Естественные монополии и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...2-3
1. Объективные условия возникновения и сущность естественных монополий в рыночной экономике………………………………....4-6
2.Роль естественных монополий в экономике России…………….7-8
3.Ценообразование в условиях естественной монополии…….....9-12
4.Государственное регулирование деятельности естественных монополий…………………………………………………………13-18
Заключение………………………………………………………...19-20
Список изученной литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

ниже величины LAС, т. е. (Р2). Данная отрасль, таким образом, не получает нормальной прибыли на вложенный капитал. Следовательно, государство должно стремиться к установлению цен, максимально приближенных к предельным издержкам для минимизации «мертвого убытка» общества, но, вместе с тем, обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек фирмы-монополиста.

 

Рис. 2. Чистые потери общества от естественной монополии. 

В некоторых отраслях одним  из способов, с помощью которого можно было бы добиться такого баланса, является использование двухкомпонентного (гибкого) тарифа.

Двухкомпонентный тариф  представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание (или за получение минимальных норм социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции. 
 
Такой тариф может быть установлен при предоставлении услуг телефонной связи или снабжения электроэнергией. Например, может быть установлена фиксированная плата за подключение к государственной электрической сети, а затем - отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу дает компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая равна предельным издержкам. Телефонные компании могут предусматривать возможность пользования услугами, скажем, городской сети по фиксированному тарифу, а междугородной связью за дополнительную плату. 
 
Фиксированный тариф может быть установлен за пользование определенным объемом услуг (время телефонного разговора, количество квт/час электроэнергии, куб. м газа и т. п.), сверх которого вводится дополнительная плата за единицу услуги. 
 
• Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал. 
 
Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспечивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала.

Следовательно, ценовое регулирование отрасли естественного монополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. Поэтому регулируемая цена устанавливается на уровне пересечения LAC и кривой спроса D. При этом потери общественного благосостояния минимизированы по сравнению с монопольным установлением цены на уровне Р1
 
Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе долгосрочных средних издержек. 

  1.  
    При объеме выпуска Qпродукции производится меньше, так как цена превышает долгосрочные предельные издержки. Величина потерь общества при этом соответствует затененной области Е2СЕна рис. 2.
  2.  
    Долгосрочные предельные издержки многих предприятий естественных монополий, в частности, сферы коммунального обслуживания, имеют тенденцию к изменению в течение суток (день-ночь) или в зависимости от сезона (зима-лето). Цены должны отражать эти изменения величины LMC во времени. Цены, базирующиеся на LAC, такого изменения затрат обычно не отражают.

 
Если цена установлена выше LAC, то тем самым увеличивается прибыль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества возрастают. Следовательно, государственные регулирующие органы не выполняют свою задачу по защите потребителя услуг отрасли и сокращению потерь общества. 
 
• Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства. 
 
Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек. 
 
Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу. 
 
Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фактора. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода. 
 
Если государство регулирует цены естественного монополиста, то такое регулирование может привести к уменьшению издержек производства товара за счет ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижаются стимулы к улучшению качества товара или услуги, если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в условиях отсутствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на положении фирмы на рынке. 
 
Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регулируемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня. 
 
И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти естественного монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции. Роль государства заключается в том, чтобы облегчить по возможности появление новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью экономии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния естественного монополиста уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя реальный выход может быть и не осуществлен. 
 
В тех отраслях, где реорганизация отрасли путем разделения монопольного производства на несколько фирм или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является конкуренция не внутри отрасли, а конкуренция за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара (получение франчайза). Подобный способ встречается в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. 
 
В некоторых отраслях конкурентный механизм может быть встроен на отдельных участках в рамки естественной монополии. Например, прогресс в области внедрения новых технологий сделал возможным конкуренцию небольших электростанций с централизованными гигантами в сфере доставки электроэнергии потребителям на чужую территорию. 
 
Прекращение же деятельности естественной монополии может произойти (пусть это и звучит тавтологично) естественным путем в результате изменения технологии производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой  экономики и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций, т.к. именно они выступают  основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть  образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных  корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном  уровне. Национальная экономика без  таких компаний обречена на пассивную  роль в общемировых экономических  отношениях. На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром».

По своим экономическим, техническим и организационным  характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО  «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры  при разумном к ним отношении  могут не только вытянуть нашу экономику  из сегодняшнего прорыва, но и позволить  ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует  рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Реформы естественных монополий  не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».

Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных  прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а  не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список изученной  литературы.

  1. Бартенев, С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2006;
  2. Добрынин, А.И., Журавлева, Т.П. Общая экономическая теория: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2002;
  3. Курс экономической теории / под ред. Сидоровича А.В. – М.: ДИС, 2004;
  4. Курс экономической теории / под ред. М.И. Чепурина, К.И. Киселевой. – Киров: АСА, 2006;
  5. http://vesty.unipress.ru;
  6. http://www.vopreco.ru;
  7. http://www.finstal.ru;
  8. http://ru.wikipedia.org.

 

 


Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике