Естественные монополии и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...2-3
1. Объективные условия возникновения и сущность естественных монополий в рыночной экономике………………………………....4-6
2.Роль естественных монополий в экономике России…………….7-8
3.Ценообразование в условиях естественной монополии…….....9-12
4.Государственное регулирование деятельности естественных монополий…………………………………………………………13-18
Заключение………………………………………………………...19-20
Список изученной литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

      Уфимский государственный авиационный  технический университет

                              Кафедра экономической теории

 

 

                                    

                                   Реферат по микроэкономике

                                                      на тему:

                «Естественные монополии и их роль в экономике»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

заочной ф.о.

ф-та ИНЭК, гр. Э-112

Гикрамина Ю.Д.

 

Проверила:

преподаватель

 Никонова С.А.

 

                                        

                                                  Уфа-2013

План:

Введение……………………………………………………………...2-3

1. Объективные условия  возникновения и сущность естественных  монополий в рыночной экономике………………………………....4-6

2.Роль естественных монополий в экономике России…………….7-8

3.Ценообразование в условиях  естественной монополии…….....9-12

4.Государственное регулирование  деятельности естественных  монополий…………………………………………………………13-18

Заключение………………………………………………………...19-20

Список изученной литературы………………………………………21 

 

 

 

Введение.

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что  позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую  составляющую в качестве причины  этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение  является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных  с конкуренцией. А также монопольное  положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Монополия представляет собой  крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Несмотря на очевидную  зрелость, до окончательного оформления теории конкурентных отношений с  учетом различных форм рыночной власти, которая могла бы предоставить теоретические  предпосылки для формирования универсальной  концепции конкурентной политики и  антимонопольного регулирования, применимой в условиях многовариантности экономических систем, еще далеко. Даже по базовым вопросам теории монополии и конкуренции по сей день идет широкая дискуссия.

 

 

1. Объективные  условия возникновения и сущность  естественных монополий в рыночной  экономике.

В некоторых отраслях экономики  наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких фирм-конкурентов, т. е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких. 

Эта эффективность обусловлена  особой значимостью для таких  отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую (рис.1).

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией. 
 
В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу). 
 
Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. 
 
К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро -, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т. п. 
 
Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса, будет обходиться слишком дорого. 
 
В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования -трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т. д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего

минимального уровня. Здравый  смысл подсказывает, что дешевле  пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти или газа. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль естественных  монополий в экономике России.

В силу своего огромного  значения для экономики в целом  постоянное внимание привлекают три  главные естественные монополии - «Газпром», «ЕЭС России» и МПС. Эти гигантские организации, контролирующие значительную часть природного и экономического потенциала страны и огромные активы, унаследованные ими с советского периода. Гораздо меньше интереса вызывают такие сферы естественных монополий, как трубопроводный транспорт - "Транснефть", телекоммуникационный сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, морские, речные и авиапорты. Во многом это объясняется тем, что  они стали объектами "тихого передела".

ОАО «Газпром». Роль "Газпрома" в российской экономике трудно переоценить. Это постоянно разрастающаяся компания, которая только в 2007 году принесла в свои закрома 91 миллиард долларов. Компания дает 8% ВВП страны, ее доля в экспорте России составляет 14%. В ней работает 432000 человек, размеры выплачиваемых ею налогов равны 20 процентам российского бюджета, у нее самые разные деловые интересы и предприятия - от сельскохозяйственных до авиационных.

Компания является крупнейшим поставщиком газа в Европу. Она  становится важным источником получения  газа для быстро развивающихся рынков Азии, таких как китайский и южнокорейский. В 2005 году она по настоянию Кремля приобрела у магната Романа Абрамовича пятую по размерам в России нефтяную компанию. Если объединить добычу нефти и природного газа, то "Газпром" ежедневно добывает больше энергоресурсов, чем вся Саудовская Аравия.

Сегодня, когда Россия пытается восстановить свое былое геополитическое  влияние, которым пользовалась в  советские времена, она в целях  самоутверждения размахивает не ядерными ракетами, а энергоресурсами. И все чаще в качестве артиллерии крупного калибра она использует "Газпром".

