Доминирующая фирма на отраслевом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, реферат

Описание работы

Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.
Рынок с доминирующей фирмой считается одной из основных рыночных структур и широко исследуется в теории. На практике доминирование признается, если доминирующая фирма контролирует от 50% до 90% рынка.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

Теория и модели поведения доминирующей фирмы в  отрасли.

1.1 Доминирующая фирма на отраслевом рынке.

Фирма является доминирующей, если она  способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению  с конкурентами, что проявляется  в ее высокой доли рынка.

Рынок с доминирующей фирмой считается одной из основных рыночных структур и широко исследуется  в теории. На практике доминирование  признается, если доминирующая фирма  контролирует от 50% до 90% рынка. Существует альтернативная точка зрения, что  доминирование следует определять в зависимости от возможности  получения стратегических преимуществ  за счет конкурентов, а высокая доля рынка – лишь одно из следствий  стратегического поведения доминирующей фирмы. Такое определение трудно использовать, поскольку стратегические преимущества сложно оценить как  на перспективу, так и по факту. Кроме  того, фирмы, отнюдь не являющиеся доминирующими, также стремятся получить стратегические преимущества за счет своих конкурентов. С другой стороны, высокая рыночная доля не является следствием только стратегического  поведения. В итоге теория отраслевых рынков в основном придерживается определения  доминирования в зависимости  от контролируемой доли рынка.

История развития отраслевых рынков в США и Западной Европе показывает, что на практике рынок с доминирующей фирмой встречается  не столь часто, поскольку большую  долю рынка трудно получить, а затем  удерживать. Однако фирмы, которым это  удалось, успешно функционируют  в течение многих лет. Такие фирмы, как Kodak, Microsoft, IBM, DeBeers,- примеры ярко выраженного доминирования в отдельные периоды времени.

В теории наиболее широко рассматриваются модели доминирующей фирмы с конкурентным окружением. Существуют попытки моделирования  как ценового, так и неценового стратегического поведения доминирующей фирмы. При этом фирма называется доминирующей, если она одна устанавливает  цену на рынке, где помимо нее функционируют  фирмы меньшего размера, которые  согласны работать при данной цене. Меньшие фирмы, работающие на рынке  при цене, заданной доминирующей фирмой, называются конкурентным окружением. Каждая фирма конкурентного окружения  в отличие от доминирующей фирмы  имеет малую долю рынка, хотя в  совокупности фирмы конкурентного  окружения могут иметь значительную долю рынка.

Существуют, по крайней мере, три причины возникновения  рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением. Во-первых, доминирующая фирма  может иметь более низкие издержки, чем фирмы из конкурентного окружения  в силу следующих обстоятельств:

  • за счет технологических преимуществ, которые могут быть закреплены патентом;
  • за счет обучения опытом, если доминирующая фирма раньше появилась на рынке;
  • за счет экономии на масштабе производства, если доминирующая фирма смогла закрепить за собой значительную долю рынка;
  • за счет льгот, предоставляемых государственными службами, например, для фирм, представляющих на рынки новые товары или услуги.

Во-вторых, доминирующая фирма может  предлагать на рынок торговую марку, которая предпочтительнее для потребителей, чем продукция фирм конкурентного  окружения. Преимущество может быть достигнуто за счет репутации, полученной за долгое время работы на рынке  или в результате рекламной кампании. В-третьих, несколько фирм могут  согласовать совместную деятельность и стать доминирующей фирмой на рынке, в частности, это может быть картель, доминирующий на рынке.

Таким образом, возможность появления и устойчивость функционирования доминирующей фирмы  определяются, главным образом, двумя  факторами: процессами слияния (поглощения) и инновационными процессами в отрасли. Монопольные доходы доминирующей фирмы  привлекают конкурентов, один из которых  может со временем вытеснить доминирующую фирму за счет внедрения новых  технологий и новых продуктов. В  практике функционирования отраслей и  рынков можно наблюдать следующий  цикличный процесс: «нововведения доминирование монопольный доход стимулирование инноваций доминирование монопольный доход …», который исследуется в динамических моделях рынков с доминирующей фирмой.

Одна из базовых  моделей – это модель доминирующей фирмы с конкурентным окружением, которую часто называют губительной  для доминирующей фирмы, поскольку  пассивность доминирующей фирмы  может привести к ее вытеснению с  рынка. В модели доминирующая фирма  устанавливает цену, максимизируя свою прибыль на основе полной информации о рыночном спросе, о функции предложения конкурентного окружения и, естественно, о собственных издержках производства. Фирмы конкурентного окружения максимизируют прибыль в краткосрочном периоде при цене, предложенной доминирующей фирмой.

