Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение потребителей в рыночной экономике, анализ современного состояния домашних хозяйств в России.
Для реализации поставленной цели возникает необходимость решить в ходе работы следующие задачи:
• изучить понятия "домохозяйство";
• рассмотреть признаки и виды домохозяйства;

Содержание работы

Введение
Глава 1: Домашние хозяйства как субъекты рыночных отношений 6
1.1. Сущность и роль домашнего хозяйства в рыночной экономике 6
1.2. Финансы домашних хозяйств 9
Глава 2: Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике 15
2.1. Поведение потребителя в рыночной экономике 15
2.2. Финансовое положение современных российских домашних хозяйств 21
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что величина полезности одного блага зависит не только от количества его единиц, но и от количества других благ, которыми располагает потребитель. Поэтому предельная полезность должна определяться с учётом всех возможных использований всех благ.

Ситуация потребительского равновесия объясняется с помощью  законов Госсена. Первый закон Госсена гласит: "Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как без помех испытаем это удовольствие" [5]. Данный закон выражает принцип убывающей предельной полезности. Этот принцип состоит в том, что про потреблении какого-либо товара (при неизменном объёме потребления и постоянных ценах других благ) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает всё более медленно, так как полезность последующих единиц данного блага в одном непрерывном акте потребления сокращается вплоть до полного насыщения.

"Проблема количественной оценки полезности в экономической теории решалась в рамках кардиналистской и ординалистской теории полезности. Кардиналистская (количественная) теория полезности ( У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) исходит из того, что полезность различных благ соизмерима и ей можно дать количественную оценку; непосредственно - в некоторых гипотетических единицах, например "утилах", ил  косвенно - в уплаченных за эти блага денежных единицах. Данный подход не предусматривает возможности соизмерения, получаемых разными потребителями, объёмов благ" [5].

В противовес количественной теории стоит ординалистская (порядковая) теория полезности ( В. Парето, Дж. Хикс, Ф. Эджоурт, И. Фишер). Данный подход отрицает возможность непосредственного  измерения полезности каждого блага, так как полезность субъективна. Парето предложил совсем иначе анализировать поведение потребителя. Он отмечает, что когда индивид проявляет свои вкусы, делая тот или иной выбор, то это означает, что существует комбинация благ, в отношении которых у него нет оснований принимать решение и которые ему безразличны: ему, например, всё равно, потреблять 1 кг. хлеба и 1 л. вина, 1 кг. хлеба и 1,5 л. вина и другие сочетания. Все комбинации хлеба и вина, на которые может быть распространён тот или иной выбор, составляют серию безразличия, которая графически может быть представлена кривой безразличия. Тем самым от потребителя не требуется способности измерения полезности того или иного блага. а достаточно того, чтобы он был способен упорядочить все товарные наборы по степени их предпочтительности и выбрать наиболее предпочтительную альтернативу из всех доступных.

Рациональность поведения  потребителей в рыночной экономике  можно представить с помощью  кривых безразличия (рис. 2.3.)

Рисунок 2.3. Кривые безразличия.

 

Рассмотри два товара - одежда и питание. Существуют различные  комбинации количества этих двух товаров, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение. На рисунке 2.3. кривая Б есть кривая безразличия, а комбинации П1О1 и П2О2 дают потребителю одинаковый уровень полезности. Также на рисунке представлена более высокая (Г) и более низкая (А) кривые безразличия, нежели кривая Б. В этом случае говорят, что кривая Г имеет более высокий "уровень предпочтительности", чем кривая А.

Все кривые безразличия  образуют карту безразличия потребителя. Карта кривых безразличия представляет вкусы потребителя. Принимаемые  им решения  определяются сопоставлением предпочтений, выраженных картой кривых безразличий, с некоторыми экономическими данными, которые создают для него ограничения: его доход и цены продуктов. Для графического изображения бюджетного ограничения, то есть множества доступных потребителю товарных наборов, используется так называемая бюджетная линия (рис.2.4.)

"Бюджетная линия - это линия бюджетного ограничения, отражающая комбинации товарных наборов, которые могут быть приобретены при данном доходе"[5,с.64].


 

 

 

 

 

Рисунок 2.4. Бюджетная линия.

 

Цена всех товарных наборов, соответствующих точкам на бюджетной  линии, равны доходу потребителя, и поэтому эти товарные наборы доступны для него.

Потребитель должен купить комбинацию товаров А и В, которая  находится на бюджетной прямой. Если он купит комбинацию, находящуюся  ниже прямой АВ, то он плохо использует свой доход; комбинация, находящаяся выше прямой АВ, превышает его финансовые возможности. Поэтому потребитель будет искать лучшую для него комбинацию: это та комбинация, которая находится в точке, где прямая АВ соприкасается с кривой безразличия. На рис. 2.3.  эта выбранная комбинация указана точкой Е, то есть точкой, где прямая соприкасается с кривой безразличия В.

Точка Е есть равновесие (оптимум) потребителя, поскольку в  ней набор товаров  А и В  достигает наибольшего возможного уровня полезности при заданном бюджетном  ограничении.

2.2. Финансовое положение современных российских домашних хозяйств

Обследование бюджетов домашних хозяйств Федеральной Службой Государственной статистики проводится ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации и охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и за год в целом.

Единицей отбора является домашнее хозяйство.  
В выборку не включаются коллективные домашние хозяйства, состоящие из лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях. Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены.

Объективные статистические данные о росте реальных доходов  граждан подтверждаются результатами социологических опросов, предполагающих субъективную самооценку материального положения. "После 2000 г. стабильно снижается доля наименее обеспеченных групп населения" [18].

По данным за 2009 год, более 69 % денежных доходов граждане получают в качестве оплаты труда, около 14 % в виде социальных пособий, около 4 % как доходы от собственности (рис. 2.5.).

