Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:23, контрольная работа
Анализ практики заключения коллективных договоров и соглашений, накопленной профсоюзами за прошедшие годы, позволяет выработать единые подходы к срокам, требованиям и методам коллективных переговоров, согласованным действиям всех уровней профсоюзной структуры.
Основной смысл единой переговорной кампании заключается в реализации трех составляющих:
единых сроков;
единых требований;
единых действий.
Сегодня рассматривается вопрос не о целесообразности заключения соглашений и коллективного договоров на предприятиях, где имеется первичная профсоюзная организация, а об эффективности всей переговорной работы профсоюзов.
Анализ практики заключения коллективных договоров и соглашений, накопленной профсоюзами за прошедшие годы, позволяет выработать единые подходы к срокам, требованиям и методам коллективных переговоров, согласованным действиям всех уровней профсоюзной структуры.
Основной смысл единой переговорной кампании заключается в реализации трех составляющих:
единых сроков;
единых требований;
единых действий.
Система «Единая переговорная
кампания» не рассматривается как
нечто статичное. Уровень требований,
сроки ведения переговоров
О социальном партнерстве, как о признанном в цивилизованных странах мира механизме достижения оптимального баланса интересов работников, работодателей и общества в целом, посредством проведения взаимных консультаций, совместной выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в России заговорили более 10 лет назад.
В настоящее время социально-трудовые отношения, помимо законодательных норм, регулируются нормами и положениями около 140 отраслевых и региональных соглашений, более 175,5 тысяч коллективных договоров.
Сами цифры говорят
о признании профсоюзами социал
Эффективность двух-трехстороннего сотрудничества характеризуется не только наличием сторон (законодательно в качестве сторон партнерских отношений определены профсоюзы, работодатели, Правительство), но и готовностью всех трех сторон в полной мере следовать отношениям, основанным на принципах социального партнерства.
Государство в системе социального партнерства
Роль, которую возлагает на себя государство в такой период, крайне ощутима для партнеров, как для работодателей, так и для наемных работников, сколько бы не заявлялось об абсолютной самостоятельности участников диалога.
В соответствии с законодательством государство в системе социального партнерства представляют органы исполнительной власти, в функции которых входит:
формирование социальной и экономической политики;
гарантирование соблюдения законодательных норм, интересов населения и общества в целом.
Одновременно исполнительная власть осуществляет управление значительной частью государственной собственности и выступает в качестве работодателя в отношении государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Не менее важной функцией
исполнительной власти является развитие
и повышение эффективности
эффективная экономика;
социально устойчивое общество;
стабильное развитие человеческого потенциала страны.
Усилия, которые сегодня предпринимает исполнительная власть, для достижения этих целей, явно недостаточно.
Работодатели в системе социального партнерства
До настоящего времени не решена проблема представления предпринимателей в качестве работодателей в системе социального партнерства.
Понятие «работодатель»
непосредственно для
Становление социального
партнерства на уровне отраслей, регионов
происходит с одновременным, а часто
и запаздывающим, формированием
работодателей как стороны
В условиях низкого уровня стоимости рабочей силы в стране, наличия масштабной безработицы, возможности широкомасштабного использования незаконных трудовых отношений, многие работодатели не проявляют большой заинтересованности в объединении для регулирования своих отношений с государством и наемными работниками в регионах и отраслях.
Во многом под давлением
профсоюзов, созданы союзы
До настоящего времени в качестве объединений хозяйствующих субъектов, имеющих среди уставных целей регулирование трудовых отношений выступали:
- некоммерческие союзы и ассоциации промышленников и предпринимателей, действующие на федеральном, региональном и территориальном уровнях;
- российские акционерные
общества отраслевого
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ее региональные отделения;
- структуры органов исполнительной власти, осуществляющих функцию работодателя.
В составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторону работодателей представляет 26 объединений. Восемь из них являются российскими акционерными обществами, коммерческими ассоциациями отраслевого характера, остальные - некоммерческими объединениями. В составе комиссии есть и представители Торгово–промышленной палаты Российской Федерации.