Доминирующая  фирма может ограничить свой выпуск, чтобы повысить цену. Но при этом увеличится выпуск фирм конкурентного  окружения, поскольку с ростом цены их функция предложения возрастает. В результате объем предложения  товара на рынке будет выше, чем  ожидала доминирующая фирма, а рыночная цена будет ниже монопольной. Таким  образом, при разработке стратегии  своего поведения доминирующая фирма  должна учитывать реакцию фирм конкурентного  окружения.

Если доминирующая фирма не может управлять поведением фирм конкурентного окружения, то она  должна позволить им выпускать столько  продукции, сколько им выгодно при  данной цене. Так обосновывается одна из предпосылок базовой модели. Если цена не будет слишком высока, то фирмы конкурентного окружения  не смогут покрыть весь рыночный спрос. Следовательно, доминирующая фирма  сможет действовать как монополист на остаточном спросе. Таким образом, оптимальное решение для доминирующей фирмы определяется в два этапа. Сначала следует найти функцию  остаточного спроса, а затем решить задачу монополиста на остаточном спросе.

Сила позиции  доминирующей фирмы и тип равновесия на рынке, прежде всего, зависят от соотношения  издержек производства доминирующей фирмы  и фирм конкурентного окружения. Это можно проиллюстрировать  на конкретных примерах решения базовой  модели. Чтобы сконцентрировать внимание на анализе издержек производства, будем во всех примерах рассматривать  одинаковые условия спроса. Кроме  того, для простоты зафиксируем издержки фирм конкурентного окружения, а  варьировать будем издержки доминирующей фирмы.

 

Что необходимо, чтобы стать доминирующей фирмой на рынке: 

Во-первых, фирма должна обладать преимуществами в издержках. То есть издержки доминирующей фирмы на единицу продукции значительно ниже, чем у конкурентов. Это возможно, если: а) фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент); б) фирма в большей степени, чем конкуренты, способна усваивать и использовать накопленный опыт; в) фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства. 
Во-вторых, фирма может выпускать продукт более высокого качества.  
В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия.

Модель  поведения ценового лидера на рынке  основана на следующих предпосылках: 
1)на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу  более низких издержек производства; 

2)фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы, т.е являются «ценно-получателями» - соглашаются с ее ценой; 

3)число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли;

4)доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса; 

5)доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

 

Выделяют  четыре типа отраслей по высоте и эффективности  барьеров входа: 
 
1)Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках с свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.        2)Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политик получения прибыли в краткосрочном периоде.       3)Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.             4)Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью заблокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

1.2 Понятие и сущность доминирующей фирмы 

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками  рыночных отношений за лучшие условия  производства, продажи и купли  товаров. Производители (продавцы) товаров  стремятся как можно дешевле  их произвести и как можно дороже продать, наемные работники —  получить большую зарплату, потребители  — купить товары качественнее и  дешевле. В столкновении этих разнонаправленных  интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. 
   Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды. Для возникновения конкуренции необходимы следующие предпосылки: 
   • наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок; 
   • отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых); 
   • доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли. 
   Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются: 
   • совокупность условий экономического, юридического, социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товара, уровня обслуживания; 
   • численность поставщиков и их способность диктовать свои условия; 
   • конкуренция внутри отрасли между существующими фирмами; 
   • появление на рынке новых торговых предприятий.

Конкуренция — живительная сила рыночной экономики — служит мощным стимулятором роста производства и  повышения его эффективности. Благодаря  ей существует множество товаров  и возможностей выбора для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможной  договоренности бизнесменов о рынках сбыта и ценообразовании, в результате которой возникает своего рода враг конкуренции — монополия. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта. Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т. д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать решающего влияния на условия реализации товаров. 

Монополистическая (несовершенная) конкуренция  характеризуется тем, что монополии  имеют возможность влиять на условия  реализации товаров. 
   Монополия — это рыночное господство одного продавца, любое господствующее положение одного лица (или группы лиц) в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают рыночное господство продавцов: одного — собственно монополия и нескольких — олигополия, а также рыночное господство покупателей: одного — монопсония и нескольких — олигопсония. 
   Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются: 
   - высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам — обычно свыше 35%); 
   - доминирующее (господствующее) положение этих фирм на рынке определенных товаров; 
   - установление монопольных цен — завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) — и получение благодаря этому сверхприбылей. 
   Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен. Монополист уменьшает закупки у поставщиков (например, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждает снижать цены.

Информация о работе Доминирующая фирма на отраслевом рынке