это можно было бы сделать следующим образом: собрать данные о ценообразовании по всем товарам и услугам, затем рассчитать долю цен, которые устанавливаются в иностранной валюте. Однако этот показатель будет иметь два недостатка. Во-первых, рассчитанный показатель будет не совсем корректным. Формально цены могут устанавливаться в национальной валюте, но регулярно пересматриваться в зависимости от изменения обменного курса. Аналогичное условие может включаться в контракты на аренду, на услуги и др. В этом случае фактически имеет место установление цен в иностранной валюте. Поэтому реальный уровень замещения функции меры стоимости рассчитать практически невозможно.

Во-вторых, этот показатель невозможно будет просуммировать с показателями уровня замещения функции накоплений и функции обращения. Последние два показателя (доля сбережений в иностранной валюте и доля иностранной валюты в обращении) представляют собой доли от стоимостных величин: от сбережений и от наличной денежной массы. А показатель уровня замещения функции меры стоимости (доля цен, установленных в иностранной валюте) является долей от нестоимостной величины (от количества цен). Поэтому показатель уровня замещения функции меры стоимости просуммировать с показателями уровня замещения функции накоплений и функции обращения нельзя.

Информация о работе Долларизация: причины и предпосылки, понятие, виды, последствия