Рисунок 2.5. Структура денежных доходов  россиян в 2009 году, % к общим денежным доходам. Источник: Росстат.

 

Рост реальных располагаемых  доходов населения привёл к изменениям структуры расходов (рис. 2.6).

Рисунок 2.6. Структура  денежных расходов россиян в 2009 году, в % к общим денежным расходам.

 

Наблюдается существенное сокращение доли расходов на приобретение продуктов питания в общей  структуре потребительских расходов. Соответственно растёт доля расходов на покупку непродовольственных  товаров ( в том числе товаров  длительного пользования) и оплату услуг.

Фактическое конечное потребление  домашних хозяйств  включает их расходы  на покупку потребительских товаров  и услуг, а также стоимость  потребления товаров и услуг  в натуральной форме - произведенных  для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и другие), сбережения. Сбережения состоят из прироста (уменьшения) вкладов на счетах граждан, покупки иностранной валюты, расходов на приобретение ценных бумаг, недвижимости, изменения средств на счетах индивидуальных предпринимателей, задолженности по кредитам.

Потребительские расходы  домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.

Несмотря на общий  рост доходов населения, одной из основных проблем современной российской экономики остается огромный разрыв между богатыми и бедными. Общий рост реальных доходов населения сопровождается их растущей дифференциацией. Денежные доходы 10 % самых богатых россиян превосходят денежные доходы 10 % самых бедных более чем в 16,7 раз ( коэффициент фондов) [26].

"Главными проблемами развития современных российских домохозяйств считают проблемы относительно высокой доли бедных и относительно низкой доли средних слоёв" [18, с. 137].

 

 

Исходя из материала, рассмотренного во втором разделе работы стоит сделать вывод о том, что в своей экономической деятельности домохозяйство постоянно принимает решения относительно расходования собственных средств и выбора товаров. Потребители формируют спрос на товары и услуги. Процесс формирования спроса определяется как потребительское поведение. Также потребителю необходимо делать потребительский выбор - это выбор, которые максимизирует совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов. Существует два подходы к теории потребительского поведения - кардинализм и ординализм. Более распространены положения ординалистского подхода. Ординализм исходит из того, что  полезность количественно неизмерима, а инструментом анализа являются кривые безразличия и бюджетное ограничение.

По данным Федеральной  Службы государственной статистики реальные располагаемые доходы населения  в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились на 13 %. Как показывают ежегодные данные, основную часть доходов домохозяйств составляет заработная плата. Доля социальных выплат в структуре расходов возросла в целом на 0, 6%, доля доходов от собственности снизилась. Это может быть связано с расширением рынка недвижимости, увеличением объёмов ипотечного кредитования.

В структуре расходов наблюдается существенное сокращение доли расходов на приобретение продуктов  питания в общей структуре потребительских расходов. Соответственно растёт доля расходов на покупку непродовольственных товаров (в том числе товаров длительного пользования) и оплату услуг. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году возросло потребление товаров и услуг, но сократились расходы на обязательные платежи и недвижимость.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы было дано понятие домашнего хозяйства, рассмотрены признаки и виды домашнего хозяйства, финансы домохозяйств, уровень благосостояния, а также рассмотрено рациональное поведение потребителя.

Рассмотрев домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений, стоит сделать вывод что домохозяйства выступают не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества. В условиях рыночной экономики домохозяйства являются основными звеньями по формированию человеческого капитала.

Домашние хозяйства оказывают самое непосредственное влияние на экономику страны, но всё же влияние других субъектов рыночных отношений также велико и неоспоримо, и грамотное взаимодействие этих субъектов друг с другом положительно сказывается на экономике, а, следовательно и на уровне жизни населения.

Из вышеизложенного материала работы можно сделать следующие выводы: домохозяйство - это понятие более широкое, чем семья, так как оно принимает самостоятельные экономические решения. В последнее время повышается роль домашнего хозяйства в качестве самостоятельного субъекта экономических отношений. На основании изученной литературы стоит вывести более общее определение домашнего хозяйства. Домохозяйство - это одно лицо или группа нескольких лиц, совместно проживающих на одной территории, или на части какой-либо территории, и имеющих общий бюджет, а также принимающих совместные экономические решения.

Стоит сказать, что домохозяйства  обладают некоторыми признаками, отличающими последние от семьи. В домашнем хозяйстве могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые ресурсы. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне каких-либо финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними рыночными субъектами.

В своей экономической  деятельности домохозяйство постоянно  принимает решения относительно расходования собственных средств и выбора товаров. Потребители формируют спрос на товары и услуги. Процесс формирования спроса определяется как потребительское поведение. Также потребителю необходимо делать потребительский выбор - это выбор, которые максимизирует совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов. Существует два подходы к теории потребительского поведения - кардинализм и ординализм. Более распространены положения ординалистского подхода. Ординализм исходит из того, что  полезность количественно неизмерима, а инструментом анализа являются кривые безразличия и бюджетное ограничение.

По данным Федеральной  Службы государственной статистики реальные располагаемые доходы населения  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  увеличились на 13 %. Как показывают ежегодные данные, основную часть доходов домохозяйств составляет заработная плата. Доля социальных выплат в структуре расходов возросла в целом на 0, 6%, доля доходов от собственности снизилась. Это может быть связано с расширением рынка недвижимости, увеличением объёмов ипотечного кредитования.

В структуре расходов наблюдается существенное сокращение доли расходов на приобретение продуктов  питания в общей структуре  потребительских расходов. Соответственно растёт доля расходов на покупку непродовольственных товаров ( в том числе товаров длительного пользования) и оплату услуг. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году возросло потребление товаров и услуг, но сократились расходы на обязательные платежи и недвижимость. Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики.

Информация о работе Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике