Естественные монополии и их влияние на российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие, типы и причины возникновения естественных монополий……………………………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и виды естественных монополий……………………………………………………………………………………………..…….….7
1.2. Влияние естественных монополий на экономику страны……………………………………………………………………………………………………………..9
2. Функционирование естественных монополий в экономике РФ..............13
2.1. Перспективы развития естественных монополий в РФ……………….13
2.2. Негативные стороны монополизма……………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………………………..…..24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

Функционирование естественных монополий  в экономике РФ

В российских условиях естественные монополии заслуживают  пристального внимания со стороны государства. Это обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.

 

1. Естественные монополии –  наиболее устойчиво функционирующие  отрасли экономики. Их меньше  всего затронул спад производства  в 90-х. С 1990 по 1997 гг. в электроэнергетике  снизилось только на 25% при общем  падении производства в промышленности  на 55%. Эти отрасли составляют  основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). Доля естественных монополий в ВВП составляет около 15%, большую часть из которых производят ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО «Газпром».

Российские  естественные монополии по своим  производственным показателям не уступают многим пирровым гигантам. «Газпром»  является одним из мировых лидеров  по объёму полученной прибыли и представляет собой единственную российскую компанию, являющуюся серьёзным конкурентом  на международном рынке.

 

2. В России естественные монополии  – это бюджетообразующие отрасли. Налоги с «Газпрома» составляют 25% всех налоговых поступлений. Для сравнения, банковская сфера даёт в казну всего 4%. Практика последних лет показывает, что при ослаблении государственного контроля предприятия этих же отраслей становятся крупнейшими неплательщиками налогов. Учитывая, что их реальные финансовые показатели немного превышают показатели работы предприятий других отраслей, факт неуплаты налогов не может быть в достаточной мере обоснован задолженностью потребителей их продукции (услуг).

 

3. Естественные монополии –  затратообразующие отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает влияние на общий уровень цен.

 

В России инфляция носит преимущественно  «затратный» характер. Она в значительной степени обуславливается удорожанием  затрат. Рост денежной массы вызывает лишь 15-20% инфляции. Удорожание затрат воздействует на инфляцию не столько  непосредственно, сколько косвенно – через повышение инфляционного  потенциала экономики: рост затрат ведет  к недостатку доходов, требуемых  для поддержания воспроизводства. Объективная необходимость компенсации  этого дефицита вызывает увеличение цен.

 

4. Естественные монополии находятся  в центре проблемы неплатежей.

С одной стороны, опережающий рост цен в этих отраслях способствует нарастанию проблемы неплатежей. Поскольку  эти отрасли представляют в экономике  России высокомонополизированные структуры, они имеют возможность диктовать  цены. Посредством высоких тарифов  они могут перекладывать финансовое бремя расходов на свою продукцию  с тех, кто не имеет возможности  их оплачивать, на тех, кто ещё в  состоянии платить. Тем самым  создаётся дополнительная почва  и условия для неплатежей.

С другой стороны, в переходный период такие  монополии как «Газпром» и  «ЕЭС России» несут важные социальные функции в виде поставок газа, тепло- и электроэнергии неэффективным и социально ориентированным потребителям. Долгое время существовал обширный список объектов, «неотключаемых потребителей», составленный в соответствии с решениями Президента и Правительства, которых нельзя было лишать электроэнергии или газа ни при каких условиях. Такой порядок не способствовал энергосбережению и экономии топлива на этих предприятиях, а оплата за поставленные ресурсы фактически не производилась. В результате задолженность потребителей перед естественными монополиями достигла значительных размеров. В наши дни этот список заметно сокращён и разрабатываются схемы по обеспечению своевременных платежей с выделением целевых средств из бюджета. Однако финансирование этих расходов по-прежнему непостоянно.

 

5. Несовершенство механизмов регулирования  ведёт к перераспределению доходности  в пользу естественных монополий.  Благодаря своей монопольной  власти эти отрасли стремятся  назначить более высокую цену, чем сделала бы чисто конкурентная  фирма с такими же издержками. Монополисты фактически в состоянии  облагать «частным налогом» потребителей  и таким образом получать значительные  экономические прибыли. То есть  монополии объективно стремятся  обогатиться за счёт остальной  части общества. Эту опасность  представляют российские естественные  монополии, учитывая, что «ЕЭС  России» контролирует 98% потребителей, «Газпром» 94% внутреннего рынка,  МПС 77% грузооборота.

