Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:15, курсовая работа
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие, типы и причины возникновения естественных монополий……………………………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и виды естественных монополий……………………………………………………………………………………………..…….….7
1.2. Влияние естественных монополий на экономику страны……………………………………………………………………………………………………………..9
2. Функционирование естественных монополий в экономике РФ..............13
2.1. Перспективы развития естественных монополий в РФ……………….13
2.2. Негативные стороны монополизма……………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………………………..…..24
Функционирование естественных монополий в экономике РФ
В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства. Это обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.
1. Естественные монополии –
наиболее устойчиво
Российские естественные монополии по своим производственным показателям не уступают многим пирровым гигантам. «Газпром» является одним из мировых лидеров по объёму полученной прибыли и представляет собой единственную российскую компанию, являющуюся серьёзным конкурентом на международном рынке.
2. В России естественные
3. Естественные монополии – затратообразующие отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает влияние на общий уровень цен.
В России инфляция носит преимущественно
«затратный» характер. Она в значительной
степени обуславливается
4. Естественные монополии
С одной стороны, опережающий рост
цен в этих отраслях способствует
нарастанию проблемы неплатежей. Поскольку
эти отрасли представляют в экономике
России высокомонополизированные структуры,
они имеют возможность
С другой стороны, в переходный период такие монополии как «Газпром» и «ЕЭС России» несут важные социальные функции в виде поставок газа, тепло- и электроэнергии неэффективным и социально ориентированным потребителям. Долгое время существовал обширный список объектов, «неотключаемых потребителей», составленный в соответствии с решениями Президента и Правительства, которых нельзя было лишать электроэнергии или газа ни при каких условиях. Такой порядок не способствовал энергосбережению и экономии топлива на этих предприятиях, а оплата за поставленные ресурсы фактически не производилась. В результате задолженность потребителей перед естественными монополиями достигла значительных размеров. В наши дни этот список заметно сокращён и разрабатываются схемы по обеспечению своевременных платежей с выделением целевых средств из бюджета. Однако финансирование этих расходов по-прежнему непостоянно.
5. Несовершенство механизмов
6. Неэффективная ценовая
Высокие тарифы на различные виды транспорта, на газ, электроэнергию и связь, в качестве основополагающего фактора, парализуют межрегиональные связи. В новых условиях производство в отдалённых регионах, сориентированное в прошлом на весь рынок страны, стало заведомо убыточным и работает теперь главным образом на местные рынки с их ограниченным и специфичным спросом. В отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов умеет место высокая дифференциация цен и тарифов между отдельными потребителями, причём в отдельных регионах не только между населением и организациями бюджетной сферы, с одной стороны, и коммерческими предприятиями – с другой, но и между отдельными коммерческими предприятиями.
Для
обеспечения равноправия
· Создать механизмы, предотвращающие получение эффектов потребителями одного региона за счёт потребителей другого региона
· Устранить или минимизировать имеющиеся ценовые диспропорции и схемы субсидирования потребителей, используемые в различных сотрудничающих регионах
· Способствовать получению эффекта от межрегиональной кооперации.
Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что, во-первых, в силу сложившихся российских условий, роль естественных монополий исключительно велика и весьма противоречива и, во-вторых, их роль неуклонно растёт в своевременных кризисных условиях. В вопросе о естественных монополиях пересекаются интересы трёх сторон: самих предприятий – естественных монополистов, потребителей (промышленных предприятий, населения и др.) и государства. Сегодня естественные монополии находятся в центре практически всех проблем экономики России. Очевидно, оптимизация механизма государственного регулирования цен и тарифов способна оказать не меньшее влияние на улучшение показателей экономического развития страны.
2.1.Перспективы развития естественных монополий в РФ.
Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике
естественная монополия сложилась
исторически. Образование РАО «ЕЭС
России» в форме акционерного
общества датируется ноябрём 1992 г., когда
были объединены мощности 700 электростанций
(ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы.
Основной целью образования РАО
было формирование оптового рынка электроэнергии.
При создании РАО около 50 новейших
электростанций – более половины
общих мощностей – были выведены
из состава территориальных АО-
Большая
часть проблем этой наиболее «продвинутой»
с точки зрения того, что принято
называть либеральными реформами, естественной
монополии порождена двумя
Справедливости
ради следует отметить, что толчком
к регионализации, дроблению единого
рынка электроэнергии послужило
введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов
по оплате электроэнергии потребителями
отдельных областей в зависимости
от реальных затрат каждой энергосистемы.
Такое решение привело к
Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.
Главная
проблема российской электроэнергетики
– неплатежи. В силу специфики
производимой продукции применение
санкций в отношении
Газовая промышленность. РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Среди
факторов, определяющих устойчивость
позиций «Газпрома» на мировом рынке,
- уникальность ресурсной базы и
наличие развитой системы газопроводов.
В создании единой системы газоснабжения
Россия определила страны западной Европы,
где подобная система только начинает
формироваться. Так, в Германии «Газпром»
имеет мощную систему газопроводов,
позволяющую выйти
Экономические
и финансовые успехи «Газпрома» во
многом объясняются, во-первых, началом
реформирования газовой отрасли
в 1989 г., что дало концерну два дополнительных
года для адаптации к новым
условиям хозяйствования. Во-вторых, к
началу реформ «Газпром» располагал
опытом работы на внешних рынках. Ему
удалось успешно реализовать
свою, «газпромовскую» модель экономических
реформ. Как крупные, так и менее
значимые предприятия, входящие в систему
«Газпрома», фактически остаются его
производственными
Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.
Избранная
«Газпромом» модель развития определяет
характер и направления взаимодействия
корпорации с государством. Лишь в
качестве крупной компании – естественной
монополии – «Газпром» способен
в обозримом будущем стать
мощным «локомотивом» экономики
России. Демонополизация «Газпрома»
означала бы создание благоприятных
условий для внешних
Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.
Информация о работе Естественные монополии и их влияние на российскую экономику