В то же время объединение работодателей и их участие в системе социального партнерства остается одним из наиболее проблемных вопросов из-за:
недостаточной представительности в соответствующих объединениях;
легитимности самих объединений;
выступления в качестве стороны работодателей (на отраслевом уровне) министерств, не обладающих соответствующими функциями.
Сроки проведения переговорной кампании обусловлены:
нормами действующего законодательства;
сроком подготовки и принятия тех или иных законодательных и правовых документов как федерального, так и регионального уровня (например, принятие бюджета на очередной финансовый год);
сроками формирования статистической отчетности и отчетности о финансовой деятельности предприятия;
необходимостью согласования положений соглашений различного уровня и коллективных договоров.
Единые сроки подразумевают не проведение переговоров на всех уровнях в одно и то же время, а непрерывную последовательность переговоров, поскольку завершение переговоров на одном уровне, как правило, дает начало им на другом. При этом ход и результаты переговоров на каждом из уровней значимы не только для этого уровня, но и для всех, определяют позиции в переговорах профсоюзов в целом.
Если соглашение или коллективный договор заключены на срок более одного года, переговоры по их изменению и дополнению, необходимость которых вызвана изменением законодательства или решениями исполнительной власти, проводятся практически в те же сроки, что и основные переговоры.
Если необходимость изменения соглашений и коллективных договоров вызвана специфической ситуацией, складывающейся на соответствующем уровне, то переговоры могут быть проведены по мере необходимости.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключаются:
На федеральном уровне:
Генеральное соглашение, устанавливающее
общие принципы регулирования социально-
Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или отраслей. Та же ст.47 Трудового кодекса гласит, что отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться в те же сроки, что и Генеральное соглашение, т.е. до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации:
Региональные соглашения, устанавливающие
общие принципы регулирования социально-
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или отраслей, функционирующих в регионе. Срок их заключения корреспондируется со сроками подписания отраслевого, заключаемого на федеральном уровне, и регионального соглашений.
На уровне административно-
Территориальные соглашения, устанавливающие
общие условия труда, а также трудовые
гарантии и льготы работникам, связанные
с территориальными особенностями города,
района, административно-
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или отраслей на территории соответствующего муниципального образования. Срок их заключения зависит от сроков подписания всех вышестоящих соглашений.
Независимо от уровня переговоров кампания по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров требует ряд обязательный действий. В их числе:
- проверка легитимности
стороны работодателей (
- формирование профсоюзной
стороны переговоров (в случае
наличия на соответствующем
- предложение социальным
партнерам о начале
- выработка стратегии переговоров;
- подготовка профсоюзных переговорщиков.
Проверка легитимности стороны работодателей
Сложившаяся ситуация с юридическим статусом объединения работодателей на любом уровне (отраслевом, региональном) требует от профсоюзов особого внимания к организациям работодателей, с которыми они намерены вступить в переговоры.
Профсоюзы должны располагать полной информацией о составе данных объединений, количестве работников отрасли (региона), состоящих в трудовых отношениях с работодателями, входящими в объединение.
Официальным стартом процесса ведения переговоров является письменное предложение, направленное социальным партнерам. Целесообразно к этому письму приложить предложения профсоюзов к проекту соглашения (колдоговора).
Законодательство установило срок – семь дней, в течение которых переговоры должны начаться.
Практика показала, что, в основном, отказываются от заключения колдоговора работодатели акционерных обществ. Следует иметь в виду, что работники, имеющие акции акционерного общества, но продолжающие работать по найму, обладают тем же объемом прав, как и работники, не имеющие акций. Уставы акционерных обществ регулируют отношения собственности, вопросы управления ею, права и обязанности управленческого персонала, которому передано право управления, и не регулируют трудовые отношения остальных работников.
Непосредственно коллективные
переговоры по подготовке проекта коллективного
договора, соглашений на всех уровнях
проходят в рамках трех(двух)сторонние
комиссий по регулированию социально-
Выработка стратегии переговоров
Для успешного прохождения переговоров профсоюзам целесообразно разработать сценарий ведения переговоров.