 

6. Неэффективная ценовая политика  увеличивает ценовые диспропорции  между регионами, ведёт к разрыву  межрегиональных экономических  связей.

Высокие тарифы на различные виды транспорта, на газ, электроэнергию и связь, в  качестве основополагающего фактора, парализуют межрегиональные связи. В новых условиях производство в  отдалённых регионах, сориентированное в прошлом на весь рынок страны, стало заведомо убыточным и работает теперь главным образом на местные  рынки с их ограниченным и специфичным  спросом. В отсутствии скоординированной  политики федеральных властей и  регионов умеет место высокая  дифференциация цен и тарифов  между отдельными потребителями, причём в отдельных регионах не только между  населением и организациями бюджетной  сферы, с одной стороны, и коммерческими  предприятиями – с другой, но и между отдельными коммерческими  предприятиями.

Для обеспечения равноправия регионов России между собой и в их отношениях с федеральными органами власти с  учётом специфики каждого из них; сокращения чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов; сохранения и укрепления территориальной целостности страны необходимо:

·              Создать механизмы, предотвращающие  получение эффектов потребителями  одного региона за счёт потребителей другого региона

·              Устранить или минимизировать имеющиеся  ценовые диспропорции и схемы  субсидирования потребителей, используемые в различных сотрудничающих регионах

·              Способствовать получению эффекта  от межрегиональной кооперации.

Суммируя  всё вышесказанное, можно сделать  вывод, что, во-первых, в силу сложившихся  российских условий, роль естественных монополий исключительно велика и весьма противоречива и, во-вторых, их роль неуклонно растёт в своевременных  кризисных условиях. В вопросе  о естественных монополиях пересекаются интересы трёх сторон: самих предприятий  – естественных монополистов, потребителей (промышленных предприятий, населения  и др.) и государства. Сегодня естественные монополии находятся в центре практически всех проблем экономики  России. Очевидно, оптимизация механизма  государственного регулирования цен  и тарифов способна оказать не меньшее влияние на улучшение  показателей экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Перспективы развития естественных монополий в РФ.

 

Электроэнергетика. В российской электроэнергетике  естественная монополия сложилась  исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда  были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО  было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Большая часть проблем этой наиболее «продвинутой»  с точки зрения того, что принято  называть либеральными реформами, естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций  так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями  электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.

Справедливости  ради следует отметить, что толчком  к регионализации, дроблению единого  рынка электроэнергии послужило  введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов  по оплате электроэнергии потребителями  отдельных областей в зависимости  от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых  станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых  электростанциями, пытающимися выйти  на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник  сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован  не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.

Главная проблема российской электроэнергетики  – неплатежи. В силу специфики  производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно  улучшить путем реализации значительного  экспортного потенциала РАО. В настоящее  время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.

Газовая промышленность. РАО «Газпром» создано  в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в  ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений  в федеральный бюджет.

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его  ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с  внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и  наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения  Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром»  имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно  на потребителя и тем самым  существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом  реформирования газовой отрасли  в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым  условиям хозяйствования. Во-вторых, к  началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему  удалось успешно реализовать  свою, «газпромовскую» модель экономических  реформ. Как крупные, так и менее  значимые предприятия, входящие в систему  «Газпрома», фактически остаются его  производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная структура  «Газпрома» позволяет ему разрабатывать  и реализовывать перспективную  программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает  крупные инвестиции в отечественную  обрабатывающую промышленность, по некоторым  оценкам, составляющие сотни миллионов  долларов. Стратегия конкуренций  на внешних рынках требует независимости  от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в  качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать  мощным «локомотивом» экономики  России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных  условий для внешних конкурентов  с самыми негативными последствиями  не только для него, но и для страны в целом.

Нецелесообразность  реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

Информация о работе Естественные монополии и их влияние на российскую экономику