РАО «ЕЭС России». Электроэнергетика является одной из важнейшей и необходимой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан.

Клиентами РАО "ЕЭС России" являются все без исключения группы потребителей электроэнергии РФ - предприятия  промышленности, транспорта, сельского  хозяйства, бюджетные потребители, население.

ОАО РАО «ЕЭС России» в 2007 году обеспечивало работой почти 680 тыс. чел., а ее вклад в ВВП  страны составил около 3%.

ОАО «РЖД». Колоссальную роль в развитии отечественной экономики и дальнейшей интеграции России в мировую экономику играют система железных дорог и государственная компания ОАО "РЖД", объединившая в начале этого века все отечественные предприятия железнодорожного транспорта и инфраструктуры. РЖД, имеющая 1,3 млн. работников и объем доходов 20 млрд. долл., входит в число крупнейших российских компаний. Компания управляет инфраструктурой железнодорожного транспорта, включая 85,5 тыс. км железнодорожного пути, железнодорожные станции и прочие объекты инфраструктуры, а также владеет большим парком железнодорожного подвижного состава. РЖД вносит значительный вклад в российскую экономику, обеспечивая 39% грузооборота (83% без учета трубопроводного транспорта) и 34% пассажирооборота, что делает ее важным инструментом транспортной политики Правительства России. Доля отрасли в ВВП страны - около 3%.

 

 

 

3.Ценообразование в условиях естественной монополии.

Предоставление какой-либо компании исключительных монопольных  прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установления государственного контроля над деятельностью таких монополий. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией. 
 
На рис.1 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точкеЕ7, когда средние издержки все еще понижаются.

 

 
 Рис.1. Ценообразование в условиях естественной монополии

 
Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Qи Рсоответственно точке (E), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом. Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р1Е1МРM, а цена значительно превышает предельные издержки. 
 
Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Ев которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Qнеэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Qто дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Qявляется оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Ене может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли. 
 
Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D1. 
 
Экономия на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах. 
 
Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей. 
 
Рассмотрим, каким образом решается эта проблема. Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен. 
 
Правительство, как правило, сохраняет за собой право определять региональные границы деятельности естественного монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Например, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов определяются соответствующими государственными или муниципальными органами. 
 
В рыночной экономике фактором снижения цен и увеличения объема предложения товара является конкуренция. Однако в рассматриваемой си-

туации препятствием для включения механизма конкуренции является экономия от масштаба. Естественная монополия в этих условиях является структурой, минимизирующей издержки производства. Ведь при наличии множества фирм отрасль теряет имеющиеся преимущества. Средние издержки 2-х и более фирм были бы выше, так как объем производства каждой из них был бы меньше, чем у единственной фирмы. Масштаб производства, таким образом, является фактором, создающим барьеры для вхождения конкурента в отрасль. Если бы цена и выпуск продукции устанавливались конкурентным путем, то в этом случае объем производства каждой фирмы был бы на более низком уровне, а следовательно, и с более высокими средними издержками. Следовательно, антимонопольное регулирование, препятствующее образованию естественной монополии, увеличило бы общие издержки общества. 
 
Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия ограничивает выпуск продукции на уровне Р1и тем самым формирует издержки общества в размере заштрихованной площади E1EEна рис. 2. Следовательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил: монопольного производителя необходимо заставить производить больше Qи назначить цену ниже Рили посредством регулирования его деятельности, или национализацией соответствующей отрасли. 
 
Как и в условиях конкуренции, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя - естественного монополиста. Если пойти навстречу интересам потребителей и установить цены ниже издержек производства, это приведет к разорению и банкротству предприятий или потребует увеличения налогов для возмещения убытков производства за счет государственных субсидий.

 

4.Государственное регулирование деятельности естественных  монополий. 
 
• Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам. 

Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обусловливают рост чистых потерь общества. Если величина LMC ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком большой. Но в естественных монополиях, как мы неоднократно отмечали, издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это означает, что LMC всегда ниже LAC. Установление цены на уровне пересечения LMC и кривой спроса D (точка Е3)означает производство продукции в объеме Qи соответствующий уровень цены Р , которая в этом случае оказывается

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике