Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, реферат
Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.
Рынок с доминирующей фирмой считается одной из основных рыночных структур и широко исследуется в теории. На практике доминирование признается, если доминирующая фирма контролирует от 50% до 90% рынка.
1.3 Ценовое лидерство
доминирующей отрасли.
В рыночной экономике существуют рынки, на которых действует фирма-лидер (иначе - доминирующая фирма), имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену, и большое число конкурентных фирм-аутсайдеров. Как правило, доминирующая фирма обладает рыночной властью. Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка. Фирмы могут стать доминирующими на рынке в результате преимуществ в издержках, обладания более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент), экономии на масштабах производства. Модель ценового лидерства. Ценовое лидерство означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, выпускаемый отраслью, а фирмы-конкуренты либо следуют этой цене, либо устанавливают цену, ориентируясь на лидера. Поскольку доминирующая фирма позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначаемой ею цене, у фирм-конкурентов отсутствуют стимулы к назначению более низкой цены. Если фирмы-конкуренты назначают более высокую цену, то они теряют полностью рынок сбыта. Цена доминирующей фирмы может служить своего рода «ценовым зонтиком» для фирм-аутсайдеров: даже если качество их товаров несколько ниже, за счет доминирующей фирмы, ее репутации фирмы-конкуренты могут найти рынок сбыта для своих товаров. Подобную политику проводят, например, многие южнокорейские, тайваньские, гонконгские фирмы, которые выпускают продукцию под маркой известных западных фирм. Предпосылки модели ценового лидерства:
1)на рынке существует
одна крупная фирма, которая
становится доминирующей в
2) фирмы-аутсайдеры
3) число фирм в отрасли
не изменяется: фирмы не могут
входить или выходить из
4) доминирующая фирма
знает функцию рыночного
Особенности ценообразования доминирующей фирмы. Поскольку доминирующая фирма определяет цену, по которой продается товар на рынке, фирма сталкивается с относительно неэластичным остаточным спросом и, следовательно, может расширять объем продаж, только снижая цену. С другой стороны, при данной цене часть спроса удовлетворяют фирмы-аутсайдеры. В отношении остаточного спроса - разницы между рыночным спросом и предложением конкурентного окружения - доминирующая фирма будет действовать как монополист, выпуская такое количество товара, чтобы предельная выручка от его продажи равнялась предельным издержкам его производства.
При установлении лидером цены ниже минимума средних издержек типичной фирмы из конкурентного окружения фирмы-аутсайдеры покидают рынок и доминирующая фирма занимает монопольное положение: она сталкивается со всем спросом отрасли и ведет себя как типичная монополия. Влияние фирмы-лидера на фирмы-аутсайдеры.
Фирмы аутсайдеры, определяя объем продаж на рынке, максимизируют собственную прибыль. Поскольку они являются на рынке ценно-получателями, условием максимума прибыли для них служит равенство предельных издержек цене лидера, кривая индивидуального предложения совпадает с кривой предельных издержек при ценах свыше минимального значения средних переменных издержек.